Рецензия на альбом «Океан Ельзи» «Земля»

166
Опубликовано 22 мая 2013 г.
Автор: Сергей Кейн

Святослав Вакарчук и компания уделили достаточно внимания форме, но содержание здесь все чаще уступает место пустому звуку.

Стоило ли вообще ради этого раскошеливаться на именитого саунд-продюсера и клипмейкеров из Британии?


Всем от Мукачево до Харькова ясно, что сегодня «Океан Ельзи» — единственная по-настоящему большая группа в Украине. Уже начался тур по стране из 28 концертов, и все они непременно пройдут при полных аренах и стадионах. Грандиозный успех, но еще и ответственность — не оплошать, нести массовому слушателю смысл, истину. Как раз этого, в первую очередь, и не хватает их новому альбому «Земля».

Со временем (во многом — благодаря концертам) некоторые композиции раскрываются в полной мере, а другие увядают, не спасает даже живой концертный звук.

Одна из лучших и пока недооцененных — песня «На небі». Предельно простая, но при этом — чистая, светлая. Еще один красочный момент — отчаянная баллада «Обійми» («тюркская народная песня», как охарактеризовала ее Джамала) под акустическую гитару. Все-таки Святослав Вакарчук умеет, лирические номера — его главный конек. Так, чтобы многие прослезились. Вот бы на концертах «Океанов» публика, наконец, перестала упрямо требовать на бис одну и ту же «Відпусти», теперь ей есть достойная замена.

«Стіна» — главный рок-н-ролльный драйвер альбома, перекочевавший из репертуара супергруппы Вакарчука «Брюссель». Студийную версию сделали недостаточно сочной, будто нарочно, чтобы на концерте был выгодный контраст. Да и без флейты Бабкина и клавиш Шурова песня зазвучала иначе. Весь упор — на гитару. Соло в этой песне — блистательный прощальный подарок Петра Чернявского группе. Его лучшая партия со времен альбома «Gloria» (2005).

Чернявский успел записаться в песнях «Стіна», «Незалежність», «Стріляй», «Обійми», «На небі», остальные — за сербом Владимиром Опсеницей. Закрытая презентация альбома в Киеве показала, что это самый мощный гитарист в истории «Океанов», никогда еще их гитара не звучала так напористо.

Когда выяснилось, что альбом называется «Земля», обложка усеяна зернами, а новый гитарист командирован из Сербии, предвкушались мотивы в духе песни «Дзвони» из альбома Святослава Вакарчука «Вночі». Что-то с этно-уклоном. Отчасти это воплотилось в песне «З нею». Другое заигрывание с географией — восточные мотивы в песне «Караван».

Вакарчук — вообще талантливейший мелодист, и в этом альбоме хватает интересных мелодических решений. Главная проблема — тексты. К примеру, «Стріляй», при всем ее драйве, — случайный генератор назойливых рифм. «Вуаль, диагональ, кришталь, даль». В общем, Стендаль жует миндаль, вокруг — одна печаль. Но даже с такими огрехами, после пресной «Незалежність» и недоразумения «Rendez-Vous» песня «Стріляй» воспринимается на ура.

«Бодегіта» —  местный камень преткновения, самый внезапный текст под самую беззаботную мелодию. «Я зайшов у Бодегіту і замовив там мохіто, два мохіто — і між нами буде літо», — таким рифмам и смыслам позавидовал бы Тимати, чики на каблах довольно погрызывают коктейльные трубочки. «Ми не хочем зупинятися, ми будем обійматися», — обилие рифм на глаголы, куда же без них. Хотя даже все это не так странно и плохо, как песня «Надя» из прошлого альбома.

«Пори року» — заигрывание с композиционными приемами Queen. Здесь и характерное фортепиано, и бэки, и разлогое гитарное соло. Под занавес остается минорная, мелодически богатая «Коли навколо ні душі», тоже под фортепиано.

