Наш подробный репортаж о фееричном музыкальном событии, часть 2: абсолютный рок-н-ролльный дурдом.
Часть 1 — по ссылке Stare Misto Festival 2013, день первый: «Ляписы», Archive, IAMX и др.
Mufftrain
Группа AtmAsfera, победившая в отборочном конкурсе, не смогла быть во Львове в назначенные даты, поэтому второй день открыли другие финалисты — Mufftrain.
Парни из Хмельницкого играют прямолинейный гранж. Ну и как это зачастую бывает у подобных молодых банд — если играешь гранж, значит вокал должен напоминать Курта Кобейна.
Fiddler’s Green
В первый день привлечь людей на стадион пораньше удалось за счет группы «Ляпис Трубецкой», нарочно поставленной в начало лайн-апа. В воскресенье подобной наживки не было, поэтому люди собирались на фестиваль медленно и томно.
Ранние пташки, пришедшие вовремя, не спешили под сцену, а скрывались от жаркого солнца на трибунах, под навесом. Но многие из них все же решились спуститься, когда услышали Fiddler’s Green. Фестивальный день только начался, а в фан-зоне уже устроили старый-добрый слэм.
Шестеро парней из Нюрнберга в опрятных белых рубашках и черных жилетках играли ирландский фолк, соблюдая все его традиции и добавляя от себя вдвое больше запала. Как водится, со скрипкой и аккордеоном, а в придачу — бодрон, традиционный ирландский ручной барабан.
За 22 года гастролей группа отточила умения и на фестивале смотрелась форматно. Элемент внезапности — огромное мясистое существо с головой барана и жезлом, то ли человек, то ли демон, заводящий толпу со сцены.
Fiddler’s Green — пример самого приятного фестивального расклада, когда публика с удовольствием открывает для себя интересную группу, а группа удивляется радушному, массовому приему.
Такого треша на Stare Misto Festival еще не было. Тот случай, когда болванистый эпатаж приоритетнее музыки. Угарный водевиль в исполнении многолюдного ансамбля неуемных чудиков из Финляндии.
Все выглядят как на подбор — карикатурно длинные прически-коки, такие же длинные, заостренные носки обуви, черно-бело-красные костюмы, темные очки и полоумные гримасы. А еще туш трубачей, люди-скелеты на подтанцовке и пухлый супергерой-Элвис в белом.
Leningrad Cowboys стартовали с «Back In The USSR» The Beatles — традиционное начало их концертов в туре, но именно в Украине такой старт выглядел уместно и иронично. Да и вообще, «Ukraine girls really knock me out».
Дальше пошел дичайший винегрет из нафталиновых мировых хитов и собственных песен «ковбоев». Чтобы воспринимать всю эту «калинку-малинку», нужно быть сумасшедшим или пьяным.
Для знатоков седовласого хард-рока — кавер на Uriah Heep «Easy Livin’». Непонятно для кого — «Kids In America» Ким Уайлд. Зато фестивальщики в фан-зонах точно подергались на славу под «Pretty Fly (For a White Guy)» The Offspring — со стороны Leningrad Cowboys это было самое точное попадание по аудитории.
Контрольный выстрел из орудий беспощадного абсурда — «Delilah» Тома Джонса, спетая голосом почти что Александра Серова, и русский романс «Дорогой длинною» (известный в Европе с 60-ых как «Those Were The Days» благодаря певице Мэри Хопкин). После этого не удивил бы и «белый лебедь на пруду», и что-нибудь из Аллегровой.
Казалось бы, группа могла быть заточена разве что под застолья олигархов и маленькие трэш-клубы, но наш мир давно сошел с ума, человечество тяжело болеет, ведь в свое время «ленинградские ковбои» выступали с Ансамблем песни и пляски Красной армии и собрали 70.000 зрителей на площади в Хельсинки. В общем, как выражаются сами Leningrad Cowboys, полная балалайка.
The Subways
На пресс-конференции фронтмен Билли и басистка Шарлотта светились от дружелюбия. Пофантазировали на тему идеальной рок-группы («Дэйв Грол за барабанами, конечно, на гитаре играет Хендрикс, поют дуэтом Кобейн и Леннон»), поделились последними музыкальными впечатлениями (Билли заслушивает Deftones, Шарлотта — Paramore), рассказали, что в Польше с интересом сходили на концерт Хью Лори.
