Stare Misto Festival 2013 — самый громкий, но еще и самый смелый фестиваль Украины. Рискованный по лайн-апу, авантюрный по духу, но при этом, безусловно, качественный.
Наш репортаж, часть 1: гипнотичные Archive, усталые IAMX, бронебойные «Ляпис Трубецкой» и другие — впечатления, фотографии, видео. Бонус: комментарии организаторов, в том числе о будущем фестиваля.
Сотни фотографий и продолжение истории — скоро.
Организация
Когда вокруг царит сплошной нафталин, Stare Misto Festival выделяется своей прогрессивностью и колоритом. Дело, прежде всего, в лайн-апе — зачастую это артисты, которых не рискнет привозить никто другой. Добавьте к этому еще и атмосферу прекрасного Львова.
В 2013 году фестиваль впервые проходил не один, а два дня. Вдвое больше артистов и эмоций. А чтобы минимизировать паузы между выступлениями, на стадионе «Украина» установили две сцены, прилегающие друг к другу, — пока на одной царило веселье, на соседней уже монтировали аппаратуру следующей группы.
При запуске людей, к сожалению, творилась традиционная для украинских событий заминка. Входов на стадион меньше, чем хотелось бы, да и сканеры, считывающие штрихкоды с билетов, сбоили, поэтому образовались длинные очереди.
Выбор еды и воды в фестивальных палатках был достаточно скудным, зато за пределами стадиона легкая промышленность развернулась на славу — вода, мороженое, сендвичи, даже бусы и сувениры.
Начало первого дня освятил летний дождь. Публику «Ляписов» таким не испугаешь, они, мокрые и счастливые, отрывались в фан-зоне, а остальные смогли спрятаться под навесом — всех желающих пускали на трибуны, где можно было отдохнуть на сидячих местах. К слову, на фестивале стоило бы продавать дождевики.
Отдельным аттракционом стала ловля собаки в первой фан-зоне — дворняга забрела туда непонятным образом, но охрана отказывалась реагировать, пока требования зрителей не стали действительно массовыми.
Некоторые посетители оставляли мусор на полянах вокруг стадиона. Остается надеяться, что организаторы или волонтеры убрали территорию после фестиваля.
Epolets
Открывать фестиваль поручили одесситам, победителям отбора молодых украинских команд. Epolets уверенно держались на большой сцене.
Хотя, конечно, скучно наблюдать за группой, которая не производит ничего своего, а лишь откровенно копирует очевидных кумиров. Один лишь внешний вид фронтмена — стрижка, пернатые эполеты — явная калька стиля Брендона Флауэрса из The Killers.
«Ляпис Трубецкой»
Совершенно внезапно в первой фан-зоне образовалась толпа — несколько тысяч людей в едином порыве устремляли кверху кулаки и скандировали «Ля-пис». Повсюду, традиционно, развевались красно-белые флаги и слышались возгласы «Жыве Беларусь!» — сплоченный фан-клуб продолжает неистово поддерживать музыкальных героев баррикад. Поклонники ликовали, распевали, слэмились.
Каждое выступление «Ляписов» — это бодрый физкульт-привет, квинтэссенция бронебойной энергии, воспевание свободы духа и разума во всех ее проявлениях. Командует парадом Сергей Михалок в футболке Pink Floyd.
В сетлисте — «Не быць скотам!», «Капитал», «Манифест», «Lyapis Crew», «Грай», «Священный огонь» (редкая в лайве), «Танцуй» (совсем свежая) и другие волевые боевики на ракетном топливе.
Те же песни, те же стихи в интерлюдиях. Никто не ждет от них сюрпризов — все каждый раз одинаково, и каждый раз они стабильно собирают толпу своих . Выходят на сцену, рубят с плеча, а затем едут повторять ритуал в следующий город.
