Полина Толмачева — директор по маркетингу FILM.UA Group — о журналистике, украинской киноиндустрии, концертном фильме группы «Океан Ельзи», а также о фильмах «Поводырь» и «Племя».
Полина читает Льва Толстого и Федора Достоевского, слушает «Ундервуд» и любит смотреть фильмы Ингмара Бергмана.
Когда ты уходишь из журналистики, ты из бродяги становишься настоящим домашним котом.
Журналистика — это работа, где ты ничего не создаешь. Да, ты пишешь тексты, вызываешь эмоции, но к процессу производства не имеешь никакого отношения. Грубо говоря, ты не оставляешь ничего существенного после себя.
Помню, как наш коллектив журнала «Отдохни», где я работала главным редактором, пригласили на шоу «Танцуют все», чтобы мы посмотрели на съемочный процесс и написали об этом несколько строчек. В тот момент в образе журналиста мне остро захотелось быть частью этой истории съемок и большого коллективного труда. Я понимаю, что шоу «Танцуют все» — это далеко не «Мона Лиза», но меня все равно привлекла такая работа.
Я работала с политиками (журнал «Публичные люди» — прим. ред.), передо мной открывались большие перспективы, но в таком случае пришлось бы много врать за деньги. А я не могу.
Когда ты уходишь из журналистики, ты из бродяги становишься настоящим домашним котом.
Когда я начала работать на FILM.UA я понятия не имела, кто такой «камерваген» и что такое «гафер», а вот сейчас уверенно оперирую этими понятиями.
В нынешних условиях воюющей страны говорить о том, что кино в Украине — это прибыльный бизнес — невозможно.
Российский кинорынок сегодня становится сложным для нас. Да, мы продолжаем сотрудничать с российскими коллегами и очень любим наших партнеров. Но, тем не менее, напряженность чувствуется. Хотя глупо полагать, что вся Россия — это Путин и ядерный электорат. Все совершенно не так. Россия — это великая страна с огромной культурой и большим количеством толковых людей. Посмотрите канал «Дождь», например.
В украинском кино сегодня отражается то, чего мы все так долго ждали — самоопределение украинской нации. Те размытые границы ментальности, которые остались у нас после падения Советского Союза, становятся достаточно четкими. Ну, во всяком случае, хочется на это надеяться.
С одной стороны, у нас нет достаточного количества кинотеатров, которые могут гарантировать популярность и прокат такого украинского кино, как «Поводырь». Для того, чтобы фильм окупился и заработал деньги, нужно собрать в кинотеатрах три производственных бюджета, потраченных на картину. Но с другой стороны, может не стоит складывать лапы и сразу тонуть, а искать пути создания недорогого, но востребованного отечественного продукта?
В нынешних условиях воюющей страны говорить о том, что кино в Украине — это прибыльный бизнес — невозможно. Но мир велик. Наша главная ошибка в том, что, во-первых, наша идентичность — несовершенна, а во-вторых — мы замыкаемся на своем хуторе и не видим, что мир огромен, в нем невероятное количество возможностей. Поэтому нужно создавать конкурентный контент на практике, а не просто на словах стремиться попасть в Европу.
Украинское кино очень незрелое. Ему бы еще лет пять проб и ошибок — и, думаю, у нас все получится.
Украинское кино есть. Говорю вам и как зритель, и как человек из индустрии. Я знаю, что есть много профессионалов, влюбленных в свою профессию. Также могу сказать, что только в прошедшем году вышло более десятка довольно интересных украинских лент. Украинская программа «Одесского кинофестиваля» была плотно заполнена. Поэтому украинское кино существует, но другой вопрос — какое оно? Отвечаю — очень незрелое. Ему бы еще лет пять проб и ошибок — и, думаю, у нас все получится.
Вам не кажется, что, к примеру, вы с мужем, которые не смотрели фильм «Племя» потому, что он — тяжелый, похожи сегодня на наших кинематографистов, которые на премьерном показе, не досмотрев до конца фильм, встали и громко крикнули: «Люди, вспомните Шевченко!», а некоторые и вовсе торжественно ушли на сцене аборта? Не нужно бояться такого кино, его нужно смотреть.
В начале прошлого года мы поняли, что время сейчас — историческое, определяющее, значимое. И нам очень захотелось отобразить наше время — здесь и сейчас. Нам необходимо было создать что-то большое и грандиозное, поэтому мы решили сделать документальный фильм о группе «Океан Ельзи» — единственной, которая собирает в Украине стадионы. Мы пригласили на этот проект лучших кинематографистов Украины. А 26 февраля в прокат выйдет кинотеатральная версия киевского концерта. Это так называемый альтернативный контент, который давно и успешно идет на киноэкранах всего мира. Хотим попробовать еще и таким образом приблизиться к цивилизации.
В начале прошлого года мы поняли, что сейчас историческое время. Нам необходимо было создать что-то большое и грандиозное, поэтому мы решили сделать документальный фильм о группе «Океан Ельзи» — единственной, которая собирает в Украине стадионы.
