Рецензия на альбом Atoms For Peace «AMOK»

Опубликовано 21 февраля 2013 г.
Автор: Сергей Кейн

Том Йорк из Radiohead, Фли из Red Hot Chili Peppers, другие мозговитые фрики и их наркотический эксперимент с компьютерами, интуицией и рассудком.

Open Critics. Наши читатели в роли критиков

20
Улучшенный и доработанный «The King of Limbs — 2»
Максим Кравец

Примечание от редакции Open.ua: Максим Кравец получает специальное поощрение от пивного бренда Stare Misto — билетный сертификат (детали — в личных сообщениях). Такие призы получат авторы первых 50 публикаций в разделе Open People. Дерзай!


Atoms for Peace — супергруппа, сформированная в конце 2009 года. Cостоит из ведущего вокалиста и гитариста группы Radiohead Тома Йорка (вокал, гитара, фортепиано), Фли (басиста Red Hot Chili Peppers), Найджела Годрича, продюсера Radiohead, ударников Мауро Рефоско из Forro in the Dark и Джои Варонкера из R.E.M.

Это матчасть, которую и так все знают, но все же нелишним было напомнить. В последнее время создание так называемых супергрупп становится всt более популярным, но вот по-настоящему сильные проекты можно перечислить по пальцам. В основном, нас ждет разочарование, недавние примеры — Them Crooked Vultures или SuperHeavy. И вот теперь Atoms for Peace. Что это? Очередной мыльный пузырь, или действительно группа, где приставка «супер» применима не только к составу, но и непосредственно к самой музыке? Давайте попробуем разобраться.

Но сперва небольшое лирическое отступление. В первую очередь, стоит понимать, что это на 90% проект Тома Йорка. И отношение к альбому во многом зависит от того, как вы относитесь к лидеру Radiohead. По большому счету, все люди, которые слушают современную музыку, делятся на два типа: те, кто считает Тома Йорка гением (и в первую очередь им была адресована блестящая рецензия Сергея Кейна), и те, кто не считает его таковым. Вторые же в свою очередь также делятся на несколько типов — хейтеры (их мнение нам малоинтересно), равнодушные и самое главное — меломаны, которые уважают Тома Йорка и даже любят его творчество (пускай и не всё), но гением не считают. Собственно, друзья, если вы относите себя именно к данному типу, то эта рецензия для вас.



В статье Сергея было сказано очень много правильных слов. И про то, что альбом Atoms for Peace — это «наркотическая мантра», и что не стоит пытаться найти здесь песни в классическом понимании, так как это даже не совсем музыка, а «гипноз ритмов и звуковых текстур», и что «вокал Йорка стал инструментом сугубо музыкальным, не смысловым». Полностью соглашусь с данными утверждениями. Вопрос лишь в том, как это воспринимать — ведь для кого-то это однозначный плюс, а для кого-то и минус. И музыка, скажем прямо, «не для всех».

Не стоит искать здесь нотки снобизма, а-ля «Не нравится Atoms for Peace? Значит, малыш, не дорос ты еще до такой музыки, иди дальше слушай Стаса Михайлова». Речь вовсе не о том, тем более музыка вовсе не сложна для восприятия. Просто она именно «не для всех». Кого-то цепляет с первого раза и уже не отпускает, а кто-то может слушать раз 10, но все равно так и не проникнется. Тут ты либо на одной волне с ней и она тебя мгновенно уносит, либо недоуменно пожимаешь плечами, дескать, и что вы в этом находите? Признаюсь, сам я отношусь скорее ко второй категории. А потому дам несколько советов людям, которые еще не слушали альбом, и сомневаются — стоит/не стоит.

