Garbage показали, что такое настоящий рок, а Linkin Park порвали всех и каждого. Наш репортаж с фестиваля, подобных которому в истории Украины еще не было.
«Я чувствую себя шлюхой, потому что реву…» — комментировал выступление Linkin Park парень лет тридцати пяти. И его легко понять.
Десять лет назад казалось, что Linkin Park слушаешь только ты и твои друзья. Студенты и школьники хвастались поддельными футболками LP, купленными на местных рынках, пиратские копии «Hybrid Theory» и «Meteora» хранились на почетном месте и проигрывались в плеере по кругу, а вместо того, чтобы зубрить стихи для урока литературы, мальчики и девочки заучивали тексты «Papercut» и «Points Of Authority».
С тех пор прошло неприлично много времени, группа стала достоянием миллионов, фанатское ядро десятилетней выдержки как-то растворилось среди прибывших поклонников.
12 июня 2012 года фаны вышли из подполья (не зря же фан-клуб называется Linkin Park Underground).
Под стадионом «Черноморец» в Одессе собрались тысячи людей с восхищением и шоком в глазах. Они привыкли видеть любимую группу в маленьком окошке на YouTube, но сегодня перешагнут по ту сторону окошка. Очнись, ты не за компьютером, эта музыка — не в твоих наушниках. Это происходит в Украине на самом деле.
Сегодня фаны надели футболки LP с особой гордостью. Все десять лет — ради этого дня. Фестиваль Prosto Rock вернулся после многолетней паузы и осуществил мечту тысяч украинцев.
Но не фан-клубом единым — из толпы выделяется, например, мужчина в футболке «Алиса», или компания зрителей в футболках Motörhead, или парень в красной бейсболке и футболке Limp Bizkit, двойник Фреда Дерста.
Людей начали запускать чуть позже, чем собирались, но дальше никаких накладок не возникло — сам фестиваль начали строго по расписанию и весь вечер организаторы старались не отходить от утвержденного тайминга.
На стадионе не продавали воду, с собой проносить тоже нельзя — это объяснимо, все мы знаем, как часто бутылки летят на сцену на европейских фестивалях. При этом в чаше стадиона спокойно продавалось пиво в пластиковых кружках — якобы для сидячих трибун, хотя в итоге кружками запаслись и в фан-зонах. Опытный и вежливый начальник охраны из Прибалтики подтвердил, что зрителей с пивом не должны пускать в фанку. Но пускали.
Обойти охрану фан-зон вообще не составляло труда. Я решил поэкспериментировать, спрятал бейдж прессы и прошелся по всему стадиону без каких-либо опознавательных знаков — в итоге запросто попал в зоны Fan A и Fan B.
В остальном организация порадовала. Охранники вежливо отвечали на все вопросы, звук был на уровне, запуск зрителей проходил чинно, биотуалетов хватало, хоть они и были платные.
На небе — ни облака. Отличная погода для организации фестиваля, но не такая доброжелательная для фанов — теплый моросящий дождь минут на 15 был бы очень кстати, первые ряды изнывали от жары.
Разминочную рок-аэробику перед выходом кумиров устроили украинские группы O.Torvald и «Бумбокс». Вторых, ясное дело, встречали громче, но под первых, что любопытно, отрывались активнее.
Женя Галич, как обычно на концертах O.Torvald, много шутил и общался со зрителями, как будто все происходило в привычной клубной обстановке, а не на стадионе.
«Оторвальды» раскачали публику и вообще проявили себя как достойная фестивальная команда. Им бы еще видеоряд смонтировать — и можно подрывать толпу в любом уголке Украины и брать разгон для гастролей по ближнему зарубежью.
Все же бо́льшую часть выступления O.Torvald мы пропустили, так как общались с Ширли Мэнсон и Бутчем Вигом из Garbage на неожиданной пресс-конференции — об этом на Open.ua будет отдельный материал.
«Бумбокс» когда-то были ближе к хип-хопу, но два года назад расширили состав до формата рок-банды — так и колесят по СНГ. Рок дает группе больший «кач», но местами убивает лирику — как в песне «Квіти у волоссі», которую многие слушали вживую вопреки аранжировке, мысленно переводя мелодию в привычные гармонии альбомной версии.
Парни исполнили полтора десятка песен, с особым одобрением стадион встретил «Хіп-хоп», «Поліна» и финальную «Пошла вон» (рок-кавер на «ВИА Гра»).
