Рецензия на фильм «Жизнь Пи»

Опубликовано 4 января 2013 г.

Тайваньский гений Энг Ли, которому под силу все, от гей-драмы до саги о присевших и затаившихся тиграх, впервые оказался помельче материала, за который взялся. Но грех жаловаться на такую экранизацию.

Open Critics. Наши читатели в роли критиков

1
Для чего нужна вера
Denis Satanovsky
Примечание от редакции Open.ua: Denis Satanovsky получает специальное поощрение от пивного бренда Stare Misto — билетный сертификат (детали — в личных сообщениях). Такие призы получат авторы первых 50 публикаций в разделе Open People. Дерзай!

(Внимание: в статье использованы спойлеры!)

Здорово, что в Голливуде есть киноделы, которые снимают кино, подобное «Жизни Пи» или «Облачному Атласу». Эти два фильма, которых маркетологи преподносили как блокбастеры со спецэффектами для всей семьи (в случае «Атласа» подошли чуть ли не с концепцией «Пиратов Карибского Моря», а от «Жизни Пи» все ожидали новую интерпретацию «Маугли» с примесью «Аватара») в итоге ударили по зрителю совсем другим оружием. И речь идёт не о сильной драматической составляющей, по крайней мере не в первую очередь. Если творение Тыквера и родственников Вачовски изучало проблемы поколений и последствий выбора, который делает человек, то новый фильм прославленного тайванського режиссера Энга Ли поднимает вопросы на тему веры и религии.

Да, на такого рода фильмы, зрителя в кинотеатры обычно не заманить, но как же хитро создатели обоих проектов дали произведениям интеллектуального характера мейнстримовый вид. Да так, чтобы одно другому не мешало. И если «Облачный Атлас» выстрелил в прокате не так сильно, да и премиями обласкан не был, то «Жизнь Пи» получил множество престижных кинонаград и показал неожиданный успех, собрав в прокате свыше 600 000 000 $. На него до сих пор с неподдельным интересом и энтузиазмом ходят зрители, что доказывает — не все еще потеряно. В эпоху, когда залы кинотеатров заселяются лишь на сеансах блокбастеров, во время просмотра которых можно по максимуму отключить свой мозг, зрители способны проявлять интерес и к картинам, дающим богатую пищу для размышлений.

Фильм повествует о мужчине по имени Писин Молитор Патель и его рассказе о своей жизни, центральным событием которой является невероятная история о выживании в лодке с тигром после кораблекрушения, во время которого он потерял всю свою семью. Лейтмотивом истории является тема отношений Пи с религией, отношений с Богом. Главный герой на протяжении фильма неоднократно обещает писателю, задумавшему создать книгу о его жизни, дойти до момента, кода последний поверит в то, что Бог существует. И мы с вами, в свою очередь, также терпеливо ждем этого. Но вся соль в том, что итоговая мораль противоположна ожиданиям — Бога нет. Жестокая правда, она такова. Нельзя слепо верить в него, нельзя полагаться на его милостивость, это не приведет ни к чему хорошему, если вы окажетесь в ситуации, в которую однажды попал Пи.

Если рассмотреть историю, которая на самом деле произошла в той спасательной шлюпке, мы видим четырех выживших: Пи, его мать, матроса-буддиста с поломанной ногой и кока. Первые три исповедовали разные религии (сам Пи исповедовал целых три), час от часу молясь о помощи, надеясь на божественное вмешательство, на чудо, которое принесет им Бог. Но кто в итоге остался победителем? Кок в небольшом, но эффектном исполнении Жерара Депардье, который ни во что не верил, который выживал, включив свой животный, первобытный инстинкт самосохранения. И если бы Пи вовремя не осознал положение вещей и не пробудил в себе то же самое по отношению к последнему, он бы тоже стал его жертвой вслед за своей матерью и бедолагой-матросом.

Но тут мы видим, что без веры всё равно никак, ведь человеку, во что бы то ни стало нужно во что-то верить. Если бы индийский подросток полностью утратил веру, он просто бы слетел с катушек, подобно герою ДиКаприо из «Острова Проклятых» Скорсезе. Следовательно, он придумывает для себя самого сладкую ложь, в которую будет верить, дабы забыть горькую правду. Так родился на свет Ричард Паркер — его альтер-эго, эдакий личный Тайлер Дерден, так родилась его удивительная история об орангутанге, зебре и гиене, о невероятном острове и приручении бенгальского тигра, который на самом деле являлся лишь метафорическим воплощением его проявившегося жестокого естества.

Всякая религия строится на различных мифах, красивых выдуманных историях, и большинство людей охотно будут верить во все эти священные писания, чем в жестокую правду об убийствах, каннибализме и прочих жестокостях, благодаря которым люди выживали, дабы мы с вами сейчас жили на этой земле. Так и в истории главного героя «Жизни Пи» — он придумал свой миф, и люди предпочтут верить в него. И фильм именно об этом.

Многослойность произведения просто поражает. На разбор аллюзий, аналогий и метафор в картине может уйти не один час. Например, думаете в названии «Пи» — это просто имя или стоит поискать подтекст, связанный с тем самым иррациональным числом? А чего только стоит жуткая версия того, что сурикаты в фильме — это на самом деле опарыши на гниющем трупе в лодке? У многих из вас сейчас наверняка сознание снова начинает переворачиваться, и вы хотите в срочном порядке пересмотреть этот фильм, правда? :) То-то же.

Что самое главное — фильм не из тех, который на стадии рекламной кампании обманывает зрителей, обещая одно, а во время сеанса бьет в лоб своим кардинально противоположным направлением, заставляя неподготовленного зрителя подняться с места и покинуть зал — он смотрится легко и непринужденно, и многие будут просто наблюдать историю нового Робинзона Крузо, а главные секреты, переворачивающие внутренний мир, встретят уже в самом конце. Энг Ли настолько умело экранизировал неэкранизируемый роман, получивший Букеровскую премию, настолько мастерски примирил красивую форму с высоким содержанием, подкрепив всё это блестящей работой оператора Клаудио Миранды с саундтреком Майкла Дэнны, что остается только встать и громко, долго апплодировать.

И хочется верить, что будущее кино и духовное развитие зрителя именно за такими фильмами, и что каждый последующий год будет дарить нам свою «Жизнь Пи», а у залов будут скапливаться сотни людей, чтобы получить правильный кинематографический опыт!

«Жизнь Пи» — это то, что остается в голове, душе и сердце навсегда. Вопреки результатам «Оскара», творение Энга Ли заслужило не только 4 статуэтки за лучшие режиссуру, операторскую работу, визуальные эффекты и музыку, но и за лучший фильм 2012 года, если не десятилетия. Аминь.

Оценка: 10/10.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 1 комментарий