На сцену явились феерично — под голос актера Джина Уайлдера из фильма «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» 1971 года. «Hold your breath, make a wish, count to three. Come with me and you'll be in a world of pure imagination». Сказочное интро — и трое сорвиголов вступили в игру с песней «Oh Yeah», моментально взорвав стадион.
На протяжении часа они творили абсолютный рок-н-ролл, сочетая 11-летний концертный опыт и подростковую неуемность. Билли кричал, месил гитарные аккорды, бегал туда-сюда с детской, солнечной улыбкой от уха до уха. Барабанщик Джош сотрясал стадион своими канонадами так усердно и самоотверженно, что, казалось, готов давать жару хоть целый день. Милая Шарлотта прошлой ночью диджеила в одном из львовских клубов на afterparty, так что успела сродниться с украинской публикой, и на фестивальной сцене продолжила отрыв.
The Subways — семья. В этом их главная сила. Билли и Джош — братья. Билли и Шарлотта раньше встречались (фронтмен посвятил «Rock’n’Roll Queen» именно ей). Вот почему эта троица такая дружная и целостная.
«Rock’n’Roll Queen», разумеется, стала кульминацией выступления. Одна из самых подрывных песен десятилетия, которую — подумать только — они сочинили в 16 лет. Еще несколько таких же мощных номеров — и The Subways станут самой молодой группой в Зале славы рок-н-ролла.
Неистовая толпа закипала от восторга, скакала и вопила изо всех сил. А группа еще больше подзадоривала зрителей. В одном из куплетов Билли заменил строчки «you are the sun, you are the only one» на «ти сонечко моє, ти єдина моя» — ломано, но честно, из самых лучших побуждений. «Be my, be my, be my rock’n’roll queen» — драли гортань тысячи зрителей, творя рок-н-ролльный дурдом.
К приятному удивлению, публика не приняла The Subways как «группу одной песни». С таким же успехом фан-зоны бурлили и под «Oh Yeah», «It’s A Party», «With You», «Mary» и другие песни.
«Как вы оцениваете сегодняшнюю публику по 10-балльной шкале?» — спросил Билли у коллег по группе посреди сета. Шарлотта и Джош оценили накал на семерку-девятку, чтобы подразнить людей, и это сработало — зрители удвоили запал, тем самым бросив ответный вызов группе.
Особо бойкие фестивальщики ударились в слэм, особенно под «Turnaround». Другие зрители, тем временем, просто водили безобидные хороводы. К финальной песне «It’s A Party» The Subways дошли до предела и свихнувшийся Билли сиганул в толпу (на видео — после 2:30). Тогда показалось, что Kaiser Chiefs могут и не спешить, триумф рока уже состоялся.
Спустя пару минут украинские фаны стали писать Билли в твиттер, благодарить за выступление, на что фронтмен ответил: «Скоро выйду к вам, буду справа от сцены». Там он еще долго обнимался и фотографировался со всеми желающими. «Встретил тысячу человек сегодня, не меньше. Лицо болит от улыбки. Люблю вас, люди Украины!!» — позже написал он в твиттере.
В понедельник, перед отъездом, музыканты успели подняться на Высокий Замок и влюбиться в виды Львова. Домой они добирались непросто — приболевшие, два рейса с шестичасовым ожиданием на пересадке. Через два дня непоседливый Билли — внезапно — уже сдавал экзамен по истории. Нервничал. А преподаватель сказал, что его дочь видела The Subways на Download Festival. Значит, сдал, наверное.
К слову, музыканты, то ли отшучиваясь, то ли всерьез, упоминали ноябрь, как возможное время концерта в Киеве. В ноябре или нет, но они обязательно вернутся.
Сетлист:
Kaiser Chiefs
Долгий переезд из Парижа, плотный гастрольный график — на бекстейдже «Кайзеры» казались сдержанными, потрепанными, утомленными. Поэтому выступление начали неряшливо.
Но сколько бы ни было у них за плечами преодоленных километров, джетлагов и бессонных ночей, сокрушенных мировых сцен грандиозных масштабов — Kaiser Chiefs остаются профессионалами, которые преданы своему делу, любят свое дело, не представляют себя другими.
Поэтому чем больше входила в раж толпа, тем больше разжигались музыканты. Лидер группы Рики Уилсон отдавал публике все свои силы, сколько бы их ни оставалось. Шатался, жмурился, хрипел, фальшивил, краснел, вены на шее вздувались, но он продолжал выкладываться, самоотверженно выплескивать энергию. Заводил толпу и заигрывал с ней, как и подобает настоящему шоумену. Возможно, не без помощи алкоголя.
