Рецензия на фильм «Жизнь Пи»

Опубликовано 4 января 2013 г.

Тайваньский гений Энг Ли, которому под силу все, от гей-драмы до саги о присевших и затаившихся тиграх, впервые оказался помельче материала, за который взялся. Но грех жаловаться на такую экранизацию.

Open Critics. Наши читатели в роли критиков

Для чего нужна вера
Denis Satanovsky
Примечание от редакции Open.ua: Denis Satanovsky получает специальное поощрение от пивного бренда Stare Misto — билетный сертификат (детали — в личных сообщениях). Такие призы получат авторы первых 50 публикаций в разделе Open People. Дерзай! (Внимание: в статье использованы спойлеры!) Здорово, что в Голливуде есть киноделы, которые снимают кино, подобное «Жизни Пи» или «Облачному Атласу». Эти два фильма, которых маркетологи преподносили как блокбастеры со спецэффектами для всей семьи (в случае «Атласа» подошли чуть ли не с концепцией «Пиратов Карибского Моря», а от «Жизни Пи» все ожидали новую интерпретацию «Маугли» с примесью «Аватара») в итоге ударили по зрителю совсем другим оружием. И речь идёт не о сильной драматической составляющей, по крайней мере не в первую очередь. Если творение Тыквера и родственников Вачовски изучало проблемы поколений и последствий выбора, который делает человек, то новый фильм прославленного тайванського режиссера Энга Ли поднимает вопросы на тему веры и религии. Да, на такого рода фильмы, зрителя в кинотеатры обычно не заманить, но как же хитро создатели обоих проектов дали произведениям интеллектуального характера мейнстримовый вид. Да так, чтобы одно другому не мешало. И если «Облачный Атлас» выстрелил в прокате не так сильно, да и премиями обласкан не был, то «Жизнь Пи» получил множество престижных кинонаград и показал неожиданный успех, собрав в прокате свыше 600 000 000 $. На него до сих пор с неподдельным интересом и энтузиазмом ходят зрители, что доказывает — не все еще потеряно. В эпоху, когда залы кинотеатров заселяются лишь на сеансах блокбастеров, во время просмотра которых можно по максимуму отключить свой мозг, зрители способны проявлять интерес и к картинам, дающим богатую пищу для размышлений. Фильм повествует о мужчине по имени Писин Молитор Патель и его рассказе о своей жизни, центральным событием которой является невероятная история о выживании в лодке с тигром после кораблекрушения, во время которого он потерял всю свою семью. Лейтмотивом истории является тема отношений Пи с религией, отношений с Богом. Главный герой на протяжении фильма неоднократно обещает писателю, задумавшему создать книгу о его жизни, дойти до момента, кода последний поверит в то, что Бог существует. И мы с вами, в свою очередь, также терпеливо ждем этого. Но вся соль в том, что итоговая мораль противоположна ожиданиям — Бога нет. Жестокая правда, она такова. Нельзя слепо верить в него, нельзя полагаться на его милостивость, это не приведет ни к чему хорошему, если вы окажетесь в ситуации, в которую однажды попал Пи. Если рассмотреть историю, которая на самом деле произошла в той спасательной шлюпке, мы видим четырех выживших: Пи, его мать, матроса-буддиста с поломанной ногой и кока. Первые три исповедовали разные религии (сам Пи исповедовал целых три), час от часу молясь о помощи, надеясь на божественное вмешательство, на чудо, которое принесет