Рецензия на альбом «Океан Ельзи» «Земля»

166
Опубликовано 22 мая 2013 г.
Автор: Сергей Кейн

Святослав Вакарчук и компания уделили достаточно внимания форме, но содержание здесь все чаще уступает место пустому звуку.

Стоило ли вообще ради этого раскошеливаться на именитого саунд-продюсера и клипмейкеров из Британии?


Всем от Мукачево до Харькова ясно, что сегодня «Океан Ельзи» — единственная по-настоящему большая группа в Украине. Уже начался тур по стране из 28 концертов, и все они непременно пройдут при полных аренах и стадионах. Грандиозный успех, но еще и ответственность — не оплошать, нести массовому слушателю смысл, истину. Как раз этого, в первую очередь, и не хватает их новому альбому «Земля».

Со временем (во многом — благодаря концертам) некоторые композиции раскрываются в полной мере, а другие увядают, не спасает даже живой концертный звук.

Одна из лучших и пока недооцененных — песня «На небі». Предельно простая, но при этом — чистая, светлая. Еще один красочный момент — отчаянная баллада «Обійми» («тюркская народная песня», как охарактеризовала ее Джамала) под акустическую гитару. Все-таки Святослав Вакарчук умеет, лирические номера — его главный конек. Так, чтобы многие прослезились. Вот бы на концертах «Океанов» публика, наконец, перестала упрямо требовать на бис одну и ту же «Відпусти», теперь ей есть достойная замена.

«Стіна» — главный рок-н-ролльный драйвер альбома, перекочевавший из репертуара супергруппы Вакарчука «Брюссель». Студийную версию сделали недостаточно сочной, будто нарочно, чтобы на концерте был выгодный контраст. Да и без флейты Бабкина и клавиш Шурова песня зазвучала иначе. Весь упор — на гитару. Соло в этой песне — блистательный прощальный подарок Петра Чернявского группе. Его лучшая партия со времен альбома «Gloria» (2005).

Чернявский успел записаться в песнях «Стіна», «Незалежність», «Стріляй», «Обійми», «На небі», остальные — за сербом Владимиром Опсеницей. Закрытая презентация альбома в Киеве показала, что это самый мощный гитарист в истории «Океанов», никогда еще их гитара не звучала так напористо.

Когда выяснилось, что альбом называется «Земля», обложка усеяна зернами, а новый гитарист командирован из Сербии, предвкушались мотивы в духе песни «Дзвони» из альбома Святослава Вакарчука «Вночі». Что-то с этно-уклоном. Отчасти это воплотилось в песне «З нею». Другое заигрывание с географией — восточные мотивы в песне «Караван».

Вакарчук — вообще талантливейший мелодист, и в этом альбоме хватает интересных мелодических решений. Главная проблема — тексты. К примеру, «Стріляй», при всем ее драйве, — случайный генератор назойливых рифм. «Вуаль, диагональ, кришталь, даль». В общем, Стендаль жует миндаль, вокруг — одна печаль. Но даже с такими огрехами, после пресной «Незалежність» и недоразумения «Rendez-Vous» песня «Стріляй» воспринимается на ура.

«Бодегіта» —  местный камень преткновения, самый внезапный текст под самую беззаботную мелодию. «Я зайшов у Бодегіту і замовив там мохіто, два мохіто — і між нами буде літо», — таким рифмам и смыслам позавидовал бы Тимати, чики на каблах довольно погрызывают коктейльные трубочки. «Ми не хочем зупинятися, ми будем обійматися», — обилие рифм на глаголы, куда же без них. Хотя даже все это не так странно и плохо, как песня «Надя» из прошлого альбома.

«Пори року» — заигрывание с композиционными приемами Queen. Здесь и характерное фортепиано, и бэки, и разлогое гитарное соло. Под занавес остается минорная, мелодически богатая «Коли навколо ні душі», тоже под фортепиано.

Общее настроение альбома настораживает. Стало слишком много манерности, которой не веришь. Вероятно, у них это называется профессионализмом.