Общее настроение альбома настораживает. Стало слишком много манерности, которой не веришь. Вероятно, у них это называется профессионализмом.

Святослав Вакарчук уделил достаточно внимания форме, но содержание здесь все чаще уступает место пустому звуку. Стоило ли вообще ради этого раскошеливаться на именитого саунд-продюсера и клипмейкеров из Британии? Больше похоже не на погоню за качеством, а на местечковые комплексы, мастерски описанные Старицким больше ста лет тому назад. Ту же «Стріляй» мог бы экранизировать хоть Придувалов, хоть студенты-режиссеры, и не хуже автора клипов Ноэля Галлахера.

Как бы там ни было, «Земля» — это, определенно, лучше и объемнее, чем прошлый альбом «Dolce Vita» (2010). Новый диск насыщен идеями и поисками, пусть даже эти поиски порой не приводят ни к чему хорошему.

Оценка: 5/10

В плейлист: «Стіна», «На небі», «Стріляй».


Бонус. Не удержались, смонтировали пару кубов, как-то само получилось.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 166 комментариев
  • Андрей Гринь   16 июля 2014 г. 0:28
    Чепуха что пишут, достойный альбом. Прошлый не очень, а этот мелодичный и за это я их люблю. Впечатлила эта работа. Давно не слышал такой лирики.
  • котег 29 ноября 2013 г. 0:50
    КГ/АМ
  • cornelius 29 ноября 2013 г. 0:57
    что ник, что комментарий...
  • Камил 22 августа 2013 г. 11:52
    Сума сойти...идиотская рецензия...кто её автор?
  • Юрий 27 июня 2013 г. 15:47
    Рецензент по имени Никита Богословский нечто похожее уже когда то писал. Скажите Сергей, он случайно не ваш родственник? http://22-91.ru/upload/images/photo/1a/69/d9336a1d73515dffc62586467a9a1367345723.jpg
  • Felis Margarita 26 июня 2013 г. 15:22
    Абсолютно объективная рецензия. « Земля» стала большим разочарованием для меня. При всей моей любви к творчеству ОЕ стоит признать, что это один из самых слабых альбомов группы.
  • Петр 24 июня 2013 г. 19:24
    Что за чмо это написало??? ;)

    Забитые стадионы - вот это рецензия! Зайди на концерт Лободы, где в зале 200 человек сидит )))) Был в Днепре и обязательно поеду в сентябре в Киев.
  • cornelius 24 июня 2013 г. 21:21
    на Ваенгу билеты за два дня распродаются. так что пойди лососни тунца, знаток.
  • Юрій Новінський   7 октября 2013 г. 13:01
    да уж-"звезда")))
  • Валерія 19 июня 2013 г. 21:44
    «…а и без флейты Бабкина и клавиш Шурова песня зазвучала иначе. Весь упор — на гитару. Соло в этой песне — блистательный прощальный подарок Петра Чернявского группе. Его лучшая партия со времен альбома «Gloria» (2005)». Дозвольте мені таку наглість, сказати – а ким би були Бабкін, Шуров, Чернявський без Вакарчука? Так, вони дуже талановиті, самодостатні музиканти. Але старт їх був саме у складі О.Е., і я думаю що вони одне одному завдячують кар’єрою. Давайте ще будемо враховувати той факт, що Святослав Іванович збирає величезні стадіони, переповнені натовпом захопленого люду. Для Дніпропетровську концерт за енергетикою, драйвом, та за смисловим наповненням був кращим за весь рік. І навряд чи Вакарчука хоч хтось « переплюне».

