Примечание от редакции Open.ua: Ставничая Ольга получает специальное поощрение от пивного бренда Stare Misto — билетный сертификат (детали — в личных сообщениях). Такие призы получили авторы первых 50 публикаций в разделе Open People.
Событие, которого так ждали. И так холодно приняли.
Не смотря на то, что Киев — это все же мегаполис и культурная столица Украины, украинские слушатели Земфиры подтягивались на концерт совсем неохотно. В шесть часов вечера зал полностью редел, и как ни странно первая фан-зона была заполнена лишь отчасти: ближе к сцене. Сидящие на трибуне скучно клацали мобильниками, а некоторые сидели с закрытыми глазами, подперев руками голову.
Ближе к семи вечера слушателей стало не намного больше, да и сложилось впечатление, что некогда пунктуальные жители многомиллионника не чувствовали времени. Киев, понятное дело, не Москва, однако проявлять уважение к музыканту, концерт которого назначен на 19:00, следовало бы. Около семи на сцену вышел молодой человек и подошел к пульту — это был разогрев концерта. Странное, не совсем понятное и резко вырывающееся из колонок звучание — это полбеды. Однако, оно было не совсем уместно в этом контексте, ибо не поддерживало атмосферу будущего музыкального действия, и никак не подготавливало публику к непосредственно выходу Земфиры, а напротив — немного сбивало и приводило в ступор.
У большинства поклонников певицы подтанцовывать не было желания, и зал томился в ожидании, изредка зовя певицу выкрикиваниями «Земфира!». Скудность этого действия дополняло и постоянное движение толпы: кто заходил, а кто выходил. Безалаберность псевдо преданных почитателей проявилась и в том, что зал начал полностью заполняться толпой именно ближе к восьми, то есть на час позже, нежели было положено. Если учитывать тот факт, что перерывы Земфиры между концертами очень коротки, можно было бы проявить почтение и прийти намного раньше, ведь певица не так часто приезжает в Киев.
Многие зрители пришли на концерт в последний момент, из-за чего на входе образовалась очередь, и было не совсем органично созерцать полупустой зал, и мерно продвигающуюся в него толпу. Также было весьма странным, когда к микрофону на удивление скопившейся публики подошел концертный менеджер певицы и извинился за задержку концерта, однако вины ни у музыкантов, ни у иных работников совершенно не было — это публика подоспела не вовремя.
Когда зал более-менее наполнился, вышла Земфира. Очаровательная, немного грустная, но все же со светлотой и неимоверной силой, которая так и выпячивалась наружу и чувствовалась за несколько метров даже в отдаленных от сцены трибунах. Реакция зала была не весьма понятной — некоторые благоговейно наблюдали за певицей и аплодировали, иные же недвижно глазели на сцену, не выражая совершенно никаких эмоций.
«Добрый вечер, Киев» и понеслась буря мощнейшей силы, музыкальной экспрессии вперемешку с громким звучанием знакомых аккордов давно заученной преданными фанатами певицы песни «Без шансов». Отчасти зал был в ступоре, лишь изредка в первой фан-зоне прослеживалась совершенно отчетливая экзальтация слушателей певицы, концертная трибуна с разных сторон застыла в оцепенении. После первой песни пронеслась волна аплодисментов, однако не таких, которых бы стоило ожидать. Вывод — не зря Земфира не так часто посещает Киев, ведь между певицей и украинской столицей какая-то непонятная, незримая преграда, подчас даже барьер… Невидимый, но существующий.
После «Без шансов» и «Денег», к которым слушатели уже давно привыкли, понеслись совершенно новые песни, с иным звучанием. Быть может, в этом и есть оправдание безучастности слушателей, которые в первой части концерта оказались всего лишь зрителями, а не слушателями выступления певицы.
Остается открытым еще один вопрос. Если билеты были распроданы за несколько дней, где же тогда преданные поклонники или, по крайней мере, истинные почитатели музыкального феномена таланта этой певицы, популярность которой держится уже более пятнадцати лет? Следует взять во внимание и то, что концерт проводится в украинской столице. Следовательно, какой бы маленькой ни была Украина, а поклонники творчества певицы собираются именно в центральной точке страны. Говоря несколько примитивным языком — где же тогда эмоции?
Как мне кажется, публика еще не успела привыкнуть и адаптироваться к немного иной ритмике песен нового альбома певицы, именно поэтому первая часть концерта прошла так безучастно в контакте «исполнитель — слушатели» со стороны зала.
Не удивительным было и сравнение Земфиры Киева и Одессы с Москвой и Питером, ведь, по словам певицы, «Питер делает концерты сам, а в Москве нужно работать». Так же и в Украине, ибо одесситы здорово оторвались на концерте, а выступление в Киеве хотя и было на высоком уровне, однако внутренняя замкнутость слушателей все же не оправдали, по-видимому, ожиданий певицы.
Не спела Земфира и «Спасибо», хотя и эта песня понятное дело не входила в сетлист тура, но как бы она и не хотела — подлинную благодарность выразить стало трудно. Все же хочется сказать Земфире «спасибо» за самоотверженность и подлинную самоотдачу, и «прости» за несколько холодный прием в Киеве.