им Бог. Но кто в итоге остался победителем? Кок в небольшом, но эффектном исполнении Жерара Депардье, который ни во что не верил, который выживал, включив свой животный, первобытный инстинкт самосохранения. И если бы Пи вовремя не осознал положение вещей и не пробудил в себе то же самое по отношению к последнему, он бы тоже стал его жертвой вслед за своей матерью и бедолагой-матросом. Но тут мы видим, что без веры всё равно никак, ведь человеку, во что бы то ни стало нужно во что-то верить. Если бы индийский подросток полностью утратил веру, он просто бы слетел с катушек, подобно герою ДиКаприо из «Острова Проклятых» Скорсезе. Следовательно, он придумывает для себя самого сладкую ложь, в которую будет верить, дабы забыть горькую правду. Так родился на свет Ричард Паркер — его альтер-эго, эдакий личный Тайлер Дерден, так родилась его удивительная история об орангутанге, зебре и гиене, о невероятном острове и приручении бенгальского тигра, который на самом деле являлся лишь метафорическим воплощением его проявившегося жестокого естества. Всякая религия строится на различных мифах, красивых выдуманных историях, и большинство людей охотно будут верить во все эти священные писания, чем в жестокую правду об убийствах, каннибализме и прочих жестокостях, благодаря которым люди выживали, дабы мы с вами сейчас жили на этой земле. Так и в истории главного героя «Жизни Пи» — он придумал свой миф, и люди предпочтут верить в него. И фильм именно об этом. Многослойность произведения просто поражает. На разбор аллюзий, аналогий и метафор в картине может уйти не один час. Например, думаете в названии «Пи» — это просто имя или стоит поискать подтекст, связанный с тем самым иррациональным числом? А чего только стоит жуткая версия того, что сурикаты в фильме — это на самом деле опарыши на гниющем трупе в лодке? У многих из вас сейчас наверняка сознание снова начинает переворачиваться, и вы хотите в срочном порядке пересмотреть этот фильм, правда? :) То-то же. Что самое главное — фильм не из тех, который на стадии рекламной кампании обманывает зрителей, обещая одно, а во время сеанса бьет в лоб своим кардинально противоположным направлением, заставляя неподготовленного зрителя подняться с места и покинуть зал — он смотрится легко и непринужденно, и многие будут просто наблюдать историю нового Робинзона Крузо, а главные секреты, переворачивающие внутренний мир, встретят уже в самом конце. Энг Ли настолько умело экранизировал неэкранизируемый роман, получивший Букеровскую премию, настолько мастерски примирил красивую форму с высоким содержанием, подкрепив всё это блестящей работой оператора Клаудио Миранды с саундтреком Майкла Дэнны, что остается только встать и громко, долго апплодировать. И хочется верить, что будущее кино и духовное развитие зрителя именно за такими фильмами, и что каждый последующий год будет дарить нам свою «Жизнь Пи», а у залов будут скапливаться сотни людей, чтобы получить правильный кинематографический опыт! «Жизнь Пи» — это то, что остается в голове, душе и сердце навсегда. Вопреки результатам «Оскара», творение Энга Ли заслужило не только 4 статуэтки за лучшие режиссуру, операторскую работу, визуальные эффекты и музыку, но и за лучший фильм 2012 года, если не десятилетия. Аминь. Оценка: 10/10.

