Рецензия на альбом «Океан Ельзи» «Земля»

166
Опубликовано 22 мая 2013 г.
Автор: Сергей Кейн

Святослав Вакарчук и компания уделили достаточно внимания форме, но содержание здесь все чаще уступает место пустому звуку.

Стоило ли вообще ради этого раскошеливаться на именитого саунд-продюсера и клипмейкеров из Британии?


Всем от Мукачево до Харькова ясно, что сегодня «Океан Ельзи» — единственная по-настоящему большая группа в Украине. Уже начался тур по стране из 28 концертов, и все они непременно пройдут при полных аренах и стадионах. Грандиозный успех, но еще и ответственность — не оплошать, нести массовому слушателю смысл, истину. Как раз этого, в первую очередь, и не хватает их новому альбому «Земля».

Со временем (во многом — благодаря концертам) некоторые композиции раскрываются в полной мере, а другие увядают, не спасает даже живой концертный звук.

Одна из лучших и пока недооцененных — песня «На небі». Предельно простая, но при этом — чистая, светлая. Еще один красочный момент — отчаянная баллада «Обійми» («тюркская народная песня», как охарактеризовала ее Джамала) под акустическую гитару. Все-таки Святослав Вакарчук умеет, лирические номера — его главный конек. Так, чтобы многие прослезились. Вот бы на концертах «Океанов» публика, наконец, перестала упрямо требовать на бис одну и ту же «Відпусти», теперь ей есть достойная замена.

«Стіна» — главный рок-н-ролльный драйвер альбома, перекочевавший из репертуара супергруппы Вакарчука «Брюссель». Студийную версию сделали недостаточно сочной, будто нарочно, чтобы на концерте был выгодный контраст. Да и без флейты Бабкина и клавиш Шурова песня зазвучала иначе. Весь упор — на гитару. Соло в этой песне — блистательный прощальный подарок Петра Чернявского группе. Его лучшая партия со времен альбома «Gloria» (2005).

Чернявский успел записаться в песнях «Стіна», «Незалежність», «Стріляй», «Обійми», «На небі», остальные — за сербом Владимиром Опсеницей. Закрытая презентация альбома в Киеве показала, что это самый мощный гитарист в истории «Океанов», никогда еще их гитара не звучала так напористо.

Когда выяснилось, что альбом называется «Земля», обложка усеяна зернами, а новый гитарист командирован из Сербии, предвкушались мотивы в духе песни «Дзвони» из альбома Святослава Вакарчука «Вночі». Что-то с этно-уклоном. Отчасти это воплотилось в песне «З нею». Другое заигрывание с географией — восточные мотивы в песне «Караван».

Вакарчук — вообще талантливейший мелодист, и в этом альбоме хватает интересных мелодических решений. Главная проблема — тексты. К примеру, «Стріляй», при всем ее драйве, — случайный генератор назойливых рифм. «Вуаль, диагональ, кришталь, даль». В общем, Стендаль жует миндаль, вокруг — одна печаль. Но даже с такими огрехами, после пресной «Незалежність» и недоразумения «Rendez-Vous» песня «Стріляй» воспринимается на ура.

«Бодегіта» —  местный камень преткновения, самый внезапный текст под самую беззаботную мелодию. «Я зайшов у Бодегіту і замовив там мохіто, два мохіто — і між нами буде літо», — таким рифмам и смыслам позавидовал бы Тимати, чики на каблах довольно погрызывают коктейльные трубочки. «Ми не хочем зупинятися, ми будем обійматися», — обилие рифм на глаголы, куда же без них. Хотя даже все это не так странно и плохо, как песня «Надя» из прошлого альбома.

«Пори року» — заигрывание с композиционными приемами Queen. Здесь и характерное фортепиано, и бэки, и разлогое гитарное соло. Под занавес остается минорная, мелодически богатая «Коли навколо ні душі», тоже под фортепиано.

Общее настроение альбома настораживает. Стало слишком много манерности, которой не веришь. Вероятно, у них это называется профессионализмом.

Святослав Вакарчук уделил достаточно внимания форме, но содержание здесь все чаще уступает место пустому звуку. Стоило ли вообще ради этого раскошеливаться на именитого саунд-продюсера и клипмейкеров из Британии? Больше похоже не на погоню за качеством, а на местечковые комплексы, мастерски описанные Старицким больше ста лет тому назад. Ту же «Стріляй» мог бы экранизировать хоть Придувалов, хоть студенты-режиссеры, и не хуже автора клипов Ноэля Галлахера.

