Друг нашей редакции Ross, участник творческого объединения Angar, соучредитель концертов и вечеринок в «Малой опере» и «Ангар Пляже», побывал этим летом на крупнейшем британском и главных европейских фестивалях, и рассказал об их главных особоенностях.
Рассуждения о фестивальной эволюции от знающего человека — в статье на Open.ua.
Это стоит обсудить, в первую очередь, потому что известные фестивали Sziget, Kazantip и Park Live изучены до боли, имеют противоречивую репутацию и должны были пройти в Украине этим летом. Но, в силу разнообразных причин, на которых мы не будем делать акцент, не состоялись.
Кому-то это может показаться трагедией, кому-то — закономерностью, кому-то — стать поводом посетить их в других локациях, поводом открыть для себя новую цивилизацию. Точнее, как раз достаточно древнюю и признанную культурными законодателями еще в период отрочества нашей страны и большинства из нас.
Но реверсивный подход в нашей культуре — явление традиционное. Наблюдая за радостью друзей, в первый или в десятый раз собирающих наряды на «Сигет», хочется спросить: вы же в курсе, что, к примеру, один из хитов Placebo «Bigmouth Strikes Again» в оригинале — не менее известный хит из другой эпохи от The Smiths. И если да, то что вам больше по душе?
Так вот, об оригиналах и пародиях: в материале не будет категоричной критики и рассуждений, кто лучше, а кто хуже. Лишь обильное информирование, подкрепленное визуализаций.
Но всего с одним акцентом: без знания истории, чужих взлетов и падений, невозможно построить успешного будущего, где бы то ни было — в молодой стране, музыкальной индустрии или модном стартапе.
Следуя личному правилу «не менее 4 фестивалей в год», за последние 7 лет путешествий особо не осталось массовых ивентов, которые хотелось бы посетить. Одни и те же лайн-апы, организаторские фейлы, дотошные спонсоры и схожая публика.
И каждый год рост фестивального рынка на наших глазах набирал масштабы, знакомые только продавцам углеводородов из соседней северной империи.
А так как активная жизнь среднестатистической человеческой особи довольно ограничена во временном континууме, то тратить ее на клонированные арт-события не слишком рационально и даже преступно.
Поэтому во имя оптимизации КПД, пришло время вернуться к корнями и понять, откуда «растут ноги» у фестивальных традиций.
Фестивальные движения зародились довольно синхронно по обоим берегам Атлантики. Без каких-либо стандартов или меркантильных целей. Шестидесятые, что тут еще скажешь. И собственно наш первый герой, Гласто, родом как раз оттуда. По сути — это единственное из мероприятий той эпохи с успехом действующее и сегодня. И, надо сказать, лучшее (в чем мы имели счастье убедиться этим летом).
Если конкретнее, то, несмотря на худшую фестивальную погоду ever, Glastonbury Festival 2014 — безапелляционно лучшее мероприятие на этой планете. Все остальные на его фоне кажутся компромиссом и пародией. Ничего личного, просто такова реальность, Нео.
Без капли допинга, без единого еще увиденного выступления, вдали от ОБЫЧНОЙ цивилизации, в промокших кедах (лучше грязных резиновых сапог) здесь можно стать счастливым с первых минут погружения в священную грязь.
Атмосфера здесь настолько зазеркальная, что чувство прекрасного притупляется еще до перехода к основной части программы. Это гигантский культурный Вавилон: от левацких панков и престарелых хиппанов до лучших современных цирков, кабаре и техно-резерваций. Это источник всех современных мероприятий, самая грандиозная на планете Выставка Достижений Народной Культуры.
Гластонбери заставит переосмыслить все виденное до этого, в каком бы возрасте вы здесь ни оказались и чем бы ни занимались.
Это не «еще один фестиваль», это The Festival! Знаете альтернативы — напишите в комментариях, но уверены, любая из них не будет стоить даже малой части Гласто, такой, как Шангри-Ла или Блок 9, к примеру.
Каждый небезразличный к современной цивилизации человек, должен побывать на Гластонбери хотя бы раз. Все 210 фунтов стерлингов, именно столько стоил фестивальный абонемент в этом году, стоят того. И кстати, первая и основная часть билетов на редакцию 2015 года будет распродана за несколько минут уже 1 октября. Не забудьте зарегистрировать перед этим, приготовить три кредитки и столько же ноутбуков со стабильным выходом в сеть. Возможно, вам повезет.
По сути, до начала 90-х организаторы Гласто, и еще нескольких фестивальных мастодонтов, были довольно узким и закрытым кругом организаторов, скорее жанровых статистов, наблюдавших за сменой рок-направлений и аккуратно нанизывавших на лайн-ап панк, диско, фанк и нью-вейв.