Che Sudaka
Испанская группа аргентинских и колумбийских кровей вжарила ска-панк — жанр, без которого не обходится ни один фестиваль Stare Misto. Che Sudaka — это солнце, улыбки и немного духа Manu Chao (не зря дружат). Парни всеми способами хотели стать родными для украинской публики, и им это удалось.
Предводитель банды явился в футболке и головной повязке украинской футбольной сборной. Между песнями он повторял по-украински «Всім весело!» Но народное признание пришло, когда группа исполнила испаноязычное рэгги, посвященное всем эмигрантам, на мотив песни Стинга «Englishman In New York».
Зрители плясали, жмурясь от солнца, водили хороводы, а когда группа попросила всех сесть, чтобы в кульминации песни вскочить, послушно и с удовольствием исполнили просьбу.
Пока выступали Archive, участники Che Sudaka устроились у ограждения первой фан-зоны, фотографировались с украинцами, раздавали автографы — люди протягивали музыкантам гривны, а они дорисовывали нолики.
Archive
Самый интригующий фестивальный слот. Важная, недооцененная группа. Можно было только догадываться, как вся эта вязкая атмосфера, заслушанная в студийных записях, проявится вживую.
Концертные Archive — это затяжной трип. Важно поймать их вибрации, оказаться на одной волне. Если получится — вы сойдете с ума от их наркотического дурмана. Но это не так просто сделать при свете дня, без светового шоу, да еще и когда группа стеснена жесткими временными рамками.
Специально для Львова британские мастера подготовили особенную фестивальную программу — меньше отчаянного коматоза, больше напористого ритма. Именно поэтому не прозвучала столь ожидаемая «Again». Да и «Bullets» сыграть не успели. Но сетлист был максимально ударным:
1. You Make Me Feel
2. Finding It So Hard
3. Wiped Out
4. System
5. Hatchet
6. Conflict
7. Violently
8. Fuck U
9. Kings of Speed
10. Dangervisit
Искренность, с которой музыканты отдаются на сцене, подкупает в первую очередь. Они пропускают через себя каждый звук, превращают его в эмоцию, трепещущий нерв.
Барабанный гипноз. Изящные, диковинные танцы новой вокалистки Холли Мартин под «You Make Me Feel» и «Hatchet». Угловатые, детские, но такие честные взмахи руками от клавишника на левом фланге. Ураган. Плотная стена звука и энергии.
Три человека на вокале, но не хватает какой-то визуальной харизмы. Больше всего на роль единоличного фронтмена тянет Дэйв Пенни — он изгибается под тяжестью песен, переживая их на полную снова и снова. Особенно это касается 17-минутного, бесконечного веретена «Finding It So Hard». Но громче всего встречали, конечно, песню «Fuck U». Люди пели и оглядывались в приятном недоумении от того, что все вокруг тоже знают текст.
Скоро на Open.ua: интервью с одним из основателей Archive.
IAMX
Третий раз подряд на фестивале Stare Misto. Пятый раз в Украине практически за три года. В общем, явный перебор.
Публика слишком привыкла, а Крис Корнер слишком устал от плотного графика — передвигается по сцене плавно, вяло. Драматургию спасает неуемная энергия клавишницы Джанин и притягательность гитариста Альберто.
Если раньше IAMX излучали психоз и сумасшедшую экспрессию, то теперь остались только пустые кривляния. Новые песни не дотягивают (за исключением, разве что, «I Come With Knives»), старые заводят чисто по привычке.
Наличие новой, дополнительной клавишницы тоже осталось неоправданным — количество подкладки в аранжировках не уменьшилось.
Даже когда Крис Корнер спрыгнул в толпу, это выглядело не шокирующее, как когда-то, а вымученно.
Одно приятно — Корнер вышел на сцену с букетом цветов, а в процессе концерта подарил их нашему фотографу Дарье Синельниковой, которой разрешили снимать весь сет IAMX.
Сейчас у группы происходит явный спад. Радует, что украинская публика успела застать Корнера и компанию на пике формы — Stare Misto Festival 2011 навсегда.