Итак. Вам не стоит слушать данный альбом, если:

  • Вы слушаете только рок и его производные и негативно относитесь к электронной музыке;
  • Вы не любите Radiohead;
  • Вы любите Radiohead, но исключительно их рок-альбомы 90-х или отдельные суперхиты а-ля «Creep» и «Karma Police», но при этом напрочь не воспринимаете экспериментальные электронные альбомы 2000-х — «Kid A» и «Amnesiac»;
  • Вы любите «Kid A» и «Amnesiac», но при этом считаете слабым последний альбом «The King of Limbs»;
  • Вы нормально относитесь к электронике, но при этом не любите Glitch Pop и IDM. Ибо данный альбом можно отнести именно к этим разновидностям электронной музыки;
  • Вы заинтересовались этим проектом не из-за Тома Йорка, а исключительно из-за Фли. Вынужден вас огорчить — ничего похожего на RHCP или даже The Mars Volta времен дебютника вы не услышите, а бас Фли выполняет исключительно вспомогательную роль и погоды не делает;
  • Для вас главное в музыке это мелодия. Именно она является краеугольным камнем любой песни. Всё остальное — ритм, драйв, атмосфера, а также факторы, воздействующие на подсознание — сугубо вторичны;

И я могу с уверенностью сказать, что если хотя бы три пункта совпадают, то альбом вам либо не понравится, либо оставит равнодушным. Конечно, могут быть и редкие исключения, которые только подтверждают правило. Впрочем, для общего развития и расширения кругозора послушать стоит, хотя бы лишь для того, что б иметь собственное мнение, а не судить с чужих слов.

Если же все вышеперечисленное не про вас, то смело слушайте «AMOK», не пожалеете! Тут однозначно есть чем поживиться. По сути, альбом вполне можно считать логичным продолжением «The King of Limbs», правда, не без исключений. Тот логплей Radiohead оказался, на мой взгляд, весьма неровным, наряду с яркими запоминающимеся треками «Lotus Flower» и «Codex» присутствовал и откровенный проходняк. На «AMOK» хоть таких ярких потенциальных хитов и нет (правда, открывашка «Before Your Very Eyes...» вполне может претендовать на эту роль), но при этом альбом звучит более ровно и цельно, нет вещей, которые бы хотелось промотать. Фактически это один большой трек, длинной 44 минуты, чисто формально разбитый на части. Это может показаться монотонным, но, видимо, в этом и была задумка.

Музыка должна держать с первой до последней секунды и любая передышка, отступление или диссонанс лишь собьет с нужного настроя и не факт, что так сразу удастся вновь в нее погрузиться. И потому лично я склонен оценить «AMOK» выше, нежели «The King of Limbs». Другое дело, что мне вот что непонятно. Всегда считал, что сайд-проект для того и создается, что б в нем можно было показать себя с ДРУГОЙ стороны, сделать то, что по тем или иным причинам не совсем подходит под формат «основной» группы. И что же мы получили? «The King of Limbs — 2», улучшенный и доработанный, но при этом сделанный в том же ключе, только с чисто косметической заменой Колина Гринвуда на Фли. Кто знает, вполне вероятно, что вживую Atoms for Peace будут звучать куда интереснее и сочнее, чем в студии, и Фли с Уоронкером получат возможность показать себя во всей красе. Не исключено. Но сейчас то мы оцениваем именно студийный альбом.

К Тому Йорку можно относиться по разному, но нельзя не признавать тот факт, что он всегда стремился к чему-то новому, экспериментировал, искал себя и каждый последующий альбом отличался от предыдущего. Он умел УДИВЛЯТЬ. На сей раз Том не удивил. Том Йорк это не Motorhead и не AC/DC, которые могут записывать по 20 одинаковых альбомов и всё равно пользоваться успехом у поклонников. Тут всё же другой уровень и другой уровень ожидания. Безусловно, настоящие фанаты «проглотят» всё что угодно, сделанное под торговой маркой Thom Yorke (с).

