Рецензия на фильм «Элизиум»

Опубликовано 9 августа 2013 г.

Режиссер Нилл Бломкамп («Район №9») – все еще визионер и исполнитель с блестящей техникой. Вот только похож он на Маяковского периода пролетарской сознательности: блестящая форма соседствует с весьма убогим содержанием.

Open Critics. Наши читатели в роли критиков

Мир, в котором мы живем
На Зар
Известный по «Району №9» режиссер и сценарист Нил Бломкамп, в новой картине «Элизиум» с Мэттом Дэймоном, Джоди Фостер, Алисой Брага и Шарлто Копли в главных ролях, снова погружает нас в мир… Собственно, в тот самый мир который мы видим вокруг себя: по телевизору, в новостных лентах Интернета и на страницах глянцевых журналов. Каков этот мир? Всего лишь сотни и тысячи избранных наслаждаются марочными винами и устрицами около бассейнов на окруженных зеленью виллах, в достатке и под охраной, в изолированном глянцевом мире. В то время как десятки и сотни миллионов людей живут в лачугах из шифера, в грязи, в перенаселенных криминальных пригородах, дышат воздухом отравленным заводами, устроится на которые — счастье. Счастье — иметь хоть какую-то работу и за неё нужно держаться, идя на нарушение техники безопасности, боясь рассердить босса. А ещё — у избранных невероятно развитая медицина, возможности которой делают человека практически бессмертным. О предпосылках к открытию таких широких горизонтов мы время от времени читаем в Интернете под заголовком «Ученые создали… что позволит в будущем… ». Ну а для миллионов нищих — роботизированные силы правопорядка, видели ведь в Интернете японские разработки — роботов Асимо? Вот они самые — только с оружием и не такие приветливые. Режиссер лишь немного отодвигает время действия в будущее, развивает технические идеи (совсем чуть-чуть, ведь прототипы подобного киношному оружия, экзоскелетов, воздушного транспорта — уже чуть ли не на испытаниях в армии США) и заглядывает в перспективы современного общества — с его проблемами социального расслоения, перенаселения, падения уровня жизни, нелегальной миграции и смешения культур. И что тут научно-фантастического? Ах да, изолированный рай для избранных находится на околоземной орбите, вот, пожалуй, и все. Хотя космический туризм уже сегодня дело обычное. Сюжет. Простой парень, простая девушка — друзья детства. Жизнь треплет обоих, они встречаются уже взрослыми, у него — судимости, условный срок и работа как шаткий мостик к призрачным перспективам. Она — медсестра, как и мечтала, но и в её жизни все сложно. А дальше тот самый случай с нарушением техники безопасности на работе, и вот уже единственный шанс героя Мэтта Дэймона на будущее — попасть к тем самым избранным. И там же, на Элизиуме — спасение для героини Алисы Браги. А дальше — немного подковерных игр власть имущих в высшем обществе, немного криминала в обществе обычном. Наёмник (и вновь замечательная актерская игра Шарлто Копли), друг героя, большая шишка… Фильм с таким сюжетом легко мог бы быть вестерном или криминальной драмой. Но помним, что Нил Бломкамп — это тот автор, который реалистично и обыденно показал нам инопланетных гуманоидов, копающихся в помойках и бомжующих на окраинах Йоханессбурга. Так что и сейчас все в первую очередь — реалистично. Сюжет при кажущейся простоте — увлекателен, герои — человечны и разнообразны, а их поступки (а значит и сюжетные ходы) — вполне мотивированы. Режиссер не лишен чувства меры, благодаря чему зритель лишен калейдоскопа взрывов-погонь-драк, сдобренных миллисекундным монтажом и дрожащей камеры. Кстати, для многих киноманов это действительно может быть разочарованием. А для тех, кто знает «Район №9» — разочарованием может быть немалое самоповторение режиссером визуального ряда. Хотя в визуальном ряде «Элизиума» будет место и для меча-катаны и даже для лепестков сакуры. Музыка в фильме дополняет происходящее на экране, звучание урбанистичное, современное и мультикультурное, некий репованый даб-степ. Немного юмора, даже скорее иронии, служит не для того чтобы разрядить обстановку, а для того что бы лучше показать человечность персонажей. «Элизиум», из-за того самого чувства меры и незамыленности киновзгляда автора, получился не экшеном или блокбастерром. Получился фильм, смотреть который легко, приятно для глаза искушенного и технически подкованного зрителя, и действительно интересно благодаря его сбалансированности. При этом нет ни эпичности, ни пафоса. Промахи и сюжетные провалы в фильме практически сведены к нулю, даже искушенный и внимательный зритель не воскликнет «оппа, нестыковочка!». Есть, разве что, один киношаблон — решительно все герои, смотря на поток строк и цифр на мониторе при загрузе данных, безошибочно определяют — что это определенно очень ценная информация, а не список адресов из почтового сервера в неправильной кодировке). Не стоит его смотреть тем, для кого образцом научной фантастики являются «Трансформеры», и тем, кто пришел убить почти два часа за просмотром фейерверка спецэффектов. Стоит его смотреть тем, кому запомнились «Дитя человеческое» и даже «Город Бога». Или же более старый «Джонни-мнемоник». Ну и, конечно же, не разочаруются те самые, кто оценил «Район №9» и с нетерпением ждал новый фильм. Нил Бломкамп вновь предложил нам задуматься о социальных проблемах и перспективах посредством обычной истории, в незаурядных декорациях, которая вполне могла бы быть вестерном.

