Алексей Соболев — сооснователь и режиссер рекламного digital-агентства VGNC. Рассказал нам о том, как выглядит украинская реклама, почему офис компании переезжает в Нью-Йорк и как говорить образами, когда это так нужно.
Алексей читает Курта Воннегута и Захара Прилепина, а также слушает The National и The Killers.
Философия и цель нашей компании — создать образ нового украинца.
Я — самый настоящий интроверт и это мое первое устное интервью, уж простите.
Философия и цель нашей компании — создать образ нового украинца. Без комплексов, основанных на том, что мы живем на окраине, без вечной мольбы о помощи, и чтобы на международных рекламных фестивалях перестали удивляться тому, что в Украине, оказывается, тоже производят рекламу, и довольно неплохую.
В восемь лет я хотел стать журналистом. Мне тогда казалось, что это такая профессия, когда я могу писать о чем угодно и получать за это деньги. На деле все получилось намного сложнее.
Первая история, которую я написал в шесть лет, была про маленькую синичку, выпавшую из гнезда, после чего ее атаковал агрессивный ежик с острыми колючками. В итоге в этом мини-триллере все были спасены. Мне нравилось что-то придумывать, наверное, потому что у меня не было хороших игрушек. Не знаю.
Искусство — это когда ты с помощью маркетинга вкладываешь некое сообщение и создаешь маленькое произведение искусства — красивый рекламный ролик или принт.
Я попробовал себя в компьютерной журналистике, но неожиданно ушел в рекламу. Это тот случай, который так прекрасно описывает цитата из книги Дэвида Огилви: «Ради бога, не говорите моей матери, что я тружусь в рекламе — она всегда считала, что я играю на пианино в борделе». Тогда мне казалось, что работать в рекламе — это нечто постыдное. Звериный оскал капитализма — люди в костюмах продают вам вещи, которые вам не нужны, за деньги, которых у вас нет. Не факт, что тогда я так уж сильно ошибался. В любом случае, через какое-то время осознал, что в лучших своих проявлениях реклама находится на грани науки и искусства, при этом заимствуя лучшее из того и другого.
Наука — это когда нам нужно продавать каждый день, понимать рынок, собирать статистику и превращать ее в маркетинг, который генерирует исключительно цифры и факты. Искусство — это когда ты с помощью маркетинга вкладываешь некое сообщение и создаешь, пускай и маленькое, но все-таки произведение искусства — красивый рекламный ролик или принт.
В мире практически нет ничего нового — все произведения искусства, так или иначе, рождаются из другого искусства.
Хороший креатив — это когда человек вспоминает рекламу на второй, третий, четвертый день. Хороший креатив — это когда человек, в конце концов не считает рекламу рекламой.
И я не считаю воровством, если вы берете фото, которое впечатлило вас своей композицией, идеей, светом, и на его основе снимаете видеоролик. Когда один вид искусства переходит в другой — это не плагиат, а синергия.
Хороший креатив — это когда человек вспоминает рекламу на второй, третий, четвертый день. Хороший креатив — это когда человек, в конце концов не считает рекламу рекламой. У меня есть конкретный пример — реклама для австралийского метрополитена, которая стала супер-вирусной («Dumb Ways to Die»). Или практически любой ролик Nike.
Украинская реклама пока что находится, к сожалению, еще в зачаточном состоянии. Да, спустя двадцать с лишним лет мы все еще запрягаем.
Один из редких примеров зрелого украинского рекламного ролика — это видео агентства Banda, созданное для Вооруженных сил Украины. Посмотрите, обязательно:
Украинская реклама пока что находится, к сожалению, еще в зачаточном состоянии.
Самый свежий проект, который мы сейчас запускаем — это интерактивное видео, построенное на короткометражном кино о парне, который попал в День сурка. Но шутка в том, что его день начинается всем знакомым сюжетом из фильма, а после превращается в человеческую драму.
Этот проект мы создаем для фонда «Город без наркотиков» совместно с агентством Red Pepper. Пока можно посмотреть трейлер:
Для меня пока самый эффективный способ что-то создать — это хорошо выспаться, сесть и придумать.
А вот, например, арт-проект для группы «Океан Ельзи», который мы запустили в прошлом месяце. После такого проекта, наш арт-директор Антон может уже смело перестать обманывать маму россказнями о музицировании в борделе: http://20.okeanelzy.com/
Как мы придумываем идеи? Устраиваем «брейншторм» или, другими словами, играем в креативный пинг-понг, перебрасываемся идеями. Один озвучивает идею, другой ее «отбивает» и добавляет что-то свое. Даже Доктору Хаусу нужна была команда, чтобы он на них «отрабатывал» свои гениальные мысли.
«Пиши пьяным, а редактируй трезвым» — эти слова Эрнеста Хемингуэя были под силу только ему и другим «шестидесятникам». Я этого воплотить не могу. Для меня пока самый эффективный способ что-то создать — это хорошо выспаться, сесть и придумать.
У нас нет конкуренции, поэтому мы рано взлетаем, но летаем очень невысоко.
Да, я много читал о людях, к которым приходит какая-то гениальная мысль, когда они моются в душе. Но такого у меня, к сожалению, ни разу не случалось. Возможно, я как-то не так моюсь.