    Абсолютно згодна, що «Вакарчук — вообще талантливейший мелодист, и в этом альбоме хватает интересных мелодических решений», однак дуже хочу очень хочется спростувати лейтмотив вашої статті. У чому конкретно ви не бачите сенсу? Як на мене у фразах типу: «Джульэтта, кажуть що любов уже мина…Хіба б ти мовчала, Джульєтта?» або «Чи вистачить нам сили, зробити так, щоби впала стіна?», чи «Я віддам тобі своє золото, бо воно - обман», достатньо переконливо і популярно викладений зміст. Дуже зрозуміло, що хотів скзати виконавець.

    От ви кажете, що «случайный генератор назойливых рифм». Може конкретно ви так чуєте? Так, фразу: «Я заплатив за свій урок» важко зрозуміти, не знаючи якихось біографічних даних автора. Тим не менш «Слова, слова немов вуаль». А хіба ми не використовуємо пафос речей задля прикриття власних вигід, або справжніх бажань? От і отримуємо, що використовуємо слова як вуаль. І в цілому, алегорії та метафори. Зрозуміло, зо багато людей використовують їх або забарвити мовотворчість.

    А чого ж ви хотіли? Зробити пісню, і щоб гарно, і щоб просто, і щоб подобалось, і щоб розумів кожен? Такого не буде. Зрозуміло, що треба якось і під ритм підганяти. Підсумовуючи, я вже давно слухаю цю пісню, і «генератора назойливых рифм» там не бачу, думаю багато людей зі мною погодяться.

    «пресная «Незалежність». А що ви маєте на увазі? Що конкретно вас не влаштовує?

    Шукали сенсу? Тут його як раз дуже і дуже. «Моя субтильна незалежність» - майже як «Пісня про Роланда», де головний герой звертається до свого дюрандалю як до дівчини (ніжно-ніжно). (маленький екскурс до лінгвістики французькою дюрандаль жіночого роду і звучить приблизно «О, моя дюрандаль»). До речі одразу видно, що ви чоловік. Ця пісня торкнулася багатьох жіночих сердець. А також видно, що ви незакоханий чоловік. Бо лейтмотив пісні – жертва чоловіка своєю дорогоцінною незалежністю заради тої, що так кохає – вам не знайома.

    «недоразумения «Rendez-Vous». Шановний Сергію, пояснюйтесь чіткіше. З ваших слів, усе скидається на заздрощі. Прокоментувати нічого, бо тут вже зовсім не розумію, що вам не так.

    Бодегіта. Абсолютно прекрасно обіграна ідея проведення відпочинку. Чи ви ніколи не славились тим, що перехилили чарочку-другу і зранку опинися в ліжку з незнайомкою? Ви дві фрази з контексту вирвали і зробили висновок. А як же фраза: «Непотрібні ваші бачення на моду й телебачення. Хіба то має значення?» - як на мене цілком виправдана і зрозуміла для наших часів фраза. До речі, дякую за «Надю» переслухала три рази – мені сподобалася.

    «Пори року» — заигрывание с композиционными приемами Queen». Мушу погодитися, в деяких моментах схоже на мотиви Queen. Хоча до того, як ви це написали не прислухалася.

    «Коли навколо ні душі» як на мене дуже душевна, гарна пісня, у кращих традиціях ОЕ. Ну хоча про неї ви фактично нічого не сказали. Особливо сподобалася фраза «І най чекає цілий світ».

    «Стоило ли вообще ради этого раскошеливаться на именитого саунд-продюсера и клипмейкеров из Британии?» - ось ця думка дуже популярна чомусь серед людей. Я б дуже різко і безапеляційно відповіла – так. В Україні, на жаль такого не роблять. Нам ще далеко. А Росії тим паче…. якщо вони колись взагалі зможуть хоч щось нормальне зробити.

    «Как бы там ни было, «Земля» — это, определенно, лучше и объемнее, чем прошлый альбом «Dolce Vita» (2010). Новый диск насыщен идеями и поисками, пусть даже эти поиски порой не приводят ни к чему хорошему». Погоджуюся в основній думці, альбом дійсно кращий. Але «Dolce Vita» - дуже гарній альбом. Взяти хоча б «Я так хочу…», або «На лінії вогню». А перегравання української народної пісні «Ой, чий там кінь стоїть» - взагалі поза сумнівом. Починаєш зовсім по іншому сприймати рідний фольклор.