Но в какой-то момент фестивальная «эпидемия» резко вырвалась из-под контроля и начала расползаться по городам и весям Старого и Нового Света, перемалывая жанры, публику, спонсоров и маленькие деревни, рискнувшие приютить блудную молодежь из больших городов.
Эта вторая волна обязана, конечно же, беспорядочной гранжевой энергетике и следующей ступени музыкальной истории в виде брит-попа. Сочетание несовместимого вышло на новый уровень, где эклектика окончательно возводится на пьедестал.
Трип-хоп, техно, хаус, синти-поп, шугейз, IDM, даунтемпо, эмбиент, осовремененный джаз и фанк, нео-панк, инди. Их виды, подвиды и переливы. Ближе к нулевым добавились гараж, пост-все и нью-ничего. Да чего только не было в местах, откуда родом любимые всеми нами Sonar, Melt, Primavera и даже пресловутый отныне «Казантип».
Как следствие, появилась плеяда артистов неподвластных каталогизации. То есть, тот случай, когда стиль группы проще и логичнее назвать именем этой группы, чем перечислять список жанровых тегов с allmusic.com.
Затем щедрые нулевые дарят нам ивенты для окрепшего и максимально изощренного интернет-поколения.
Формация All Tomorrow's Parties (кстати, неслучайно названная в честь песни The Velvet Underground) и их события — по сути один из символов этого массированного арт-обстрела с минималистичной DIY-подачей, где нет ничего лишнего, а есть только отобранный уважаемыми кураторами (уровня Джеймса Мерфи или Caribou) бесконечный музыкальный поток.
При этом весь антураж ограничивается отменным звуком, выдержанным лайн-апом и, конечно же, особой, сумасшедшей публикой. Ведь кто еще рискнет поехать слушать Portishead, Нила Янга и Slowdive на базу НАТО в Заполярье?
Сюда же можно отнести невероятно актуальный FYF Fest в совершенно неприспособленном для этого Лос-Анджелесе, Field Day в центре задыхающегося Лондона или вечно молодой Great Escape в лоснящемся Брайтоне.
Про исландский Airways лучше промолчать. В этой стране даже в самый непопулярный для туристов сезон фестивалей хоть отбавляй. Особняком стоит город Остин, который полностью трансформируется в фестивальную площадку в дни проведения SXSW.
И не забыть бы еще про тенденцию сборов хип-публики (а по-другому ее никак не назовешь) в районах малоизведанных и максимально аутентичных.
Чего только стоит аннексия хорватского побережья колонизаторами из Британской Музыкальной Империи, оккупация люксовых океанических лайнеров такими монстрами как Coachella или кросс-атлантическая экспансия официальных редакций Sonar, Lollapalooza и Pitchfork.
Все эти события объединяет один ключевой фактор: эклектика без контроля и, зачастую, с отменным вкусом. Если вам нужно именно это — изучайте маршруты, лайн-апы и ценовую политику выше указанных фестивалей. Нет — довольствуйтесь малым, ваше право.
Обилие ярких фестивалей со всем, что только можно представить, наталкивает на мысль, что ресурса для эволюции не осталось и дальше нас ждет только Большой взрыв и возврат в каменный век, с ежедневным наблюдением за танцами костра, вместо экранов наших устройств.
И, между прочим, первые колокола уже звонят: отмена «Сонара» в Бразилии, «Лоллапалузы» в Израиле, прекрасного Jabberwocky от того же ATP в Лондоне и, надеемся, скорая кончина дезертировавшего «Казантипа» вместе с высылкой в независимую Сибирь его президента и большого «друга» украинского народа Никиты Маршунка.
В такой ситуации остается надеяться, что следующие поколения iPhone подстрахуют наши первобытные умы, а человеческая память будет эволюционировать синхронно с ростом скоростей и объемов наших девайсов. Ведь нам еще столько осталось охватить из прошлого и будущего, а жизнь всего лишь одна.
Впрочем, наше дело — посоветовать, поделиться опытом, а ваше — сделать правильный выбор.
P.S. Несколько фото от автора материала в качестве подтверждения описанного.
Но из всего списка перечисленных фестов на Гласто в последнюю очередь поеду. Сильно это модно как-то. И сильно много грязи.
Был на Iceland Airwaves. Очень своеобразно. Лайн-ап идеально вписывается в атмосферу самой страны. Публика эксклюзивная. Тема с разными клубами по городу это очень круто.
И еще есть "неофициальная" часть феста, где концерты бесплатные и их в два раза больше чем в официальной :) Группы играют в магазинах обуви, библиотеках, в хостелах, везде где только можно по городу)