Порой за вокалиста «Кайзеров» становилось страшно — вот-вот оступится, вот-вот рухнет, выделывая очередные пируэты, прыжки, жонглируя микрофоном — но Уилсон продолжал буянить. На одной из первых песен спрыгнул к зрителям и едва не полез по головам. Позже ему стало тесно на своей территории, и он пошел гулять-танцевать по соседней сцене, где техники готовили аппаратуру для «ДДТ».
На «I Predict A Riot» Рики устроил самый смертельный номер — взобрался с микрофоном на металлические конструкции сцены, на высоту метров шести от земли.
Большую часть беклайна группа привезла с собой, так что звук качественно отличался, но исполнение было сырое — сказывалась усталость.
Особым развлечением для Рики Уилсона и умилением для публики стали упражнения по украинскому языку. Между песнями фронтмен поглядывал в шпаргалку и выдавал ломаные фразы «Здоровенькі були» и «Щиро дякую», каждый раз удивляясь фонетике. Но особенно позабавился он на другой прочитанной фразе: «My radi buty tut z vamy… Bootie toot! Hello, my little bootie toots!» Украинским меломанам стоит организовать фан-клуб Kaiser Chiefs, если они хотят увидеть группу в наших краях еще раз. Если что — название Bootie Toots для фан-клуба уже готово.
Сейчас «Кайзеры» переживают переломный период — недавно они остались без ударника, который заодно был основным автором песен. Во Львове группа сыграла кое-что новое и доказала, что отлично справляется. «Misery Company» — без преуменьшения — с первого прослушивания воспринимается наравне с классикой Kaiser Chiefs, а заливистый саркастичный смех Рики в припеве заражает и врезается в память надолго. Ну а на бис парни припасли эксклюзив для Львова — мировую премьеру новейшей песни «Coming Home». Ностальгические распевы, срывающийся голос Рики, массовые волны руками. И контрольный выстрел — «Oh My God».
10 тысяч зрителей на стадионе «Украина» во Львове или 60 тысяч зрителей на Emirates Stadium в Лондоне (как было за несколько дней до этого) — не важно. Рики все равно чувствует, что обязан выжать из себя 110% драйва. И ему это удается. Он — безграничная харизма, в любом состоянии. Да и выглядит в последнее время как совсем другой, новый человек — похудевший, подтянутый рок-герой. Говорят, ежедневно бегает по утрам.
Kaiser Chiefs запомнились нам, как профессионалы мирового класса, хедлайнеры во всех смыслах. Разбитые, но посвящающие себя музыке до последнего. С хорошими новыми песнями. Украина застала «Кайзеров» на пороге нового, интригующего и громкого этапа карьеры. Небольшой отпуск, запись нового альбома — и они вжарят пуще прежнего.
Сетлист:
Coming soon: наше эксклюзивное интервью с Рики и Саймоном из Kaiser Chiefs.
«ДДТ»
По факту, главными хедлайнерами фестиваля были Kaiser Chiefs, но их нарочно поставили в лайн-ап предпоследними, чтобы иногородние фаны успели на поезда. Так что к выходу «ДДТ» публика помоложе покинула стадион, а зрители постарше только-только подтянулись, чтобы устроить праздник русского рока с одной из главных легенд жанра.
Юрий Шевчук общался с публикой просто и по-домашнему, но за этой простотой была видна серьезная работа — музыканты играли сплоченно, превращая каждую песню, новую («Погром», «Свобода») и старую («Мама, это рок-н-ролл», «Это все», а когда поклонники просили «Осень», Юрий Юлианович сначала мотал головой, мол, какая осень, когда лето на дворе, но все-таки спел, а публика дружно подпела), в монолитное произведение. Особенный колорит и неожиданные краски во все это добавляла вокалистка Алена Романова.
Чтобы объединить публику под сценой, на «ДДТ» организаторы разрешили вход в первую фан-зону всем желающим. Благодарные львовяне и гости города обнимались и распевали песни, знакомые десятилетиями. Для тех, кто остался с Шевчуком до последнего, на бис прозвучали «Метель августа» и «Кукушка» (та самая, группы «Кино»).
Сергей Кейн
Фото: Дарья Синельникова
Кайзеры - унылое говно)
а че так мало людей на видео??
жаль, что таки не поехал именно на них((
наверное, день был крутой, рад за всех присутствующих....но)))
мені здається, шо в цьому щоденнику взагалі кожен себе знайшов)))
У зрителей постарше нет будущего. АД
вони шикарні *_*