Читать полностью...

О голом короле
Никита Тищенко
Примечание от редакции Open.ua: Никита Тищенко получает специальное поощрение от пивного бренда Stare Misto — билетный сертификат (детали — в личных сообщениях). Такие призы получат авторы первых 50 публикаций в разделе Open People. Дерзай! Голливуд в последнее время повадился снимать претенциозно «серьезное», «как бы философское» кино, которое, тем не менее, предлагает больше удовольствия нашим глазам, чем нашим мозгам. После богатого спецэффектами и просто красивыми кадрами «Облачного атласа», который вышел достаточно бурлескным продуктом, неуместно приправленным всякой ненужной чепухой, вроде реинкарнации, и потеряв часть весьма интересных деталей первоисточника (дочка композитора Эйрса из линии про гомосексуалиста-самобийцу или тот факт, что все Сопротивление из линии про Сонми было лишь фикцией, созданной государством), нам предлагают другую киноадаптацию книжного бестселлера, на этот раз с еще более красивой картинкой и еще меньшей смысловой нагрузкой. По сути, действительно философское в фильме только одно — это постмодернистская идея множественного толкования, которая появляется на самых последних минутах фильма, когда перед нами раскрывается второй вариант сюжета, предоставляя нам право, как и главному герою — неудачливому писателю, выбирать, какой из вариантов нам больше по душе. Но один только этот элемент еще не придает фильму статус философского, тем более, что подобный прием уже давно приелся в других продуктах кинематографа. К сожалению, здесь я не имел возможности ознакомиться с литературным первоисточником, но хочется верить, что в книге-бестселлере идея Бога, о котором как бы и должен был рассказать нам фильм, раскрыта более богато. Потому как в фильме она выглядит просто нелепо и даже неуместно. Вначале нас пытаются удивить тем, что индус верит во всех богов, чем вызывает непонимание окружающих. Хотя где-где, а в Индии этим никого не удивишь — к религиозному эклектизму там привыкли уже давным-давно, и помесь в одном человеке христианства, индуизма и ислама ничем не отличается от веками процветавших там смешений буддизма, индуизма, даосизма, джайнизма, ислама и вообще чего угодно. После такой преамбулы вопросы Бога и его безграничной благодати в фильме и вовсе исчезли, заменившись красивым, тут уж ничего не скажешь, мультиком, совмещенным с инструкцией по выживанию, которая занимает слишком много экранного времени, а взамен не приносит ничего, кроме скуки. Да, неторопливое повествование часто является неотъемлемой характеристикой «интеллектуального» кино, но оно появляется там не просто так. Здесь же Энг Ли просто бесцельно топчется на месте, тормозя и без того не самый динамичный процесс, в который раз пересказывая нам идеи, которые понятны с первого раза. И если на большом экране некоторые еще могут получить от происходящего хоть какое-то удовольствие, то возникает вопрос, насколько интересно будет созерцать это, когда фильм выйдет на цифровых носителях, и насколько люди, наблюдающие за этим на экране телевизора, смогут получить от процесса такое же удовольствие. Сомневаюсь, что оно будет соответствующим. Учитывая это, «Жизнь Пи» фактически становится «Аватаром» для псевдоинтеллектуалов — фильмом, описывая который всегда необходимо восклицать «и обязательно смотри его в IMAXе!!!». Eсть риск, что в более спокойной обстановке, когда многомиллионный мультик уже не будет так радовать глаз, красивая картинка станет единственным, что прикрывало наготу истории, бесцельно рассказываемой нам на протяжении более двух часов.

Читать полностью...

А какая история понравилась вам больше?
Александр Попенко
Примечание от редакции Open.ua: Александр Попенко получает специальное поощрение от пивного бренда Stare Misto — билетный сертификат (детали — в личных сообщениях). Такие призы получат авторы первых 50 публикаций в разделе Open People. Дерзай! Фильм очаровывает с первых кадров и держит в восторге до самого конца. Когда я смотрел этот фильм, у меня из головы не выходила мысль, какой титанический труд совершили художники по спецэффектам, визуализация выглядит не просто хорошо, она выглядит потрясающе. Океан. Совокупность красоты и чудес нашей планеты; сильнейшие бури и умопомрачительный закат, добрые дельфины и кровожадные акулы, неповторимые медузы и огромные киты и, наконец, невообразимая площадь сего творения. Невероятную картинку в этом фильме очень гармонично дополняют детали. Лента понравится как поверхностному человеку, так и тому, кто хочет копнуть немного глубже. Здесь зрителю красочно и ненавязчиво показывают детали взаимоотношений между человеком и окружающим его миром. Человек и океан. Бессилие, пустота вокруг, время, которое тянется как будто веками. Капризность, не стоит ни на что надеяться, нужно действовать, работать своей головой и ни в коем случае не опускать руки. Человек и вера. Неважно, во что ты веришь. Важно то, что ты готов сделать для того, чтобы не дать этой вере уйти. Человек без веры не имеет смысла жизни, ему нечего предоставить в ответ на вопрос «Зачем ты живешь?» Человек и животное. Несмотря на то, что животное помогает человеку выжить и в некоторых случаях даже может стать дружелюбным, оно все равно остается животным и без всяких обязательств, и прощаний может бросить человека. И, наконец, человек и человек. Так бы всё это и оставалось историей, в которую трудно поверить (а бананы-то все-таки тонут), если бы не откровение Пи в завязке. Откровение, ответившее на все недоумения зрителя и показавшего, что за всей сказочностью истории кроется нечто более страшное и серьезное. Что самое сложное — это приручить зверя, живущего в каждом из нас. Эта картина о великом одиночестве, о силе духа и о вере. Авторы не настаивают, на правоте той или иной. «По сути, в обеих историях корабль тонет по непонятным причинам, мои близкие погибают, а я страдаю. А какая история вам нравится больше? —… Та, что с тигром». В целом, впечатление от просмотра хорошее, а настроение светлое. Фильм заставляет призадуматься о некоторых вещах: все ли мы делаем правильно, что если бы мы сами оказались в такой ситуации, поступили бы мы так же? Картина оставляет все эти вопросы открытыми, но оставляет небольшой намек о том, как видят это создатели. Безусловно, хороший фильм, красивая картинка создает прекрасный фон для размышлений, а разумный сценарий дает пищу для этих мыслей.