Андрей Хлывнюк посвятил выступление «Бумбокса» двум событиям — концерту Garbage в Украине и «нашій учорашній перемозі», имея в виду, конечно, футбол. Матч «Евро-2012» Украина — Швеция состоялся накануне ночью, красивую игру и счет 2:1 в пользу наших отмечала до утра вся Одесса, как и вся страна. В каждом кафе вдоль Дерибасовской поставили большие экраны, все болели и ликовали вместе. Триумфальная pre-party для не менее триумфального рок-фестиваля.
К счастью, перерывы между группами не занимал пустой треп ведущих — просто пускали фоновую музыку (как искусно группка корейцев в первой «фанке» подпевала виртуальным Nickelback). Исключение составила небольшая разговорная вставка с диджеями «Просто Радио». Вполне уместно, ведь этот праздник — и их заслуга.
Диджеи устроили для зрителей перекличку и стали спрашивать, кто из какого города приехал. Занимательно, что на Одессу откликнулось гораздо больше зрителей, чем на Киев. Объяснение первое: одесситы более бурные, не зря же это самый активный украинский город в плане развлечений, если не считать столицу. Объяснение второе: особо разбалованные киевляне решили остаться дома. Мол, будний день, дорого и неудобно. Жаль, но в Украине многие по-прежнему не научились тратить время и деньги на удовольствия.
Вечная и дурацкая тема, лучше вернемся к фестивалю. «Рок форева, блеать!» — крикнул кто-то в фан-зоне, размахивая кружкой пива, и, по сути, был прав. «Рок» — это действительно «форева». В этом убедились все, когда на сцене появились Garbage.
Вот он — просто рок. Настоящий, бескомпромиссный. На первой песне группа еще знакомилась со зрителями и привыкала к сцене, но когда следом зазвучала «I Think I’m Paranoid», шальная Ширли Мэнсон окончательно раскрепостилась, а зрители стали прыгать в едином порыве кайфа.
Культовый деятель Бутч Виг держит фирменный драйв за барабанами, гитарист Стив Маркер самозабвенно бьет по струнам, сессионный басист добавляет объем (а это, на секундочку, Эрик Эвери, один из основателей Jane's Addiction и, в какой-то момент карьеры, без пяти минут басист Metallica). Еще один постоянный гитарист группы Дюк Эриксон не смог приехать — у него серьезно заболела мама и Дюк предпочел быть рядом, за что ему почет и уважение (но все «по фирме»: вместо Эриксона в глубине сцены был еще один страховочный гитарист).
Ну а Ширли — крутая и настоящая рок-фронтвумен. Ее сила — в интонациях, движениях, подаче. Что там стадион «Черноморец», если за сутки до этого она держала в кулаке внимание трехсот тысяч зрителей на фестивале под Самарой.
Песню «Why Do You Love Me?» Ширли посвятила заядлым фанам Garbage, которые ждали группу в Украине и уже купили новый альбом. Вместо того, чтобы радостно ликовать, зрители стеснительно замолкли — вряд ли хоть десятеро из них заказали диск «Not Your Kind Of People». Но вокалистка все равно сказала по-русски «Я люблю вас» (вернее «yellow blue bus», как это водится у иностранных артистов).
С другой стороны, лично я переживал, что Одесса встретит эту группу прохладно и фестиваль превратится в сольник Linkin Park, однако под хиты Garbage стадион веселился на славу.
В определенный момент Ширли стала напевать «I love to love you baby» на манер Донны Саммер под едва ли не синтпоповую инструменталку. Только когда вокалистка перешла к первому куплету, фаны узнали песню Garbage «Stupid Girl».
Аранжировки пары-тройки других старых вещей тоже изменились. В обновленной «Crush #1» (одна из лучших песен Garbage, когда-то выпущенная просто би-сайдом к дебютному синглу «Vow») группа сыграла на контрасте двух настроений — умоляющего и дерзкого, под стать настроениям сменялось синее и оранжевое освещение сцены.
«Следующую песню я написала для подруги, которая проходила через очень сложный период в жизни. Я подумать не могла, что эта песня станет гимном всех фанов Garbage», — поделилась историей Ширли, предваряя песню «The Trick Is To Keep Breathing». «Жги, детка!» — раздался нетерпеливый пьяный вопль из фан-зоны. Длительные тирады на фестивалях — рискованное занятие, ведь толпе важно, чтоб качало. Не обращай на них внимание, Ширли. Гни свою линию и действительно жги, задай им жару, детка.
И ведь задала. Новые песни заводили, проверенные хитяры добивали.