Реклама, кроме прочего, определяет общественную культуру и вкус. Как и тысяча других вещей, с которым люди сталкиваются каждый день. Поясню. Когда строили московское метро, каждую станцию осознано превращали в мини-музей. Именно потому что у миллионов советских граждан не было возможности, желания или времени ходить в музеи. Спускаясь каждый день в метро, люди могли видеть что-то красивое — статуи, фрески и мозаики, и развиваться культурно.
Точно так же мы, передвигаясь по городу, наблюдаем необъятное количество рекламы. Не всегда столь же живописной, как московская станция метро, к сожалению. Поэтому сегодня мы просто обязаны создавать качественную рекламу, чтобы с ее помощью воспитывать эстетический вкус других людей.
На Западе не стыдно быть младшим копирайтером в 30 лет. У нас же это равнозначно тому, чтобы публично расписаться в том, что ты полный неудачник. Мы слишком рано получаем много возможностей, слишком быстро хотим снять первый ролик, вырасти в должности, похвастаться званием. У нас нет конкуренции, поэтому мы рано взлетаем, но летаем очень невысоко.
Хорошие писатели несколько первых книг кладут в стол, прежде чем вынести хоть что-то на суд читателям. А у нас работники сразу превозносят свои успехи на всю страну, не успев даже набить руку.
С войной мы стали циничнее и менее добродушными.
С войной мы стали циничнее. Украина была ленивой и сытой страной. Сейчас мы не сыты, не ленивы, не провинциальны — наша страна не сходит с передовиц главных газет во всем мире. Но, самое печальное, что мы стали менее добродушными. Все озлобились. По делу, конечно. Библия ничего не говорит о том, что делать, когда обе щеки отбиты. Но, в общем, мы все стали гораздо злее.
Да, мы по-прежнему перекрикиваемся с россиянами, но не понимаем, что режим сорокалетней «холодной войны» невозможен. Нас с ними, хорошо это или плохо, не разделяет Атлантический океан. Нас не разделяет даже Ла-Манш.
Наше агентство долго жило с мыслью о переезде в Нью-Йорк. И мы когда-нибудь сделали бы это в любом случае. Мы хотим доказать и, не в последнюю очередь самим себе, что украинцы — их идеи, их навыки, их труд — стоят чего-то на глобальной арене. Мы долго пытались поменять страну на Майданах. Сейчас пришло время менять Украину на индивидуальном уровне.
Группу The National я слушаю во время работы, а The Killers — после.
В какой-то момент понимаешь, что ты слишком взрослый, раз у тебя нет ни одной любимой группы. Но я стараюсь следить за «Афишей» и скачивать себе альбомы, которые они советуют послушать.
Последний, который понравился — альбом американской инди-группы Spoon.
Группу The National я слушаю во время работы, а The Killers — после.
Есть всего одна группа, на концерте которой я был дважды — это The Killers. И в третий раз я бы тоже пошел. Первый раз я был в Лондоне, второй — в Киеве. Ребята и там, и у нас отыграли одинаково круто, несмотря на то, что на киевском концерте было людей меньше, чем помещается в трех вагонах метро.
В Лондоне мы купили два самых последних билета и сидели на самых ужасных местах, в метрах восьмидесяти от сцены с самого краешку. Поэтому я только по людям, которые прыгали возле сцены, догадывался о том, что происходит на самой площадке.
Этот концерт запомнился. Не в последнюю очередь, потому что мой друг отломал кусок кресла и подарил его на память. Спасибо, Паша.
Для Голливуда осень 2014 года была на редкость удачной — «Интерстеллар», «Отрочество», «Стрингер» и «Бердмен» — фильмы, которые нужно обязательно посмотреть.
Если говорить о любимых фильмах вообще, то у меня есть личный «guilty pleasure» — южно-корейские боевики. Это забытое со времен первых видеосалонов чувство — вспотевшие ладошки при просмотре. Если вам любопытно, можете начать с этих пяти. Привожу названия в оригинале, потому что их переводят по-разному: «Akmareul boatda», «Sin-se-gae», «Ajeossi», «Hwanghae» и «Dalkomhan insaeng».
Мои планы — переехать в Нью-Йорк и добиться хотя бы половины того, чего мы достигли в Киеве.
Из самых последних — это «Щегол» Донны Тартт, которую все сейчас читают. Это роман, который вырывает тебя из действительности и не отпускает очень долго.
Также мне понравился роман Захара Прилепина «Обитель». Он, как человек — мудак, конечно, но книга хорошая. И своевременная.
Мой любимый писатель уже не первый год — Курт Воннегут.
Мои любимые города — это Нью-Йорк и Москва. Во время Майдана мои русские знакомые любили задавать вопрос: во что вы превратили наш любимый Киев, город в который нам так нравилось приезжать на выходных? Я готов им задать такой же вопрос: во что вы превратили мою любимую Москву? Майдан отмыли от копоти и положили новую плитку уже через пару недель. «Чинить» Москву, боюсь, придется гораздо дольше.
Мои планы — переехать в Нью-Йорк и добиться хотя бы половины того, чего мы достигли в Киеве.
Катерина Гриценко
Фото: Дмитрий Куницкий
Написать комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Спасибо! Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо!
Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо!
Вы успешно подписались на комментарии!
Редактировать комментарий
Ответить на комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо! Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо! Вы успешно подписались на комментарии!