Рецензия на фильм «Облачный атлас»

Опубликовано 9 ноября 2012 г.

Том Хэнкс, Холли Берри, Хьюго Уивинг и Хью Грант в новом масштабном проекте Ланы и Эндрю Вачовски (трилогия «Матрица») и Тома Тыквера («Беги, Лола, беги», «Парфюмер: История одного убийцы»), в котором режиссеры не боятся выставить себя наивными идеалистами.

Open Critics. Наши читатели в роли критиков

О красоте и бессмертии души
Nastya Marushevska
Примечание от редакции Open.ua: Nastya Marushevska получает специальное поощрение от пивного бренда Stare Misto — билетный сертификат (детали — в личных сообщениях). Такие призы получат авторы первых 50 публикаций в разделе Open People. Дерзай! Когда думаешь, что жизнь окончена, Вселенная готовит тебе новую жизнь. Несколько новых жизней, в которых ты мог бы исправить все, если бы понимал, чувствовал, что все происходит не просто так, что линии судьбы пересекаются в самых животрепещущих точках. Именно об этом мятежно и вслух говорят Вачовски и Тыквер, основываясь на безумных историях Дэвида Митчелла. Именно об этом «Облачный атлас». А главное, он — о людях, которые становятся художниками твоей жизни даже когда у тебя нет сил поднять кисточку. Этот фильм заставляет мыслить в мире, где поток информации притупляет разум. Учит запоминать и анализировать, а не только воспринимать и переваривать. Трепетные отношения героев Пе Ду На и Джима Стерджесса (одного из самых чувственных британских актеров, как по мне), обобщенный футуризм и замедленные кадры взглядов и вздохов невольно оживляют в памяти «2046» Вонга Карвая, где выдуманное, настоящее, будущее и прошлое сливаются в симфонию чувств, заставляя забыть о сути и дышать этими чувствами всем телом. Каждая из историй, где актеры (замечу, не всегда досконально сильно) перевоплощаются в разных персонажей из разных эпох, — это не просто сюжетные линии, это отдельные фильмы. Я бы назвала «Облачный атлас» фильмом в фильме, к тому же, разных жанров. Режиссеры мастерски маневрируют искусством визуальной подачи сложной идеи книги, дополняя её, на первый взгляд, не всегда замысловатыми диалогами. Но иногда именно банальность, сказанная в нужное время, делает искусство близким и понятным. «Облачный атлас» — это набор, казалось бы, абсолютно несовместимых актеров. Все знают, что Том Хэнкс великолепен, но мне хотелось бы выделить Стёрджесса и Бена Уишоу, чья игра была бесконечно тонкой. А вот характеры Хэлли Берри как-то затерялись среди более сильных персонажей. Две сюжетные линии показаны уникально сильно — это футуристическое государство и примитивное общество, две противоположные стороны истории о бессмертии души. Именно они заставили меня почувствовать «атрофию делящихся клеток дороги домой», когда ты думаешь, на том ли ты месте и в тех ли людях ищешь свою жизнь. И конечно же, история о композиторе и несправедливости с Беном Уишоу. Казалось, это не фильм, а мелодия. «Да ведь все истории придуманы Митчеллом!», — скажите вы, а тема взаимосвязи и неизбежности стара, как мир. Но красота подачи — новаторство Тыквера и Вачовски. Ведь в нашей запутанной жизни так мало такой банальной и сильной красоты. И все бы ничего, не будь так страшно. В очередной раз понимать, что все люди не случайны, и даже при всем желании мы не избавимся от тех, кто заставлял нас страдать, любить, кто заставлял все время избавляться от них. Но они возвращались в каждой жизни, творя и наполняя ее собой, рисуя линии нашей предначертаной судьбы. Если вы такие же зацикленные на внутреннем мире сумасброды, как и я, тогда фильм просто создан для вас. Всем остальным советую посмотреть ленту хотя бы ради новых сложных впечатлений. А они будут, поверьте.

Читать полностью...

Everything is connected
Санька Ратушная
Примечание от редакции Open.ua: Александра Ратушная получает специальное поощрение от пивного бренда Stare Misto — билетный сертификат (детали — в личных сообщениях). Такие призы получат авторы первых 50 публикаций в разделе Open People. Дерзай! «Облачный атлас» — это кино обо всем для одних людей и абсолютно ни о чем для других. Это не «легкое чтиво» для зрителя, случайно заблудшего в кинотеатр пожевать попкорн и расслабиться. Это фильм огромного масштаба, способный поразить в самое сердце. Но эту его феноменальную силу отыщет только тот, чья жизнь — это поиск. Ни больше, ни меньше. Итак, что же такое человеческая жизнь? Откуда она происходит и куда исчезает? Как, зачем и, главное, почему? Извечные вопросы, которые нашли свое воплощение в картине Тыквера и семейной пары Вачовски по одноименному роману Дэвида Митчелла. Перед нами шесть историй, на первый взгляд совершенно хаотичных, но постепенно склеенных воедино, любовно сплетенных тонкой нитью одной души, бунтующей и неспокойной — будь то отчаянный композитор Флобишер, или же хрупкая Сонми-451, ступившая на стезю войны, в которой заранее не могла победить. Своеобразная эволюция образа, которая обретает полноту в мудрости героя из далекого-далекого будущего — Захария (его мы увидим первым), обычного человека со своими грехами и слабостями, но при этом также человека, который научился видеть. Почти три часа перед глазами зрителя зигзагами мечется динамичная линия сюжета, на такой скорости, что к финалу выходит на прямую, предельно ясную, прекрасную истину — не важно, кто мы, откуда мы, каково наше место в жизни, социальный статус, ведь «каждый наш проступок, как и каждое доброе дело, определяет наше будущее». В контексте ли реинкарнации, рая-ада, большого взрыва — все взаимосвязано, все имеет смысл, потому, что мир заключен в причинно-следственном континууме. Три режиссера, одна площадка, но ни единого диссонанса в подаче философии фильма, которая то и дело подкрепляется изрядной долей мелких символичных деталей, не всегда заметных с первого раза. При этом непревзойденная игра актеров заставляет иногда забыть, что это все кино и ни в кого не стреляют на самом деле. Том Хэнкс и Хэлли Бери просто блистательны, персонаж Джима Бродбента уморителен и умилителен одновременно, Джим Стерджисс и дебютантка Пэ Ду На влюбляют в себя моментально (чего стоит сцена на мосту). Гримерам отдельный поклон — как там говорилось — «все границы условны». Кому-то Атлас покажется пересоленным идеализмом, кому-то — вовсе пресной бессмыслицей. Но это уже дело мировоззрения, а не кинематографической культуры. В конце концов, это все лишь очередной фильм о человеке в контексте вечности.

Читать полностью...

Написать свой материал