«Мы с группой сегодня уже обсуждали, как много в Украине красивых девушек, это невероятно», — радуется Ширли и посвящает им «Cherry Lips (Go Baby Go!)».
Фееричная «Only Happy When It Rains» началась с медленного лиричного запева, чтобы публика закричала, узнав песню по первым строчкам, но особых криков толпы не последовало.
Так и не прозвучали «The World Is Not Enough» и «Milk» (да и «Battle In Me» из нового альбома хотелось оценить вживую), зато были не менее долгожданные «Queer», «Shut Your Mouth» и «Push It». Garbage начали, когда было совсем светло, а закончили в сумерках, блистая в свете прожекторов.
Должен признаться, я приехал на Prosto Rock ради Garbage. Но порвало меня, как и всех, под Linkin Park.
Последнее томительное ожидание, последняя настройка аппаратуры. Публика затаила дыхание. Вдруг в первой фанке на плечи и головы друзей взобрался один из фанатов — под его дирижерские движения весь стадион завопил «Лин-кин парк!» и «Майк, Майк, Майк!»
Фоновую музыку, звучавшую перед выходом хедлайнеров, явно подбирали сами хедлайнеры — хип-хоп, электроника экспериментальная, электроника хипстерская, даже поп-хит девяностых Five «Everybody Get Up» и ремикс на Lykke Li.
За час до этого состоялась личная встреча группы с украинскими участниками Linkin Park Underground — на meet'n'greet попало около шестидесяти фанов. Парней и девушек из LPU долго морили ожиданием, но что такое лишние пятнадцать минут под лестницей по сравнению с десятью годами?
Участники фан-клуба смогли взять автографы, переброситься парой слов с каждым участником LP. Один парень подарил группе украинский флаг с текстом «Linkin Park Fans in Ukraine can't wait to hear the Hybrid Theory 2.0 concept in Living Things» — этот флаг украсил клавишную стойку Майка Шиноды.
Когда свет на сцене погас и зазвучала инструменталка «Tinfoil» из предстоящего альбома «Living Things», весь многотысячный стадион задрожал от нетерпения. Следом заиграло до боли родное вступление «Faint» — и гул толпы оглушил всю Одессу. Ради этого победного вопля фаны тренировали легкие десять лет.
С первых секунд — ураганная концертная мощь, инъекция сумасшествия под кожу. Каждый музыкант LP выкладывается на полную, выливает на зрителей сверхсильные потоки искрящегося, как при коротком замыкании, электричества.
Из года в год лучшей лайв-группой считаются Muse. Если говорить о сценической харизме, Linkin Park уделывают их, как первоклашек (при всей моей безграничной любви к Muse).
Что касается преданности слушателей, здесь LP можно сравнить с 30 Seconds to Mars — это две мировые команды, которые максимально плотно работают с фанатской базой. Но если «Марсы» всерьез на этом зарабатывают (дорогие «голден-тикеты» со специальными возможностями, всяческие платные онлайн-просмотры того, как Джаред готовит блины и занимается прочими будничными вещами), то для Linkin Park работа с фан-аудиторией — возможность сказать «спасибо» тем, благодаря кому они стали топовой группой.
Несмотря на всеобщий экстаз, поклонники не забыли о запланированном флешмобе: первая фан-зона подняла над головами листы желтого цвета, вторая — синего, образовывая флаг Украины. Некоторые подготовились заранее, остальным эти листы раздавали прямо на фестивале и объясняли, что и когда делать.
LP начали со старья, подряд одну за другой ввалили «Faint», «Papercut», «With You», «Runaway». Да и вообще в сетлисте хватало знаковых вещей из первых двух альбомов: «Somewhere I Belong» (перед ней Майк поблагодарил украинских фанов за подаренный флаг), «Points Of Authority», «Breaking The Habit», «Crawling», «One Step Closer», «In The End», «Numb» — без них группу никто бы не отпустил.
В радость были и более поздние песни. Три ключевых слова совсем новой «Lies Greed Misery» стадион тоже распевал хором вместе с рок-вокалистом LP Честером Беннингтоном.
Трансформерские «New Divide» и «What I’ve Done» охватывали стадион своей эпичностью — казалось, вот-вот над сценой поднимется настоящий Оптимус Прайм и начнет скрежетать изо всех сил, но даже ему не перекричать фанов Linkin Park.
Прозвучала и «Given Up», одна из лучших «пост-метеоровских» песен. На «Blackout» Джо Хан засемплировал крики Честера, а самому вокалисту вынесли на край сцены небольшие барабаны и палочки. Барабанящий фронтмен — это всегда эффектный ход.