Святослав Вакарчук уделил достаточно внимания форме, но содержание здесь все чаще уступает место пустому звуку. Стоило ли вообще ради этого раскошеливаться на именитого саунд-продюсера и клипмейкеров из Британии? Больше похоже не на погоню за качеством, а на местечковые комплексы, мастерски описанные Старицким больше ста лет тому назад. Ту же «Стріляй» мог бы экранизировать хоть Придувалов, хоть студенты-режиссеры, и не хуже автора клипов Ноэля Галлахера.

Как бы там ни было, «Земля» — это, определенно, лучше и объемнее, чем прошлый альбом «Dolce Vita» (2010). Новый диск насыщен идеями и поисками, пусть даже эти поиски порой не приводят ни к чему хорошему.

Оценка: 5/10

В плейлист: «Стіна», «На небі», «Стріляй».


Бонус. Не удержались, смонтировали пару кубов, как-то само получилось.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 166 комментариев
  • Julia Kaminko   22 мая 2013 г. 17:05
    Океан Ельзи (Земля-2013) – Незалежність

    The Beatles – For No One
  • Евген 24 мая 2013 г. 14:05
    Ну, после битлов эта тема вообще стала популярной. Oasis ее так вообще чуть-ли н в каждый альбом пихали

    Не могу понять на что из Beatles похожа "Стіна"? основная схожесть с куплетом While My Guitar Gently Weeps есть но соло Петра похоже на что-то еще
  • Ив 6 августа 2013 г. 14:12
    oasis - fuckin in the bushes
  • Сергей Гололобов   22 мая 2013 г. 23:45
    Я Вконтакте на каждом шагу кричу, что музыка, магко говоря, отдолжена у битлов!!!))))
  • cornelius 22 мая 2013 г. 23:46
    вконтакте думают что битлы это дагестанская группа
  • Julia Kaminko   22 мая 2013 г. 23:55
    не факт, что там вообще думают...)))
  • Сергей Гололобов   23 мая 2013 г. 0:50
    жжете)))
  • Vova Soldatenkov   22 мая 2013 г. 16:51
    Сейчас Вакарчук в твиттере напишет: Кейн - майстер пера :)
  • Владимир Павлишин   22 мая 2013 г. 16:44
    очень правильная и объективная рецензия!!! мне еще с "Обійми" стало понятно, что альбом будет провальным и скучным, я лучше буду слушать старые записи, они хотя бы небыли такими одинаковыми и притурными!!
  • Юрій 22 мая 2013 г. 15:37
    5 з 10 це занадто критично. З таким настроєм і суперсиметрія максимум 7 б отримала. Альбом сподобався. лірика слова - не розумію людей хто на це звертає увагу. Тим більше рок група. Мене навпаки найбільше пре від Бодегіти - такий собі переспів Led Zeppelin - Trampled Under Foot - класика рока. Якшо вже pay tribute то кращим. Відчуття смаку в ОЕ залишається. “На небі” “З нею” “Бодегіта” “Стріляй” - пісні по яких будем пам'ятати цей альбом.
  • pazman 22 мая 2013 г. 16:30
    Странное мнение, мягко говоря.

    Как это не обращать внимание на лирику и слова?

    У славянских людей испокон веков именно это считалось самым главным.
  • Юрій 22 мая 2013 г. 22:53
    славянские люди... facepalm))) ти тіко слов'ян слухаєш? ти багато втрачаєш. або це примітивний тролінг або православ'я головного мозку.
  • cornelius 23 мая 2013 г. 11:31
    facepalm у тебя в штанах. рифма на уровне русского шансона тебе нравится? у теперешних "ОЭ" она именно такая.
  • Alex the Weird 22 мая 2013 г. 14:17
    Альбом, конечно, далеко не вершина творчества О.Е., но Кейн палку явно перегнул.

    "Земля", как минимум, лучший альбом после "Глории" - многие скажут, мол, невелика радость, - но в любом случае, это уже явно не 5/10.

    Касаемо текстов - ну а чего вы хотите от поп-музыки, чёрт побери? Если кто-то всё еще ждёт второй "Суперсимметрии", со всей её глубиной, шириной и чем еще только не, спешу огорчить, такого не будет. Группа выпустила 8 альбомов, и не могут они все, увы, быть одинаково гениальными. Холиварить на тему "Вакарчук уже не торт" vs. "Вакарчук не должен никому ничего доказывать" - тем более бессмысленно. Вакарчук просто делает то, что хочет, и до тех пор, пока фанатам нравится, пусть делает.

