«Чертик из табакерки» Брюс Дикинсон, монстрик Эдди, «fuckin’ asshole» Обама и 17 тысяч фанов. Подробный репортаж о концерте Iron Maiden в Берлине.
Европейское гастрольное лето — настоящий рай для меломана. Концентрация концертов мировых звезд самых разных стилей и направлений просто зашкаливает. При желании в достаточно небольшой промежуток времени можно «утоптать» отличный маршрут и побывать на выступлениях любимых исполнителей, истратив на это не слишком много финансов, ведь билеты в Европе куда дешевле, чем у нас (странно, не так ли?), да и перемещения по Старому Свету не так уж сильно напрягают кошелек.
Вот уже несколько лет в июне ваш покорный слуга следует тезисам, изложенным выше, и отправляется в свой персональный Magical Musical Tour по городам и весям нашего континента. Итак, начнем путешествие с Берлина и концерта легендарных Iron Maiden.
Пролог
День 18 июня в немецкой столице оказался чрезвычайно насыщенным на события — на открытой площадке в Цитадели Шпандау любители трип-хопа оттягивались под Portishead, в лесном амфитеатре Вальдбюне 22 тысячи фанов распевали «Livin on a Prayer» и «It’s My Life» вместе с Джоном Бон Джови и его ребятами, а мой путь лежал в огромный спортивно-концертный зал «O2 World», где очередную остановку на пути своего тура «Maiden England 2013» делали столпы «NWOBHM» (New Wave of British Heavy Metal) — Iron Maiden. Замечу, что «O2 World» расположен аккурат напротив остатков Берлинской стены, отличный вид на которую открывался с балкончика, куда в ожидании концерта фаны выходили покурить. И еще, для справки, в этот же день Берлин посетил Барак Обама.
Фаны и мерч
Думаю вы согласитесь, что именно на концерты Iron Maiden практически вся публика приходит в соответствующей «униформе», благо менеджмент группы не скупится на мерчандайз. Вот и на этот раз официальные точки по продаже футболок и других сопутствующих товаров предлагали богатейший ассортимент — одних тур-футболок я насчитал 9 видов. А еще замечу, что в отличие от других концертов, один из киосков с мерчем поставили еще до входа в концертный зал, так что фаны могли прибарахлиться новыми шмотками и тут же «употребить их по прямому назначению», сменив свои старые «заслуженные» тематические t-shirts на свеженькие обновки. Кстати, еще одна интересная фишка, касающаяся мерчандайза — специальные выпуски футболок для конкретных стран. К примеру, немецкая версия была украшена изображением Эдди на лошади в образе «The Trooper» на фоне живописного замка и с немецким флагом в руках.
Разогрев
В предыдущих двух турах «Железная дева» на поддержку привлекала своих прямых наследников — в 2008 году в туре «Somewhere In Time» концерты открывала дочка Стива Харриса — Лорен, а на протяжении «Final Frontier Tour» (2010-2011) в большинстве случаев это право предоставлялось команде Rise To Remain, в которой играет сын Брюса Дикинсона Остин. Признаюсь честно, британская группа Voodoo Six, предложенная нам на этот раз, не впечатлила — достаточно стандартный и не слишком оригинальный «Heavy metal». Где-то слышались отзвуки Judas Priest, где-то Saxon, где-то Black Sabbath, а вокалист манерой подачи временами явно косил под Ковердейла. К счастью, «шестерка вуду» не очень долго испытывала наше терпение и, наконец, начался последний отсчет времени перед явлением «девы» народу.
Сетлист и шоу
Традиционно на протяжении конкретного тура «Мэйдены» не меняют сетлист. Да это и понятно — для того, чтоб весь антураж концерта, эффекты, пиротехника, появления Эдди, наконец, работали, как часы, необходима доведенная до автоматизма отработка всех действий команды, обеспечивающей визуальную составляющую шоу. Замечу, что практически для каждого номера был заготовлен свой персональный «задник», а фронтмен Брюс Дикинсон не раз менял свое облачение — в начале концерта он был одет во фрак и во время пробежек и прыжков фалды развевались, как настоящие крылья. Были и длинный плащ, и короткий жилетик, и военная форма.
Что касается собственно сетлиста, то в него в основном вошли композиции конца 80-х, с особым упором на альбом «Seventh Son of a Seventh Son» (1988), пять песен из которого прозвучали на концерте. Вот и оформление сцены как раз напоминало о белоснежных ледяных просторах с обложки этого альбома.
В последние минуты перед стартом шоу по традиции прозвучала запись старого хита UFO «Doctor Doctor», столь любимого Стивом Харрисом и, наконец, началось… Под оркестровое вступление и первые звуки «Moonchild» на огромных экранах предстали величественные полярные пейзажи и гигантские ледяные глыбы, сползающие в океан. И вдруг лед фактически превращается в «пламень», над сценой вздымается шесть огненных столбов, появляется шестерка музыкантов и с первой же ноты устанавливается неразрывная энергетическая связь сцены и зала. Возможно, чтоб поддержать ее на том же предельном уровне, практически без паузы идет следующая песня — «Can I Play With Madness». Третий деликатес в меню — редко исполняемая «Prisoner», кадры из старинного клипа и рев толпы «I’m not a nuuumber, I’m a free maaan» с замечательными гитарными соло Дэвида Мюррея и Адриана Смита.