Читать полностью...

Тест на веру
Санька Ратушная
Примечание от редакции Open.ua: Александра Ратушная получает специальное поощрение от пивного бренда Stare Misto — билетный сертификат (детали — в личных сообщениях). Такие призы получат авторы первых 50 публикаций в разделе Open People. Дерзай! Итак, Энг Ли поставил нам условие задачи своеобразного характера: допустим, в лодке сидят гиена, зебра, обезьяна, тигр и мальчик. Лодка эта мала и одиноко телепается посреди бескрайнего океана. У зебры поломана нога, гиена хочет есть, обезьяна напугана, тигр прячется под тентом, а мальчик потерял все, что когда-либо имел. Кому же из них суждено увидеть берег? «Жизнь Пи», как и любая другая жизнь — маленькое чудо, временами страшное, временами прекрасное. Это история молодого мальчонки, который отчаянно боролся за право жить, мужчины, который обрел гармонию, странника в поисках вдохновения и зверя, чей мотив обретает ясность лишь в загадочной глубине его зрачков. Янн Мартел, автор одноименного романа, преподнес миру очень громкий и невероятно изящный фундамент для экранизации. Но, по отношению к этому фильму, не стоит обманываться почти что сказочным видом трейлера, так как ощущение «сказки» пропадает уже через пол часа просмотра, а «парадайсом» так и вовсе не пахнет. Здесь сквозь краски иллюминирующих брызг кричит жестокая реальность. Волей не волей, хочется временами закрыть глаза маленьким детям, которых родители привели на красочный фильм о «зверушках». Путешествие Писина Пателя, более известного, как Пи, и его спутника, по нелепой случайности получившего кличку Ричард Паркер, хоть и происходит на экране, но немалую долю тяжести его непременно ощущаешь и на себе. Что уж тут сказать, Сурадж Шарма, так внезапно ворвавшийся в мир кинематографа, теперь определенно будет нарасхват в режиссерском кругу. «Жизнь Пи» — неумолимо красивое кино, но оно гораздо больше внутри, чем снаружи. В нем затронута тема «грани», в исконно человеческом понятии этого слова. Ведь только человек на грани способен найти друга в зверином оскале страха, при этом не переставая верить, что мир все еще не канул в бездну. Это откровение о вере очень сложно придать какому-либо определенному жанру, все они имеют чересчур узкие и плоские строения. Данный же фильм носит оттенок притчи, басни. Как в любой басне, мораль открывается в самом конце, безмолвно повисая в воздухе вопросом. Такой изумительно простой вопрос, всего два варианта ответа: какая правда приходится вам больше по душе — невероятная или жестокая? Этот своеобразный тест на веру определяет такую важную для каждого человека черту — способность верить в чудеса. А во что верите вы?

Читать полностью...

Написать свой материал