    Замість висновку:

    Океан Ельзи – неперевершена група, занана далеко поза межами нашої країни. «Земля» - безперечно крок уперед для Святослава Ігоровича. Як завжди не підводить слухачів і робить дійсно якісну музику. Але, як доводить ваша «швальна рецензія», з музикою як із книгами – кожному своє. Стосовно «лейтмотиву» вашої статті – відсутності сенсу у піснях, може ви просто незрозуміли? Передивіться словник, довчіть українську (судячи з мови статті, ви з нею «на ви»), і усе побачите. Як на мене, кожна пісня альбому по-своєму вистрілює і попадає у саме серце. І Святослав Ігорович цікавий людям не милим личком (хоча воно дійсно дуже гарне), не красою гарного торсу (що теж важко заперечувати), а глибоким сенсом, який він вкладає у свої, переповнені художніми засобами й творчою майстерністю, пісні. І особисто моя думка: якщо Святослав Ігорович захоче співати до 100 років, у нього не буде проблем зі слухачами.

  • Дарья 11 октября 2013 г. 22:50
    "Незалежність" мабуть дійсно зрозуміла до кінця лише жінкам, бо я її обожнюю, а багато знайомих чоловікв її просто не розуміють!)))
  • Татьяна 19 июня 2013 г. 23:54
    А Бабкин был хорош в Пятнице,жаль что они распались.А в Океане он как то незаметно прошел,в принципе как и все ушедшие-где они сейас?Правильно-нигде.))
  • Татьяна 19 июня 2013 г. 23:52
    Согласна с каждым вашим словом-особенно про состав группы.Сколько бы раз и в какую сторону состав ОЭ не поменялся этого никто особо и не заметит-главное тобы Святослав Вакарчук творил.Творчество ОЭ направлено на восприятие мира людьми с тонкой душевной организацией,способных прочувствовать каждое слово из текста,каждую ноту из надрыва Святослава.Такое глубокое творчество не для хабалистых писак,возомнивших из себя критиков,сидящих у компа и от зависти выливающих свою желчь ко всем нам на экраны.
  • антитатьян 9 декабря 2013 г. 17:04
    Мадам, где-нибудь на Лукоморье можно прочесть вам определение - Тупая Пи....
  • Валерія 19 июня 2013 г. 21:56
    Вибачте, дві помилки:

    1) Бабкін не був у складі О.Е.

    2) Іванович, друкарська помилка
  • Татьяна 16 июня 2013 г. 14:37
    А содержания в Святославе Вакарчуке больше,чем в миллионе таких вот как вы,автор,закомплексованых,зависливых писаках.Вы никогда не соберете стадионе и никогда и никто не будет с ума сходить от одного только появления на сцене вашего-вам остаеться только одно-писать грязь.Займитесь чем-нибудь полезным,правда,кртошку чтоли продавайте-с таким то уровнем развития на больше вы и не способны.))))))))))))))
  • cornelius 16 июня 2013 г. 16:09
    истеричка...
  • Татьяна 17 июня 2013 г. 23:18
    Кому как.Просто не люблю когда серые мыши с никому неизвесными именами и лицами пытаються корчить из себя критиков.Вообще странная профессия-критиковать кого-то,если сам и копейки не стоишь...Смешно да и только-кому нужны такие безполезные специальности?)))
  • cornelius 17 июня 2013 г. 23:32
    ну, учитывая, сколько вы уже ему внимания уделили, как минимум вам они нужны. раз возвращаетесь сюда комментить. было бы вам все равно проигнорили бы...