Если мы обратимся к мировой культуре, поймем, что люди, которые приходили в древнегреческий театр, знали, что конкретно будут смотреть. Ничего нового они для себя не открывали, так как все мифы были давно всем известны. Точно такая история происходит сегодня с телевидением. Представьте, что есть человек, который всю жизнь читал одну засаленную годами книгу. Читал, узнавал что-то новое и просто жил. Так вот многие украинцы, которые смотрят сегодня сериалы по телевизору — это образ вот этого человека, который всю жизнь смотрит и слушает одно и то же. Как ты не развивай его вкус, он все равно никогда не дойдет до творчества Игоря Стравинского. Такие люди не плохие и не хорошие — это просто аудитория, которой очень нужен такой вот не очень сложный контент.
Также важно понимать, что все любимые нами сериалы, «Фарго», «Игры престолов», транслируются только на кабельном телевидении, за которое американцы платят деньги. А для эфирных каналов в Америке производится такой же «bullshit», как и у нас.
Другое дело — у каждого человека должен быть выбор — либо подписаться, к примеру на телеканал «Дождь», либо смотреть как бабушка утопила внука на рейтинговом украинском канале.
Воспитывать должно не телевидение, а родители. Как бы ты не старался открыть для взрослого человека Ингмара Бергмана, если он любит смотреть Оксану Байрак, потому что так было принято в его семье, он будет продолжать ждать ее новые фильмы. И это абсолютно нормально.
Раньше не было потребности в украинских фильмах. Мы всегда чувствовали себя осколком того большого народа — государства под названием СССР. Но сейчас все меняется.
Воспитывать должно не телевидение, а родители.
Проблема украинского кино в том, что у нас слишком мало денег и слишком много «пшонок». Лучше украсить свой особняк золотом, чем инвестировать в кино. А деньги для кино — это как кровь, которая течет по жилам. Без нее существовать невозможно.
Кино — это не только искусство, это еще и ремесло, которое нарабатывается со временем. Каждому режиссеру нужно снять дебютный фильм и продолжать совершенствоваться на практике дальше.
Еще украинскому кино очень не хватало тем. Мы жили так скучно эти двадцать два года — у нас не было ни войны, ни других значимых событий. Самое ужасное, что произошло — это тюремный приговор Юлии Тимошенко и убийство Георгия Гонгадзе. Общество просто уснуло, но сегодня ожило. Ведь мы живем в таком переломном периоде, что вот эта кровь, которая льется по-настоящему, эмоции, которые мы чувствуем, обязательно должны дать какой-то эффект.
Я люблю Вольфганга Моцарта, группу «Ундервуд» и часто слушаю последний альбом «Океанов» «Земля».
Не люблю живые концерты, потому что боюсь толпы.
Музыка — очень ситуативная штука. Как-то приятно удивил концерт Джей Ло и полностью развеял мою депрессию.
Кино — это не только искусство, это еще и ремесло, которое нарабатывается со временем.
Посмотрите все, наконец-то, «Племя» Мирослава Слабошпицкого. Лично меня задел эстоно-грузинский фильм о войне режиссера Заза Урушадзе «Мандарины», который попал в оскаровский список зарубежных фильмов нынешнего года.
Фильм Павла Павликовского «Ида» — очень интересная история. Смотрите.
Сериалы стали искусством. «Во все тяжкие», «Настоящий детектив», «Фарго» — самые сильные впечатления последнего времени.
Мир кинематографа настолько огромен, что иногда — это «Терминатор» после работы, а иногда — настоящая шведская драма «Фанни и Александр» Бергмана. В фильмах я очень всеядна.
Я люблю Льва Толстого и Федора Достоевского — честное слово. Советую всем думающим людям наконец-то прочесть «Войну и мир» и «Бесы». Сегодня очень актуально.
Мне очень нравится Лиссабон — я бы там жила. Город очень вкусный, прозрачный, чистый, с прекрасным вином, большим количеством рыбы и красивыми людьми.
Очень люблю Киев. Когда возвращаюсь из поездок и проезжаю нашу «Родину-мать», я всегда чувствую ликование и радость. Здесь я дома.
А вообще, города не люблю. Мне больше нравятся тихие пляжи и скалы — места, где практически нет людей.
Я не строю планов, потому что нет ничего прекраснее, чем настоящее мгновение. Вот так вот стихийный буддизм давно живет во мне. Хотя, конечно, очень хочется написать сценарий для очень хорошего фильма. И порадовать людей.
Катерина Гриценко
Фото: Дмитрий Куницкий
- О, это так цинично. Давайте сожжем планету, чтобы у украинских сценаристов появилось вдохновение. Может, просто с фантазией у авторов плохо? Украина обладает богатейшим фольклором, на основании которого можно было бы снимать мультфильмы и сказки для детей. только почему-то про князя киевского мультики рисует Россия! Украина имеет богатую историю, на основании которой можно снимать военные боевики, фентези и прочее. В Украине родились сотни выдающихся людей - писателей, ученых, художников, врачей, чья биография может лечь в основу фильма - биографического, драмы, мелодрамы. Украина - это не вышиванки и шаровары, только показать это удалось пока только только Слабошпицкому и Санину.