  • Андрій Чайка   22 мая 2013 г. 14:19
    вот именно-Вакарчук делает музыку, которую он хочет!
  • Андрій Чайка   22 мая 2013 г. 14:25
    ...и безусловно имеет на это право...а то уже кому нравиться кому нет, сугубо личное
  • Стас 22 мая 2013 г. 14:06
    Неоднозначні емоції від альбому. Здається, все добре, як то кажуть "якісно", але слухати його багато разів не хочеться. Не подобається мені ця манірність і загравання з етнічними мотивами. Погоджуюсь,"Стіна" - однозначно найкраще, що є в альбомі, дійсно класна композиція. А от ліричні пісні якось "не зайшли", можливо тому, що я не закохана десятикласниця.

    Про текст - не погоджуюсь, в даному випадку мені на них якось начхати. В того ж Тома востаннє увага текстам приділялась ще, напевно, в ОК Компютер - і нічого, всім подобається. Про порівняння з Дольчевітою також не погоджуюсь. А у всьому іншому - таке ніби я рацензію писав.

    І ще одне десь з смісяць тому в розмові з однією дівчиною, яка музикою цікавиться десь на рівнім треків на стіні вконтакті проскочило таке:

    Вона: "йдеш на концерт ОЕ?"

    Я: "Не йду. А ти йдеш ти ж музикою не цікавишся, та й в інше місто їхати треба?"

    Вона: "Звичайно що йду, ти бачив яке у Вакарчука тіло?"

    В цьому весь сучасний Океан Ельзи, на жаль
  • Ruzana Iemelianova   22 мая 2013 г. 14:11
    Это она ещё не видела, как он танцует.
  • Євген Сало   22 мая 2013 г. 14:02
    Дуже суб'єктивна рецензія, яка спрямована на одну тільки критику. Після одного прослуховування моє перше враження було ідентичне. Але після п'ятьох прослуховувань альбому, я зрозумів що "Земля" насправді дуже цікавий і різноманітний, бо маємо і лірику (пісні "Обійми", "На небі", "Rendez-Vous") і соціальні пісні ("З нею" і "Караван") і атмосферні ("Незалежність", "Пори року"). Мені особито також подобається драйвова пісня "Джульєтта". Щодо текстів, то вони не такі примітивні як здаються на перший погляд. Включіть уяву і знайдете глибину :)
  • Infinite 22 мая 2013 г. 13:41
    І найнеприємніша рецензія Кейна.
  • Андрій Чайка   22 мая 2013 г. 13:35
    Вважаю, що це набагато приємніший та сильніший альбом за попередні два (Міра та Дольче Віта). А саме такої рецензії від автора я і очікував...тут вже не буде подобатись і нашим і вашим. я наприклад ніколи б в житті не поставив високу оцінку альбом Радіохед та останнього сольного Йорка, якого тут боготворять в редакції і поклоняються, бо для мене це брєд сивої кобили, вибачте якщо когось образив. це моя особиста думка...А рецензії від Кейна завжди живі і глибокі, тому за неї особисто 9/10. За альбом 8/10.
  • Alex Frazer 22 мая 2013 г. 13:26
    Висловлюсь лаконічно на кшталт last.fm-коментарів )

    Gloria>SS>Янанебібув>Земля>DolceVita>Модель>Там, де нас нема>Міра.