Будь то десятый по счету альбом в стиле IDM, глэм-рок в духе Kiss или Motley Crue (а что, благодаря The Darkness мы уже знаем как бы звучала «Street Spirit» в подобном стиле :)) Или же какой-нибудь industrial noise с выведением на первый план перфоратора под ненавязчивый аккомпанемент пылесоса :). Но лично я ждал от него другого и персонально мои ожидания Том оправдал не в полной мере. От оценки воздержусь, ибо она очень субъективна и вряд ли многих порадует, но всё же надеюсь, что подобное «альтернативное мнение» на альбом Atoms for Peace если и не заставит задуматься, то хотя бы будет услышано.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 20 комментариев
  • Ksenia Belchina   16 марта 2013 г. 11:38
    услышали и задумались) спасибо большое!
  • Andriy Gajdut   4 марта 2013 г. 12:32
    спасибо за мнение!
  • Максим Кравец   4 марта 2013 г. 21:33
    Всегда пожалуйста. Сомневаюсь, что вы согласитесь с данной рецензией, но наверняка согласитесь с тем, что для того, что б иметь представление о чем-то желательно услышать несколько мнений, противоположных точек зрения
  • МАЖОР ИЗ КИМО 4 марта 2013 г. 11:43
    По сабжу: рецензия, или лучше сказать пост в блоге - сборник самых банальных клише, по типу "Что это? Очередной мыльный пузырь, или действительно группа, где приставка «супер» применима не только к составу, но и непосредственно к самой музыке?" и, особенно, характерное упоминание успеха AC/DC как противопоставление музыке рецензируемого исполнителя.

    А фраза "Улучшенный и доработанный "The King of Limbs — 2" подразумевает, что вторая часть уже вышла, и тут либо я что-то пропустил, либо вы.
  • МАЖОР ИЗ КИМО 4 марта 2013 г. 11:34
    Кто ты такой, великий рецензент, чтобы нарекать Тhem Crooked Vultures и Superheavy разочарованием?
  • Максим Кравец   4 марта 2013 г. 21:16
    Что б иметь свое мнение не надо быть великим рецензентом. Да, я считаю Тhem Crooked Vultures разочарованием (Superheavy в меньшей степени, заглавная вещь всё же весьма хороша). Кроме того, таковым его считают и тысячи других людей, ну вот например здесь:

    http://rateyourmusic.com/release/album/them_crooked_vultures/them_crooked_vultures/

    или здесь:

    Вы, уважаемый мажор, видимо, считаете иначе. Ваше право.
  • Р 11 марта 2013 г. 12:12
    Them Crooked Vultures - разочарование? ИЗЫДИ. У меня год этот альбом с плейера не сходил.
  • Р 11 марта 2013 г. 12:11
    Them Crooked Vultures - разочарование? ИЗЫДИ. У меня год этот альбом с плейера не сходил.
  • Евлампия 4 марта 2013 г. 23:59
    3,45 на RYM это великолепная оценка. Даже если считать плохой оценку 3 и ниже, то таковых только треть.
  • Максим Кравец   5 марта 2013 г. 9:49
    Великолепная это около 4. Хорошая - 3,65-3,75. А вот 3,45 и 284-е место за год для такого амбициозного проекта это практически провал. Вообще конечно же РИМ никак не является истиной в последней инстанции, но учитывая вкус тамошних респондентов (ОК Computer на 2-м месте в списке лучших альбомов всех времен, уступая лишь Dark Side of the moon), то их мнение для Мажора должно быть если и не авторитетным, то как минимум показательным :)
  • Akademik Tryoshnikov   2 марта 2013 г. 9:13
    Похоже на отзыв фаната Radiohead. AMOK это трехдневная забава талантливых людей, с которой поигрались в аудиоредакторах еще неделю.