    а беря во внимание посещаемость этого сайта и количество его фанов в соцсетях, ваш истерический бред вообще выглядит смешно.
  • Татьяна 18 июня 2013 г. 0:36
    А возвращаюсь я сюда лишь для того чтобы афиши посмотреть и почитать глупые ответы подобных вам недачников.))))))))))))))))
  • Татьяна 18 июня 2013 г. 0:35
    Внимание я уделяю в данном случае только Океановцам-для меня лично автор никто и звать его никак.)))))))))А если брать во внимание посещаемость концертов Вакарчука то ваш любимый автор лишь пыль в ожидании ветра.)))Пылью он и останеться.
  • Liam Gallagher 18 июня 2013 г. 11:57
    Якщо ви для того, щоб визначити клас виконавця берети до уваги відвідуваність концертів, то мені вас шкода. Сходіть на виступи біберів всяких чи того мудачка корейця в окулярах, там стадіони шаленіючих фанатів, але ж це не означає, шо музика якісна. Океан ельзи один з улюблених моїх гуртів, я зрадістю сходив на їх виступ у Вінниці і піду в Києві, але те, що альбом провальний це факт.

  • cornelius 18 июня 2013 г. 0:41
    больше смайликов ставьте, чуствуйте себя увереннее. в 14 лет это помогает.

    а когда подрастете (и если будете читать книги, что вряд ли судя по вашему развитию), тогда сможете без истерик что-то кому-то доказать с аргументированными доводами (простите, что использую незнакомые вам слова).
  • Татьяна 16 июня 2013 г. 14:33
    А кто такой вообще Сергей Кейн?)))Смешно читать от человека,которого никто не знает подобную мерзопакость о гениальных людях,которых знают даже маленькие дети.)))
  • Frank 16 июня 2013 г. 14:40
    Журналист, критик, диджей. Список можно продолжать бесконечно.
  • Татьяна 17 июня 2013 г. 23:15
    Тольку кому нужен єтот список?))))))Просто никто.
  • Фанта 15 июня 2013 г. 20:10
    Люди вы не умете получать кайф от нового!

    сразу строите из себя великих критиков,которые сами ничег оне делают!

    статья глупая,рецензия слишком уж саркастическая и переоцененная автором!

    О.Е. уже классика,которую надо слушать,а не искать изъяны!

    скажу одно,зажрались вы люди!

  • Татьяна 16 июня 2013 г. 14:38
    Согласна на все 100!!!
  • Наталья 15 июня 2013 г. 10:21
    Люди идите на концерт! Так классно!
  • Radiokiller 8 июня 2013 г. 21:22
    Самая большая претензия к альбому - жуткая попытка американизации в подаче тексто-вокала, а именно - проглатывание окончаний слов, что делает невозможным оосознание их смысла (это во-первых) и вызывает мощнейшее раздражение из-за попытки закоса под манеру.... ну допустим того-же К.Кобейна (это во-вторых). Объясняю это подготовкой материала к масштабному турне по Америке. В некоторых треках вообще не понятоно, на каком языке Вакарчук не поет
  • Тата 9 июня 2013 г. 17:30
    Вчіть українську мову!!!
  • Дмитрий 2 октября 2014 г. 21:37
    Скиньте свое пожелание Славку в твиттер...
  • Rita 26 мая 2013 г. 14:42
    Согласна с рецензией практически на все 100%.Но я себе в плейлист добавила На небі, Джульєтта, З нею, Стіна. Стріляй і Обійми абсолютно и абсолютно меня не задели, в них не ОЕ, а кто-то другой:(