    Виключно особисті уподобання, без претензії на об'єктивність.
  • Alex S 22 мая 2013 г. 16:37
    Почти один в один!!Только про суперсеметрию забыл.....
  • Alex Frazer 22 мая 2013 г. 18:29
    SS = SuperSymmetry )
  • иоанн безземельній 24 мая 2013 г. 0:29
    ну и фанаты у ое пошли-поставить гениальнейшие,иконические ,я бы сказал альбомы(и они не без греха,но там все ИСКРЕННЕ- а не "ребята,стадионный тур продан,я пошел творить-"вуаль- на жаль-диагональ"- янаннебібув и модель лучше начисто сплагиаченой и сделанной по принципу-gala-зачем платить больше "господи,мы наконец стадионная группа,тырим теперь у всех подряд,-от классической укр песни до air и depeche mode,от анжелики варум и агутина до the calling и rammstein(именно поэтому из группы свалили хусточка и шуров(а наш святой автор нипяди во лбу десятый год кряду,почему);-надоело воровать чужие мелодии и адаптировать их для укр реальности,а потом ежедневно смотреть ,как филипп бедросович(давняя кличка славочки в определенных кругах), виляя бедрами,преподносит ЭТО как откровение и творческую истину в последней инстанции)),сделанной по тому же принципу глории(но там все хитрее,хитрее),и бессмысленнейшего малоталантливейшого высера - дольче виты с удачным рингтон-хит -паровозом.хорошо что хоть мире указано ее место,достойное. сам святослав иванович прекрасно понимает творческую несостоятельность каталога последних лет,и играет несингловые песни с модели и янанебибув из тура в тур с завиднім постоянством- коли тебе нема,коко шанель,is`nt it son?,ти собі сама ,кавачай вставай и т.д.
  • Alex Frazer 27 мая 2013 г. 15:13
    По-перше, для альтернативно обдарованих повторюю: це виключно суб'єктивні уподобання, і мене абсолютно не цікавить, яка у фан-клубі ОЕ узаконена ієрархія "іконічних" альбомів гурту.

    По-друге, при всій повазі до ОЕ, я не вважаю жоден з їх альбомів "гениальнейшим", хоча і віддаю належне композиторським і поетичним талантам Вакарчука та майстерності музикантів.

    І по-третє, особиста порада - будьте більш толерантними відносно інших поглядів. Категорична впевненість у своїй правоті - перша ознака тунельного бачення.
  • Евген 24 мая 2013 г. 14:37
    Согласен от начала и конца со сказанным. И пускай меня закидают тухлыми яйцами, но самобытность закончилась на альбоме СуперСимметрия и то (Мое ИМХО) мелодическая часть альбома держалась на классических "разрешениях" Шурова. А дальше пошли штампы.

    Люблю эту группу, и многое им прощаю, но уход Петра, на котором, думаю многие согласятся, держался музыкальный стиль "обновленного" ОЭ, сыграет злую шутку с зашкаливающей самоценкой Святослава.
  • Рома 24 мая 2013 г. 13:00
    Щиро! ))
  • Вітя 22 мая 2013 г. 13:18
    >>>>>Соло в этой песне — блистательный прощальный подарок Петра Чернявского группе. Его лучшая партия со времен альбома «Gloria» (2005).

    Ага, тільки от гітарний риф зовсім не він придумав)))) Взято приблизно звідси Oasis – Fucking In The Bushes

  • Darynka Lalalala   22 мая 2013 г. 13:44
    поддерживаю, вариации на тему)))))
  • Yury Bereza   22 мая 2013 г. 13:41
    хосспаде, еще скажите, что до Oasis этого никто не придумал.
  • Alex. 23 мая 2013 г. 12:47
    Ты с примерами давай откуда Оазисы позаимствовали рифф. Если нет примеров то гуляй лесом.
  • Maxim Komlev   22 мая 2013 г. 13:50
    спорим, шо скажут)
  • Yury Bereza   22 мая 2013 г. 14:25
    тут даже спорить бессмысленно. щас еще подумают, что я умаляю честь братьев Галлахеров.
  • Andriy Gajdut   22 мая 2013 г. 18:40
    попробуй только умалить)
  • Yury Bereza   23 мая 2013 г. 11:03
    я ж знаю, что заклюешь.)
  • Olena Lukichova   22 мая 2013 г. 13:15
    Со всем согласна, только вот альбом, несмотря на очевидные недостатки (рифмы - да!), хочется переслушивать. Наверное, потому, что после выхода синглов ожидала намного худшего и не была готова к тому, что новый гитарист порвет в тряпочки.