Читать полностью...

В поисках утраченого рая
Миша Дзюба
Породистый фантастический экшн с социальным акцентом. Но, к сожалению, основательно задушенный студийными требованиями: легковесностью и фокусом на целевую аудиторию. К середине ХХII века планета Земля окончательно превратилась в свалку. Бескрайние трущобы, чудовищные эпидемии, глобальное нищенство и тотальный корпоративный контроль. Поэтому на её поверхности люди больше выживают, чем живут. Однако богатые и красивые, тот самый «золотой миллиард», перебрался на орбитальную станцию «Элизиум»: тут все заняты лишь пикниками и обсуждением предметов искусства. В недалеком прошлом мелкий криминальный элемент Макс пытается исправить собственную жизнь: он отказался от грабежей в пользу легального труда. Опасаясь потерять место, во время работы Макс получает смертельную дозу радиации. Теперь Максу не остается ничего другого, как прорваться на Элизиум, где в каждом доме установлен регенерационный медицинский блок. Это решение в корне изменит не столько судьбу Макса, сколько поменяет ход истории. Режиссер Нил Бломкамп продолжает развивать линию, начатую им в «Районе №9»: социальная несправедливость, перенаселенность планеты, ограниченность ресурсов. Выросший в южноафриканском Йоханнесбурге, знакомый изнутри с апартеидом Бломкамп, видимо, считает делом крайней важности спалить всяческие кордоны расовой нетерпимости, политически ангажированной вражды, уговорить человечество вести диалог без применения огнестрельного оружия. Бломкамп настаивает на отсутствии различий между неимущими и богатыми, цветами и флагами. В его мироустройстве торжествует выхолощенный толерантностью, жирующий на техническом прогрессе социализм. Режиссер, согласен он или нет, гоняется за извечной утопией, которой, очень похоже, не существует. По крайне мере, утопия всецело отсутствует за пределами теорий и надуманных философий розовощекими идеалистами. В «Районе» поднятый вопрос, даже возглас, высказан настолько мощно, что игнорировать его не было никакой возможности. В «Элизиуме: Рай не на Земле» в угоду студийным бюджетам, пафос проблематики рассыпается ровно с того момента, когда начинаются потасовки. Ради, собственно, красивых потасовок капиталистами и был устроен весь этот шапито. Вопросами «Что такое хорошо, что такое плохо», по их мнению, пусть задается авторское кино. «Элизиум» исключительно детализированное кино, почти ощущаемое тактильно. Мир подгнившего будущего создан с фетишистской манией, вещизм здесь не только средство, но и цель. Отчего лента выглядит не такой уж научной фантастикой, тут заправский гиперреализм. Впрочем, удивляться нечему. Мэтт Дэймон в одном из промо-интервью к фильму рассказывал, как Нил Бломкамп носился с техническими эскизами и рисунками. С увлеченностью ребенка Бломкамп рассказывал продюсерам и Дэймону о внутренней конструкции «Элизиума», принципах и морфологии его, бломкамповской, Земли будущего. Именно так и делается породистая фантастика. А социальные вопросы иногда даже мешают.

Читать полностью...

Написать свой материал