«Похоронила» — очень сильный всплеск эмоций, и я оправдываю зал за то, что он оставался минимально сопричастным к этой песне, ибо она сугубо интимная, индивидуальная. Лишь внутреннее сожаление и грусть проявлялись в душе людей, и это, следует отметить, хорошо чувствовалось. Эта песня носит в себе личностный характер — трагедию сугубо личную, Земфирину, и слушатели не переступали эту грань, что было в этом контексте хорошим тоном.
«Кувырок» и «Жить в твоей голове», которую певица посвятила своим товарищам и коллегам по музыкальной деятельности — «Океану Ельзи», звучали непринужденно и неимоверно легко. Лишь на этих песнях зал заметно «проснулся» и включился в происходящее действие, уже более тепло поддерживая самоотверженных музыкантов.
Заметная смена всей господствующей атмосферы резко и экспрессивно сменилась на драйвовой песне «В метро». По-видимому, зал пошатнулся инстинктивно, именно из-за давно заученной песни с ассоциативным рядом звучания любимых аккордов.
Повторяясь, все же следует выделить, что атмосфера именно на этой песне кардинально изменилась — зал открылся певице, контакт был более-менее налажен, и певица погрузилась в еще большую самоотдачу.
Неприятно удивило отсутствие каких-либо эмоций некоторых людей на трибунах при исполнении песни «В метро» — люди почти что застыли. На «Прогулке» концертная публика окончательно раскрылась: скинула все свои маски, комплексы, и прочие ожесточенности, и отрывалась по полной.
Теплая, приятная волна восхищения окинула концертный зал и Земфира, поймав этот всплеск подлинного восхищения, отрывалась еще более. Подпрыгивая по сцене, размахивая руками и продолжая при этом отменно, без единого голосового изъяна петь — она была прекрасна!
Контакт уже был точно налажен, хотя и позже положенного. «Итоги» прошли не менее воодушевленно, фан-зона просто сливалась в этой атмосфере «невесомости» и тонкого восприятия происходящего; на трибунах была заметна легкая рассеянность «публики», многие стояли и восхищенно аплодировали, некоторые были все в том же оцепенении и безразличии. Увы.
Приятным сюрпризом был визит Дмитрия Шурова — эта смесь совершенного владения голоса и отменной, талантливой игры клавиш, которое в совокупности дает такой потрясающий результат, еще более зажгла публику. Трагизм песни «Любовь, как случайная смерть» навевал некую атмосферу, знакомую всем из музыкального фильма «Зелёный театр в Земфире». Передать словами это по-моему невозможно, достаточно просто посмотреть видео с концерта, где все плывет и смешивается от истинного благоговения публики, которого уже было не избежать.
После «Аривидерчи» певица с музыкантами удалилась. Многие начали топать ногами, кричать, аплодировать, т.е. всячески вызывать певицу на бис — но все было тщетно. И лишь спустя некоторое время прожектора вновь зажглись, и Земфира спела еще три песни из старых альбомов, которые порадовали слушателей.
Далее публика понеслась к выходу, чтобы избежать толкучки. В зале осталось меньшее, но умеренное количество людей и Земфира вышла еще раз. На этот раз призвав к себе своего киевского друга и коллегу — лидера группы «Океан Ельзи» Славу Вакарчука, с которым певица исполнила «битловскую» «Let It Be». Царила «своя» теплая атмосфера, так как в зале остались лишь самые преданные поклонники певицы.
Окончательно певица простилась с киевской публикой песней «Не стреляйте», словно давая понять тем, кто ушел после первого часа концерта (а такие были), что она все же человек, и нуждается в понимании и уважении.
Вывод — публика подвела, а Земфира как всегда сильный музыкант, с хорошим, качественным звуком и прекрасными, мощными песнями.
Если учитывать то, что ритм певицы и её команды очень скор и сами выступления находятся на высоком уровне, проявлять немалое уважение к её творчеству следовало бы. Земфира — это певица, которая сделала себя сама.
По моему мнению, помешал концерту чрезмерный субъективизм толпы, и холодные волны аплодисментов слушателей со скудным выражением эмоций и внутренней замкнутостью. Была колоссальная самоотдача, а в зале господствовала смешанная смесь холода и безразличия с теплотой и воодушевлением одновременно…
Однако одно другому мешало, поэтому вышел такой вот неоднозначный эффект «смешанной толпы», и певице было трудно почувствовать подлинную, искреннюю любовь и уважение публики.
Невольно вспоминаются слова певицы на одном из live-видео: «Нужно, поддержать, …поддержать!». Ведь это так необходимо каждому исполнителю — чувствовать любовь, поддержку и понимание публики.
А ведь нужно было-то так немного: дать волю подлинным эмоциям и раскрепоститься, отбросив все свои сомнения, комплексы и надменность.
Отчего так вышло? Оттого, что в зале собрались совершенно безразличные к её душевному звучанию, воплотившемуся в её песнях слушатели и напротив, люди которые её преданно любят и уважают до бесконечности, до потери пульса. Ни то, ни другое друг друга не искоренило, но и не дополняло.
Остается только надеяться на то, что Земфира не держит на киевскую публику зла и обязательно посетит украинскую столицу еще раз. Я в этом совершенно точно уверена, ведь иначе — невозможно.
Отчет о концерте Земфиры подготовила Ставничая Ольга.
Читать полностью...