    PS: Завоевать популярность это одно, а удержать планку это абсолютно иное. Это всегда больше критики, постоянные сравнение с тем творчеством, с которым они достигли своей известности. ОЕ развиваются, всегда двигаются вперед, не стоят на месте. Да, что-то лучше, что-то хуже... Но ведь когда речь идет о творчестве, какая может быть речь о стабильности...
  • Алла Х. 24 мая 2013 г. 9:21
    Зачем придираться к текстами? Раньше Славко был просто поэтом, а теперь превратился в музыканта. Битлз для вас авторитет, Кейн? Посмотрите на слова песни "I Want You" из Abbey Road, к примеру. На секунду представим мы бы слушали этот альбом, будь он написан иностранцами, языка которых мы не знаем. Там хорошие качественные аранжировки, добротная работа. С рецензией я согласна, я не согласна с оценкой. У Бабкина что музыка что слова плохие, а ставите 7.
  • Камил 22 августа 2013 г. 13:30
    Я именно как иностранец слушаю ОЕ, не особо понимая текст. Особо интересные моменты перевожу через гугл. При этом я ставлю эту группу в один ряд с любимыми британскими исполнителями. И больше никого из СНГ слушать просто не могу. Так что ОЕ - №1 в постсоюзе. А России такое качество даже не снилось и не присниться никогда. ТАк что всё ок. Альбом понравился. Кстати даже диск купил специально, чтобы группу поддержать. Всегда покупаю диски хороших групп, чего и вам рекомендую. Пока!

  • Джей Зи 24 мая 2013 г. 2:45
    "«Стіна» — главный рок-н-ролльный драйвер"

    Драйвер. ДРАЙВЕР! Пхахахахахах!
  • Andriy Gajdut   24 мая 2013 г. 14:12
    что сказать то хотел?

Лучшие комментарии
22.05.13 14:17
45
Alex the Weird
Альбом, конечно, далеко не вершина творчества О.Е., но Кейн палку явно перегнул. "Земля", как минимум, лучший альбом после "Глории" - многие скажут, мол, невелика радость, - но в любом случае, это уже явно не 5/10. Касаемо текстов - ну а чего вы хотите от поп-музыки, чёрт побери? Если кто-то всё еще ждёт второй "Суперсимметрии", со всей её глубиной, шириной и чем еще только не, спешу огорчить, такого не будет. Группа выпустила 8 альбомов, и не могут они все, увы, быть одинаково гениальными. Холиварить на тему "Вакарчук уже не торт" vs. "Вакарчук не должен никому ничего доказывать" - тем более бессмысленно. Вакарчук просто делает то, что хочет, и до тех пор, пока фанатам нравится, пусть делает.
А от цікаво, якщо б "Земля" - це був самий перший альбом Океанів, то його, мабуть, назвали геніальним, зате коли він 8-ий, то всі кому ні лінь заспівали в один голос "Могло б бути і краще". Тепер всі шукають симетричної серйозності і філософської суперовості. Новий альбом - унікальний, бо простий, як дівоча посмішка, закоханний погляд і пшенична зернина. Насолоджуйтесь океаном музики і співу,а не аналізуйте якість рими - залиште це філологам для наукової роботи. До речі, пане Кейн, а які б рими підібрали б ви до слова "вуаль", щоб не було схоже на генератор?
22.05.13 12:08
39
Очень адекватная рецензия
С чего, блин, rendez-vous - то недоразумение? Совсем что ли? А на Надiю вообще с какого - го перепугу погнали свою журналистскую бочку? Бесталанный писака решил оттачивать своё "мастерство", щеголяя "вкусными" фразульками и якобы знанием истории музыки. Альбом отличный, всем бы такие "недоразумения".
22.05.13 12:35
33
Олег
А по мне - слишком критично и с претензией. Пока лучше ОЕ в Украине я ничего не слышал. По текстам - обратитесь к молодым командам и спросите, почему те пишут тексты на английском с элементарными рифмами. Для этого нужен талант. Вакарчук давно доказал свою состоятельность как автора текстов и если он решил пойти на такой, как автору кажется, банальный шаг - это его право, как создателя. З.ы. давно слежу за этим ресурсом и здесь 10/10 может получить только любой, даже самый убогий альбом Radiohead или Тома Йорка)