Что-то подсказывает, что осенью IAMX вернутся в Киев…
Сетлист:
Kiss And Swallow
Kingdom of Welcome Addiction
Nightlife
Tear Garden
Sorrow
My Secret Friend
The Unified Field
I Come With Knives
Cold Red Light
Music People
The Alternative
Spit It Out
Walk With the Noise
Bring Me Back a Dog
President
Goran Bregovic
Хедлайнер первого дня устроил залихватскую, беспощадную цыгано-балканскую свадьбу, которая кружила в вихре всех и каждого.
Его выступление звучит как одна супер-веселая двухчасовая песня. Пожалуй, только песня «In The Death Car» каждый раз выделяется. В общем, просто поднимаем бокалы за здоровье Горана Бреговича.
Afterparty (w/ The Subways, IAMX)
Вечеринка в клубе Gas Station, с танцполом, оформленным в виде боксерского ринга, стала пьяным и развеселым праздником для фестивальной публики.
Я разогрел толпу 40-минутным сетом, провел полевые испытания новой песни Nine Inch Nails, а когда танцпол был полон, уступил место басистке The Subways Шарлотте.
Милая рок-н-ролльная королева врубила лучшее, что было в коллекции ее дисков — Blur, Nirvana, Supergrass, Phoenix и многое другое. Под занавес гитарист IAMX Альберто добавил танцевальной электроники.
На другом этаже, тем временем, выжимала из людей последние силы группа «Перкалаба» с живым выступлением.
Комментарии
Антон Абдулаев, букинг-агент
На сегодняшний день в Украине это однозначно самый смелый фестиваль с точки зрения art direction. Пригласили много некоммерческих групп, которые очень популярны в Европе и стоят достаточно высоко по сравнению с их узнаваемостью и популярностью в нашей стране. Люди, которые решились на такие привозы, особенно с учетом таких низких цен билетов на фестиваль, безусловно, заслуживают внимания и уважения.
При таком бюджете фестиваля можно было сделать много чего другого, что, наверное, собрало бы больше людей. Каких людей — это, конечно, отдельный вопрос, но, тем не менее, больше. Максиму Васильеву за это респект.
С Гораном Бреговичем я работаю много и давно, поэтому ничего неожиданного не было. Зато я приятно впечатлен музыкантами и людьми группы Archive, в работе и общении. Интересные, разносторонние, да еще и 20 лет вместе. Это здорово.
Я не ожидал сверхъестественного от Kaiser Chiefs, но был приятно удивлен качеством их работы. Стало понятно, почему именно они являются хедлайнерами фестиваля. По музыкальному уровню и энергетике они — реально хедлайнеры. Приятно удивили The Subways — отлично выступили, очень хорошая энергетика. Особенно учитывая, что на сцене только три человека, это звучало очень круто.
Я начал легкую проверку — решил оценить возможность привоза Archive в Киев с сольником в каком-нибудь тысячном зале. Я бы с удовольствием послушал их концерт. Это то, что я слушаю от первой до последней ноты с большим удовольствием.
The Subways в Киеве — тоже может быть. Но, опять-таки, я пока не очень понимаю, где в Киеве найти такую площадку, на которой обе эти группы хорошо бы смотрелись. К осени планируется открытие нового места в центре города — возможно, там я был бы рад их видеть.
Максим Васильев, организатор
Фестиваль удался. Спасибо музыкантам, спасибо посетителям. По нашей оценке, в этом году фест получился самым лучшим — по лайн-апу, по организации, по количеству людей.
Радует, что музыканты тоже остались довольны. Юрий Шевчук поздравил нас с успешным проведением фестиваля. Kaiser Chiefs, с их огромным опытом выступлений на лучших мировых фестивалях, тоже сказали, что все было здорово и профессионально. Потом две группы прислали письма с личными благодарностями — The Subways и Che Sudaka. Все признали, что с точки зрения обеспечения артистов и работы с публикой мы все сделали на европейском уровне.