    А мою нелицеприятную рецензию редакция так и не пропустила.
  • Andriy Gajdut   4 марта 2013 г. 12:33
    пропустим. мы просто не все рецензии еще запостили, порционно даем.
  • Максим Кравец   2 марта 2013 г. 9:39
    Похоже на отзыв фаната Radiohead? Вы рецензию читали?:) Я и так немало покритиковал. Или надо было разгромить альбом в пух и прах? Не думаю, это было б явно лишним. Тем более на данном ресурсе. Не оценили б
  • Akademik Tryoshnikov   2 марта 2013 г. 10:02
    Я же не говорю что вы фанат AFP. Мои слова вытекли из списка "Вам не стоит слушать данный альбом, если". Хорошо, если я ошибаюсь, и у вас есть внутренний фильтр на все творчество Йорка и Ко.
  • Максим Кравец   2 марта 2013 г. 10:13
    Думаю, очевидно, что фильтр есть. Мне многое нравится у Радиохэд (в первую очередь OK Computer и The Bends, во вторую In Rainbows), многое не очень нравится. Стараюсь оценивать их творчество по возможности объективно и на данный альбом я оценивал с двух противоположных точек зрения, пытаясь найти баланс
  • Akademik Tryoshnikov   2 марта 2013 г. 10:01
    Я же не говорю что вы фанат AFP. Мои слова вытекли из списка "Вам не стоит слушать данный альбом, если". Хорошо, если я ошибаюсь, и у вас есть внутренний фильтр на все творчество Йорка и Ко.
  • лорд 2 марта 2013 г. 1:33
    Категорически не согласен c тем что AMOK лучше чем TKOL.

    Весь потенциал AMOKа раскрываеться в полной мере после 4-5 прослушиваний и по этому этот альбом из разряда Здесь и Сейчас (через пару лет он прилично потеряет в значимости). А TKOL (спустя два года!) до сих пор имеет потенциал, и к концу этой десятилетки станет одним из лучших.имхо.
  • Muse Head   2 марта 2013 г. 1:21
    мысль понятна, но на рецензию мало похожа, увы. скорее на пособие по предостережению, которое составлено уж слишком субъективно (хотя возможно не более, чем рецензия Кейна). немного узколобые понятия, уж простите. говорите об электронике, когда на вас тоннами валит аналоговый синтезаторный звук. отсутствие мелодий? на них прежде всего все и построено, а все остальное после. ну и сравнения с ТКОЛом не считаю уместными. абсолютно разные альбомы, прежде всего концептуально. можно говорить, что АМОК что-то вроде сорокачетырехминутного трека, но даже рандомно альбом не потеряет своей концепции, да и любой трек можно слушать отдельно не теряя при этом всего шарма этой работы. с королем же ветвей все несколько иначе. да, тколовские треки можно слушать отдельно, но весь цвет они обретают именно друг за другом. и "поклонения" Йорку здесь не при чем. признаться честно я ничего не ожидал от этого альбома, не то чтобы готовился к худшему, но и надежд не питал. результат же просто поразил. я не припомню какой альбом вот так вот дырявил тебе голову, а ты еще при этом пританцовывал.

    можно оправдывать Йорка, можно его защищать яростно стуча себя пяткой по груди, но врать самому себе я не стану, как и любой из нас.
  • Максим Кравец   2 марта 2013 г. 9:54
    Понятно, что отношение к альбому у всех разное. Вы считаете его шедевром, а вот скажем Akademik Tryoshnikov на несколько комментариев выше считает, что это "трехдневная забава талантливых людей, с которой поигрались в аудиоредакторах еще неделю". Где правда? Нет ее, правды. Есть только мнения и вкусы.
    Что касается того, что данная рецензия это " скорее пособие по предостережению", то отчасти это так и есть. И на мой взгляд это полезнее, чем пытаться повторить блестящую рецензию Кейна, только другими словами. Ну и как я уже говорил, данная рецензия расчитана в первую очередь на "меломанов, которые уважают Тома Йорка и даже любят его творчество (пускай и не всё), но гением не считают". Если позволите - такое религиозное сравнение. Есть верующие (фанаты Йорка, считающие его гением), есть атеисты (хейтеры, равнодушные, словом те, кто Йорка не любят и считают его дутой величиной), а есть агностики (люди, сомневающиеся в гениальности Йорка, но готовые поверить в эту гениальность, если он ее явственно продемонстрирует). Вот для музыкальных агностиков как раз таки эта статья. А переубедить верующих или неверующих - задача маловыполнимая и более того - глупая.