На входе на стадион висели объявления, в которых публику просили воздержаться от слэма, но как же без него — в Fan B украинские безумцы знатно потолкались под Linkin Park.
Из-за влажного воздуха (все-таки полкилометра до моря) музыканты обильно вспотели уже на первой песне. К девятой Честер снял майку и обнажил татуировки на торсе.
Между песнями Честер поздравил Украину с футбольной победой.
Один из самых памятных моментов концерта — лиричная «Leave Out All the Rest». Честер пел, Майк подыгрывал на клавишах, а тысячи зрителей зажгли экраны мобильных телефонов (хотя «огоньков» могло быть и больше). Самые восприимчивые фаны наверняка прослезились от этой идиллии. Вступили барабаны, песня перетекла в «Shadow Of The Day», а следом — в «Iridescent».
Основную часть сета завершила «One Step Closer» — под кульминационные крики Честера «shut up when I’m talking to you» у измученной фан-зоны открылось второе дыхание. Да и сам Честер будто выворачивал себя наизнанку, как он это умеет.
Когда группа покинула сцену, очень многие направились к выходу, будто не зная, что впереди — обязательный бис. Похоже, многие вообще впервые были на большом концерте: неуверенно спрашивали, зачем им вешают входные браслеты и будут ли их в конце забирать, а также удивлялись при обыске сумок.
На бис — еще несколько залпов. Для «Burn It Down» фаны подготовили еще один флешмоб. На YouTube заблаговременно появилось видео с инструкциями, как нужно прыгать и махать руками под эту песню. Лично я до последнего не верил в затею — сложно сделать ролик вирусным и заставить толпу действовать синхронно, да и движения слишком простые, чтобы это было похоже на большее, чем просто джампинг.
Но воплощение флешмоба поломало все стереотипы. Даже если группа не заметила эту акцию (в чем я сомневаюсь), как минимум в моих глазах украинский фан-клуб здорово утвердился, аплодирую стоя и готов всячески поддерживать их посредством Open.ua. Очень многие подключились к исполнению нужных прыжков и взмахов.
«Numb» — самая популярная песня LP, так что группа была обречена исполнить ее в Одессе. Но чтобы концовка шоу получилась роковой, а не сладкой, кодой вечера стала «Bleed It Out». Куплеты Майка, припевы Честера, барабанный бой, гитарные аккорды — и тут сюрприз, песня перетекает в кавер на Beastie Boys «Sabotage». Один из самых безумных трибьютов Адаму Яуху, который только можно представить.
«Спасибо вам огромное, это была большая честь, играть для вас сегодня, спасибо, что присоединились к нам!» — крикнул напоследок Честер. Пока затухал гитарный шум, все музыканты еще раз десять покланялись Украине. Отдав зрителям всю свою энергию этим вечером, напоследок LP отдали последнее, что у них осталось — медиаторы, барабанные палочки, сетлисты и полотенца.
Одесса, Linkin Park, Garbage, победа над Швецией, море и солнце, ликование многотысячного стадиона, абсолютное счастье фанов и сильнейший эмоциональный всплеск даже для тех, кто ехал просто постоять в сторонке. Неповторимо. Незабываемо. Одно из тех приключений, в память о которых люди бьют татуировки. Рок. Просто Рок.
Текст: Сергей Кейн
Фото: Анастасия Драган
Больше фотографий с фестиваля — скоро на страницах Open.ua в сетях Facebook и Вконтакте.
Впереди на Open.ua — лучшие моменты пресс-конференции Garbage, и кое-какие секретные эксклюзивы с фестиваля Prosto Rock. Следите за анонсами.
Благодарности. Антону Абдулаеву и концертному агентству Alfa Concert Agency за осуществившуюся мечту тысяч украинцев, Марианне Кочевых за качественную (как всегда) работу с прессой, Рузане Емельяновой и Алине Кучме за то, что мы с фотографом успешно добрались в Киев несмотря ни на что.
Бонус 1: фотография со сцены от Garbage.
Бонус 2: тот самый флаг.
Бонус 3: сетлист Linkin Park в Одессе 12 июня 2012.
Бонус 4: из твиттера Джо Хана (Linkin Park).
Starry night in Odessa, Ukraine.
Написать комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Спасибо! Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо!
Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо!
Вы успешно подписались на комментарии!
Редактировать комментарий
Ответить на комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо! Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо! Вы успешно подписались на комментарии!