Как бы там ни было, «Земля» — это, определенно, лучше и объемнее, чем прошлый альбом «Dolce Vita» (2010). Новый диск насыщен идеями и поисками, пусть даже эти поиски порой не приводят ни к чему хорошему.

Оценка: 5/10

В плейлист: «Стіна», «На небі», «Стріляй».


Бонус. Не удержались, смонтировали пару кубов, как-то само получилось.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 166 комментариев
  • Олег 22 мая 2013 г. 12:35
    А по мне - слишком критично и с претензией. Пока лучше ОЕ в Украине я ничего не слышал. По текстам - обратитесь к молодым командам и спросите, почему те пишут тексты на английском с элементарными рифмами. Для этого нужен талант. Вакарчук давно доказал свою состоятельность как автора текстов и если он решил пойти на такой, как автору кажется, банальный шаг - это его право, как создателя.

    З.ы. давно слежу за этим ресурсом и здесь 10/10 может получить только любой, даже самый убогий альбом Radiohead или Тома Йорка)
  • pazman 22 мая 2013 г. 14:27
    "Пока лучше ОЕ в Украине я ничего не слышал"

    ------------------------------------

    Вы имеет ввиду в целом или только этот альбом?

    Например, последний альбом Елки заруливает все что сделал Вакарчук после Суперсимметрии.

    Или это считается не украинская музыка?)
  • Олег 22 мая 2013 г. 15:30
    простите, а что значит "заруливает"???))
  • Стас 22 мая 2013 г. 14:33
    Йолки? Ліза, це ти? :)
  • v 22 мая 2013 г. 14:17
    том йорк рулииииитттттттт!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  • Рома 22 мая 2013 г. 13:10
    Скрябін по текстам сильніший за "океанів"... До речі, Вакарчуку до Тома Йорка ще досить далеко.
  • Р 22 мая 2013 г. 15:14
    Нынешний Скрябин? Батенька, тогда Михаил Круг и Грэгори Лэпс - ваши ориентиры.
  • Рома 22 мая 2013 г. 15:43
    Я мав на увазі старий Скрябін, і його тексти, а не музичну частину. Послухай "Най буде дощ", або "Сам собі країна"...
  • Р 22 мая 2013 г. 18:03
    Да и тогда на один хороший текст десять бредовых попадалось. Это как раз ОЭ в лучшие времена приятно удивлял смыслом.
  • Дмитрий Бречко   22 мая 2013 г. 12:55
    Крихітка по текстам сильнее, чем нынешний ОЕ.

    И у radiohead нет убогих альбомов.
  • Vova Soldatenkov   22 мая 2013 г. 15:22
    а я думал что у Radiohead есть только хорошие песни, а вот альбомов и в помине хороших не наблюдается :)
  • Дмитрий Бречко   22 мая 2013 г. 15:44
    а вы еще немного подумайте :-)
  • Олексій Донога   22 мая 2013 г. 13:01
    Є, і навіть не один :)
  • Стас 22 мая 2013 г. 13:49
    Альбоми РХ можуть бути гірше...тільки інших альбомів РХ :)
  • Александр 22 мая 2013 г. 13:38
    Ой, расскажите, что же это за альбомы?
  • cornelius 23 мая 2013 г. 11:33
    Александр, вы притворяетесь недалеким или просто не разбираетесь в музыке?
  • Рома 22 мая 2013 г. 13:12
    Ти їх порівнюєш з москальським роком?
  • Дарья Синельникова 22 мая 2013 г. 12:33
    Из тех песен, что мне нравится Незалежність:) одна из любимых на этом альбоме)) чего не скажешь про Стріляй, например. Что песня, что клип - одно сплошное недоразумение(((
  • Рома 22 мая 2013 г. 12:33
    Кейн, ти один з тих небагатьох, який написав правдиву рецензію!!! Трохи дістали вислови переважної більшості "крітіков" типу "Земля" - це одна з кращих робіт «Океану», якщо не найкраща..."

    Слухай, може тобі вже час стати українським політичним журналістом і рубити "правду-матушку"? - це я, типу, пожартував! ))
  • Наташа 22 мая 2013 г. 17:17
    Рубить свою правду-матушку и быть объективным - разные вещи. Влезть в голову и душу другому невозможно. У каждого есть право сыграть так, а не иначе - имеют право, а могут вообще все забросить. И нечего будет критиковать. Знаете, критика хороша от тех, кто сам что-то делает.