    Правда, половина песен так и просится в "Брюссель", и, думается, это пошло бы им на пользу.
  • Р 22 мая 2013 г. 13:09
    Увы, да. Рифмы на этот раз ужасающи, да и музыкальная составляющая скучная. Думаю, ребятам нужна перезагрузка. Как было в 1999-2001, между Янанэбибув и Модель. Найдут что-то новое -- и все у них получится.
  • Infinite 22 мая 2013 г. 13:39
    Та скільки можна перезавантажуватись
  • Maxim Komlev   22 мая 2013 г. 13:51
    А когда перезагружлись? Последние лет 6 - сущая коммерция.
  • Infinite 22 мая 2013 г. 14:24
    То іронія
  • Олексій Донога   22 мая 2013 г. 13:07
    Щодо Дольче Віти не згоден, але в цілому все дуже точно.
    Щодо гітариста: не треба бути віртуозом, щоби бути хорошим музикантом. Музиканта робить группа і відчуття доцільності, коли він балансує на межі "доцільно — я можу — я вмію". В цьому плані Гудімов неперевершений, був, є та буде. Інакше Вакарчуку було б простіше найняти на тур віртуозів замість сучасного складу, але кому воно таке потрібне?
    А взагалі тенденція нехороша. Немає колективів, які б могли без заперечень претендувати на звання "группа №1 в Україні" і змістити з цього місця Океанів. І я не говорю про нашу особисті хітпаради, а про сувору реальність.
  • Анна Стоянова   22 мая 2013 г. 12:52
    А мне понравился альбом. Мне кажется по настроению он схож с "Суперсимметрией", когда я прослушивала его в первый раз, я обратила внимание что не прислушиваюсь к словам, а радуют меня аранжировки. Очень качественный, богатые и красивые мелодии. Я не могу сказать что он лучше "Дольче Виты", которая так же не идеальна. Но я, не заставляю себя слушать "Землю" как было с "Дольче Витой", я хочу слушать "Землю"
  • SB 22 мая 2013 г. 13:07
    Простите, но "Земля" может стоять рядом с "Суперсимметрией" только в разделе "Дискография". В других контекстах никогда не употребляйте названия этих альбомов в одном предложении, пожалуйста: их записали разные группы. Вернее, один альбом записала великая украинская группа, а второй - вокально-инструментальный ансамбль имени одного человека.

Лучшие комментарии
22.05.13 14:17
45
Alex the Weird
Альбом, конечно, далеко не вершина творчества О.Е., но Кейн палку явно перегнул. "Земля", как минимум, лучший альбом после "Глории" - многие скажут, мол, невелика радость, - но в любом случае, это уже явно не 5/10. Касаемо текстов - ну а чего вы хотите от поп-музыки, чёрт побери? Если кто-то всё еще ждёт второй "Суперсимметрии", со всей её глубиной, шириной и чем еще только не, спешу огорчить, такого не будет. Группа выпустила 8 альбомов, и не могут они все, увы, быть одинаково гениальными. Холиварить на тему "Вакарчук уже не торт" vs. "Вакарчук не должен никому ничего доказывать" - тем более бессмысленно. Вакарчук просто делает то, что хочет, и до тех пор, пока фанатам нравится, пусть делает.
А от цікаво, якщо б "Земля" - це був самий перший альбом Океанів, то його, мабуть, назвали геніальним, зате коли він 8-ий, то всі кому ні лінь заспівали в один голос "Могло б бути і краще". Тепер всі шукають симетричної серйозності і філософської суперовості. Новий альбом - унікальний, бо простий, як дівоча посмішка, закоханний погляд і пшенична зернина. Насолоджуйтесь океаном музики і співу,а не аналізуйте якість рими - залиште це філологам для наукової роботи. До речі, пане Кейн, а які б рими підібрали б ви до слова "вуаль", щоб не було схоже на генератор?
22.05.13 12:08
39
Очень адекватная рецензия
С чего, блин, rendez-vous - то недоразумение? Совсем что ли? А на Надiю вообще с какого - го перепугу погнали свою журналистскую бочку? Бесталанный писака решил оттачивать своё "мастерство", щеголяя "вкусными" фразульками и якобы знанием истории музыки. Альбом отличный, всем бы такие "недоразумения".
22.05.13 12:35
33
Олег
А по мне - слишком критично и с претензией. Пока лучше ОЕ в Украине я ничего не слышал. По текстам - обратитесь к молодым командам и спросите, почему те пишут тексты на английском с элементарными рифмами. Для этого нужен талант. Вакарчук давно доказал свою состоятельность как автора текстов и если он решил пойти на такой, как автору кажется, банальный шаг - это его право, как создателя. З.ы. давно слежу за этим ресурсом и здесь 10/10 может получить только любой, даже самый убогий альбом Radiohead или Тома Йорка)