Вот и настало время для первого фирменного дикинсоновского вопля «Screeeam for me, Berli-i-i-n». А значит, все в едином порыве еще раз стремительно переживут «две минуты до полуночи». После всеобщего угара «2 Minutes to Midnight» фронтмен обратился к залу с небольшой речью.
Для начала отпустив шутку на немецком языке, смысл которой для меня остался неизвестным, Брюс затем затронул и актуальные темы (смотри начало репортажа). «Что-то я среди публики не вижу Обаму. Видимо он в компании других “fuckin’ assholes” сегодня отправился на концерт Bon Jovi». Можете себе представить реакцию преданных «металхедов» на такое заявление.
На очереди две «военные» песни — «Afraid to Shoot Strangers» из альбома «Fear of the Dark» (1992), последнего перед уходом Дикинсона в шестилетний «отпуск», и всенепременной «The Trooper». Как и положено, Брюс стремительно вылетел на верхний подиум в красной униформе и с «Юнион Джеком» наперевес и не забывая о пении, совершил еще несколько пробежек и в конечном итоге остановился на правом от зрителя фланге и стал «измываться» над Яником Герсом, накрывая тому голову полотнищем флага, что впрочем никоим образом не мешало последнему извлекать положенные звуки из своей гитары.
Кстати, каждый из членов группы прекрасно сыграл привычную для себя сценическую роль — Дикинсон носился как угорелый «чертик из табакерки» по обоим уровням сцены, совершал головокружительные прыжки и «фонтанировал» энергией, Яник Герс всячески забавлялся с гитарой, заставляя ее совершать немыслимые цирковые пируэты вокруг своей головы и крутил «вертолеты» а-ля Пит Таунсенд из The Who, Стив Харрис буквально «расстреливал» зал, нацелив в публику гриф баса, Дэйв Мюррей и Адриан Смит сосредоточенно и самозабвенно творили гитарные чудеса. А Нико МакБрейн был практически не виден за своей ударной кухней, но слышен, как нетрудно догадаться, очень хорошо.
Еще один вечнозеленый хит с активной поддержкой из зала — «The Number of the Beast» и медленнно подымающаяся из-за сцены фигура дьявола в виде изрыгающего клубы дым рогатого монстра со светящимися глазами.
Вы можете не поверить, но лично для меня главными хайлайтами берлинского шоу стали не столько мегапопулярные нетленки типа «Number of the Beast», «The Trooper» или «Fear of the Dark», сколько эпические музыкальные поэмы, такие как «Phantom of the Opera» из дебютного альбома группы и «Seventh Son of a Seventh Son».
Одна из главных интриг любого шоу Iron Maiden — в каком же обличье появится маскот группы, неподражаемый монстрик Эдди? Первое его явление народу в Берлине состоялось во время исполнения «Run To The Hills».
На сцену величественно вышла высоченная фигура американского генерала времен гражданской войны Джорджа Кастера, пошалив немного шпагой в попытках сыграть на гитаре Яника, засвидетельствовав свое почтение мастерству Нико МакБрейна, колосс с достоинством удалился, сорвав овации благодарных фанов.
За исполнением «Seventh Son of a Seventh Son» следил чародей с хрустальным шаром с разворота одноименного альбома. И, наконец в средней части композиции имени себя любимых (Iron Maiden) Эдди предстал в образе окруженного четырьмя ледяными скульптурами костисто-мускулистого создания, держащего в руке будущего отпрыска (воссоздавая, собственно, обложку того же альбома о «седьмом сыне»).
Композиция «Iron Maiden» завершила основную часть спектакля, но 17 тысяч фанов, знавших, что это отнюдь не конец, не спешили покидать арену. И они дождались! Из динамиков зазвучала знаменитая речь Уинстона Черчилля, на экраны вылетели боевые самолеты из старинной военной кинохроники, на заднике сцены возник Эдди в летном облачении в кабине «Спитфайера», Дикинсон выскочил в летном шлеме и ураганом понеслась «Aces High», за ней «The Evil That Man Do» и под непрекращающийся рев толпы действо благополучно подошло к концу в «Running Free», когда Дикинсон представил своих коллег, имена которых и без того известны всем, кто в этот вечер получил столь мощную энергетическую подзарядку в берлинском зале «O2 World».
Как бы там ни было, несмотря на «дьявольщинку», монстриков и прочие атрибуты «нечистой силы», музыка у Iron Maiden очень позитивная и не зря уже после того, как легендарная команда окончательно ушла со сцены, публика покидала зрительный зал под до боли знакомые звуки жизнеутверждающей песни «Всегда смотри на яркую сторону жизни» из культового фильма «Жизнь Брайана» великой комической группы Monty Python.
P.S. Прощаясь с народом, Нико МакБрейн зашвырнул в публику «барабанную кожу» со своим автографом. Просвистев в нескольких сантиметрах от моей головы, «блинчик» благополучно приземлился в руки соседа.
Алекс Птица
Iron Maiden в Берлине, O2 World, 18 июня 2013 года. Сетлист:
1. Moonchild
2. Can I Play with Madness
3. The Prisoner
4. 2 Minutes to Midnight
5. Afraid to Shoot Strangers
6. The Trooper
7. The Number of the Beast
8. Phantom of the Opera
9. Run to the Hills
10. Wasted Years
11. Seventh Son of a Seventh Son
12. The Clairvoyant
13. Fear of the Dark
14. Iron Maiden
Бис:
15. Aces High
16. The Evil That Men Do
17. Running Free
офігенний виступ, як і завжди!!!
fear of the duuuuck, fear of the duuuck))
ех, хотілося б попасти на їх концерт....