    И еще, зачем читать "вислови"? Нужно расти и слушать душой.
  • Andriy Gajdut   22 мая 2013 г. 18:42
    критика хороша от профессиональных критиков. те кто "сам что-то делает" пусть делают это хорошо. тогда и критика будет хорошая.
  • Maxim Komlev   22 мая 2013 г. 12:26
    Смело и ожидаемо. Согласен с тем, что этот альбом лучше предыдущего, и да, качество чувствуется, но вот.. Ай, ладно, все равно всегда есть те 3 альбома, остальные так, пару точных попаданий но без целостности.
  • Nastya Marushevska   22 мая 2013 г. 12:24
    Прослухала альбом 1 раз, а це багато про що говорить.

    Рецензія - просто краса :)
  • Володя 22 мая 2013 г. 12:24
    як на мене цей альбом один з найкращих - якість звучання і просто супер гітара від двох класних музикантів. 9 з 10 і крапка.
  • Р 22 мая 2013 г. 13:07
    * -- звук человека, упавшего в обморок.
  • Alexender Barrett   22 мая 2013 г. 12:18
    рецензия - толково и даже с привкусом злости на "единственную по-настоящему большую группу в Украине" за откровенную халатность. Понимаешь мотивы, понимаешь что двигало музыкантами, но смысла в этом не видишь. При всей убыточности производства "интеллектуальной собственности" на просторах бывшего СНГ выпускать такую "поделку", мягко говоря, накладно.

    За последнюю видео-зарисовку спасибо.) Немножко скрашивает привкус земли...
  • Дмитрий Бречко   22 мая 2013 г. 12:16
    во всем согласен, кроме того, что земля лучше дольче виты.

    там и онлайн, и надя (которая специально такая примитивная), и ордена.

    здесь же только "крутой саунд-продюсер" и "иностранная студия". о музыке забыли.
  • Oleg Sadovets   22 мая 2013 г. 12:08
    Очень адекватная рецензия

Лучшие комментарии
22.05.13 14:17
45
Alex the Weird
Альбом, конечно, далеко не вершина творчества О.Е., но Кейн палку явно перегнул. "Земля", как минимум, лучший альбом после "Глории" - многие скажут, мол, невелика радость, - но в любом случае, это уже явно не 5/10. Касаемо текстов - ну а чего вы хотите от поп-музыки, чёрт побери? Если кто-то всё еще ждёт второй "Суперсимметрии", со всей её глубиной, шириной и чем еще только не, спешу огорчить, такого не будет. Группа выпустила 8 альбомов, и не могут они все, увы, быть одинаково гениальными. Холиварить на тему "Вакарчук уже не торт" vs. "Вакарчук не должен никому ничего доказывать" - тем более бессмысленно. Вакарчук просто делает то, что хочет, и до тех пор, пока фанатам нравится, пусть делает.
А от цікаво, якщо б "Земля" - це був самий перший альбом Океанів, то його, мабуть, назвали геніальним, зате коли він 8-ий, то всі кому ні лінь заспівали в один голос "Могло б бути і краще". Тепер всі шукають симетричної серйозності і філософської суперовості. Новий альбом - унікальний, бо простий, як дівоча посмішка, закоханний погляд і пшенична зернина. Насолоджуйтесь океаном музики і співу,а не аналізуйте якість рими - залиште це філологам для наукової роботи. До речі, пане Кейн, а які б рими підібрали б ви до слова "вуаль", щоб не було схоже на генератор?
22.05.13 12:08
39
Очень адекватная рецензия
С чего, блин, rendez-vous - то недоразумение? Совсем что ли? А на Надiю вообще с какого - го перепугу погнали свою журналистскую бочку? Бесталанный писака решил оттачивать своё "мастерство", щеголяя "вкусными" фразульками и якобы знанием истории музыки. Альбом отличный, всем бы такие "недоразумения".
22.05.13 12:35
33
Олег
А по мне - слишком критично и с претензией. Пока лучше ОЕ в Украине я ничего не слышал. По текстам - обратитесь к молодым командам и спросите, почему те пишут тексты на английском с элементарными рифмами. Для этого нужен талант. Вакарчук давно доказал свою состоятельность как автора текстов и если он решил пойти на такой, как автору кажется, банальный шаг - это его право, как создателя. З.ы. давно слежу за этим ресурсом и здесь 10/10 может получить только любой, даже самый убогий альбом Radiohead или Тома Йорка)