Рецензия на альбом Тори Эймос «Unrepentant Geraldines»

2
Опубликовано 5 июня 2014 г.

Мифологические песни о женщинах и мужчинах. Долгожданный камбэк одной из лучших пианисток в мировой поп-культуре.


В контексте всего творчества Тори эта пластинка занимает примерно то же место, что и прошлогодний «The Last Ship» в биографии Стинга.

Выход этого альбома анонсировался как возвращение Тори Эймос на поп-территорию.

Несколько лет она провела, занимаясь обработкой фолка, интерпретацией Шопена с Мусоргским и симфонизацией собственных ранних песен.

Томление тех, кто соскучился по свежей порции авторского барокко-попа от рыжеволосой дамы у фоно, можно было понять. Теперь их голод утолен.

Это ни в коем случае не возврат к тому, что происходило в 90-е. Годы в компании с музыкой минувших веков сделали из Тори еще более утонченную особу. Она еще бережнее обращается с клавишами, не вышибая из них дух, как когда-то в «Spark» и «Raspberry Swirl».

Былая острота эмоций ушла на глубину. Ее теперь волнует не столько яркость преходящего момента, сколько вечное сияние чистого разума. Намеки на драйв, замеченные в мартовском сингле «Trouble's Lament», так намеками и остались.

При этом — никакой монотонности. Большая часть «Unrepentant Geraldines» — песни, сделанные по разным рецептам. Тори плетет фортепианную нить, украшая ее то академической гитарой («America»), то неброскими электронными спецэффектами («16 Shades of Blue»), то упругой ритм-секцией («Trouble's Lament»).

Эксперимент номер один — дуэт с 13-летней дочерью в «Promise». Девочка небрежно выдает подростковый r'n'b, и в комбинации с мамой, которая безнадежно далека от таких вокальных сфер, это смотрится очень необычно.

Традиционно для Эймос, музыка — лишь часть очередного сооруженной ею пирамиды. Пожалуй, в случае с «Unrepentant Geraldines» бэкграунд массивнее обычного, что делает этот альбом качественным тренажером для культурологов широкого профиля.

Работы Поля Сезанна и Данте Россетти, фотографии Дианы Арбус, кельтская мифология, английская литература XIX века — без активного учета этих пластов не понять во всей полноте, что имеет в виду Тори. В текстах и ее комментариях к пластинке расставлены необходимые опознавательные знаки.

Так что же она имеет в виду? Если обобщать, главная линия — взаимодействие женского и мужского начал. Учтите, заявленные в названии джеральдины и не думают раскаиваться.

Феминисткам тут есть чем поживиться, но чтобы не выглядеть глупо, им придется напрячься: уровень, на котором поднимает тему Тори, выходит далеко за пределы воплей о маскулинной диктатуре.

В этом смысле выдающейся получилась песня «Wild Way». В ней 11 раз упоминается слово «ненавидеть» и всего дважды «любить», но это исполненная отчаянной нежности песня о любви.

В контексте всего творчества Тори Эймос эта пластинка занимает примерно то же место, что и прошлогодний «The Last Ship» в биографии Стинга. И он, и она прошли этап погружения в старинную музыку. И он, и она вынырнули оттуда посвежевшими.

Все это не мешает Тори играть в нынешнем концертном туре лишь пару-тройку новых песен, собирая программу в основном из хрестоматийных песен. 17 июня, когда она доберется до Киева, будет все, чего только душа пожелает.

Оценка: 8/10.

В плейлист: «Trouble's Lament», «Wild Way», «16 Shades of Blue».

Tori Amos

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 2 комментария