Сложностей, конечно, хватало. Во многом сказалось то, что в прошлом году мы взяли паузу из-за «Евро», а еще впервые проводили фестиваль два дня.
Если фестиваль повторится, то мы начнем подготовку заранее и уделим больше внимания деталям — больше развлечений, кетеринг, более четкая система входа. Заранее организуем автобусные туры из других городов по доступным ценам. Постараемся продумать кемпинг, а к нему — трансфер на фестиваль в начале и в конце дня.
В дальнейшем мы будем придерживаться той же идеологии — то есть, в лайн-апе будут артисты, приезжавшие на фестиваль раньше, плюс артисты малоизвестные, но культовые, плюс артисты мирового уровня.
На будущее у нас уже более-менее сформировалась организационная команда, есть возможности в следующий раз все сделать четче, качественнее. В том числе при поддержке портала Open.ua.
Мы очень хотим, чтобы Stare Misto Festival 2014 состоялся. Если так — все снова произойдет во Львове. Все надежды — на украинскую экономику.
Видеоотчет от Open.ua
Сергей Кейн
Фото: Дарья Синельникова
Видео: Юлия Слипченко
три камент, зануда
Ну никакой IAMX. Что здесь может нравиться?
Кстати, в первый раз столкнулась на ЮТьюбе с одобрением/неодобрением коментов собственником канала (IAMX official). Где демократия? :)
Какой-то негатив сплошной
ідеальне в нього живе шоу...
В этом году - iamx - не о чем. просто НЕ О ЧЕМ. все прошло по памяти предыдущих концертов, судя по всему (хотя как для меня, первый ок был, остальное - вода водой)
З сумом згадую ті часи, коли рідко, яка публікація на сайті (ще старій вермії) набирала більше 10 коментарів
Дякуємо, що ви все одно з нами.
Ясное дело, отчет о втором дне будет чуть более эмоциональным, потому что второй день был круче.
"Тот неловкий момент, когда комментарии интереснее отчёта." =)
Все кто говорит что IAMX уже не торт, а вот в 2011 было все приемлемо. Вы вспомните (если не получится посмотрите записи) как все происходило, вокально Крис так лажал, что можно было сказать, он только на пение в караоке может претендовать, но ни как не на сцене фестиваля выступать. Но большинство, этого даже не заметило, а про то чтоб кто то негодовать стал, и говорить не буду.
И как по особому описал, расписал чуть ли не по пунктам, их выступление автор прошлого и сего отчетов. Закрадывается мысль, что чем то не угодили в этом году Крис и компания. На груди автограф не поставили, или приватное интервью не дали ?? =) Вообщем в чем истинная соль написанного автором - неизвестно. (Да и пох..й) Это личное мнение и его можно просто принять, но самое смешное что на это мнение будут ориентироватся, те кто собственных выводов делать неспособен.
На счет Archive, с левой сцены слушать их было просто невозможно, настолько были херово настроены сабвуферы, что это была пытка для всех первых 7-ми рядов. И было одно желание чтоб они поскорей убежали со сцены. Та же лажа была со всеми командами, кроме Che Sudaka. На удивление их звук был самым "слушабельным" для первого ряда в частности.
Слушаю IAMX семь лет.
"Дэйв Пенни — он изгибается под тяжестью песен, соавтором которых является, переживая их на полную снова и снова. Особенно это касается 17-минутного, бесконечного веретена «Finding It So Hard»." - простите, но Finding It So Hard, равно как и Fuck U - прозвучали в исполнении Archive задолго до прихода туда Дейва, стало быть он никак не может быть из соавтором...
А вот Вам не помешало бы. Может тогда и отчеты будут более интересными, объективными и профессиональными.
В общем все остались при своих интересах. Я за IAMX хоть каждый год, Вы против. Имеете право.
прописными буквами