«Thank you, Kyiv!»: 2015 год глазами концертных организаторов

7
Опубликовано 25 декабря 2015 г.

Концертные организаторы — о рисках, отменах, планах и впечатлениях уходящего года. Специально для Open.ua.

К концу года каждая уважающая себя редакция сайта подводит итоги года уходящего. Всевозможные рейтинги и списки всего, что могло мало-мальски запомниться и поселиться в голове в 2015-м. Мы решили не отказываться от этой славной традиции, но пошли другим путем.

Что в этом году запомнилось особенно — так это заметное возрождение концертной жизни в столице. После мрачного 2014 года пришел 2015-й, который зажгли украинские звезды, а позже окончательно «раскочегарили» иностранные артисты. Причем такие, которые в мирные времена появлялись разве что в самых сладких снах. Поэтому редакция Open.ua связалась с организаторами, которые вливали в «пересічного громадянина» конские дозы разнообразной музыки, и узнал у них, чем запомнился уходящий год, а также о планах на следующий.

Перед вами важные мысли и рассуждения Дмитрия Сидоренко (Atlas), Сергея Малецкого (H2D), Дмитрия Феликсова (VIRUS Music), Анны Карнаух (British Council Ukraine) и Максима Ткаченко («Квартал-Концерт»). Материал будет дополняться мнениями и других важных игроков рынка.           


Дмитрий Сидоренко, владелец клуба Atlas и BarBara Bar, организатор фестиваля Atlas Weekend

Уже сейчас мы находимся в стадии финальных договоренностей с несколькими артистами и скоро сможем проанонсировать еще пару крупных зарубежных гастролеров.

«В этом году наши люди наконец-то адаптировались к экономической ситуации в стране. Они поняли и приняли тот факт, что цены выросли не только на какие-то услуги или продукты, но также возросли затраты на привоз того или иного артиста, а следовательно, подорожали и концерты. Сегодня обоснованная стоимость билета на выступление популярного артиста 400-500 гривен и зрители уже готовы ее платить.

Например, в конце января мы делаем концерт канадцев Three Days Grace в Stereo Plaza. За первые 10 дней на него было продано около 1500 билетов. Это прекрасный показатель того, что украинские меломаны соскучились по хорошим концертам зарубежных артистов. И я могу пообещать им, что следующий концертный год будет очень насыщенным. Уже сейчас мы находимся в стадии финальных договоренностей с несколькими артистами и скоро сможем проанонсировать еще пару крупных зарубежных гастролеров.

В этом году мы осуществили почти все, что планировали. Сейчас мы усиленно работаем над вторым фестивалем Atlas Weekend и можете мне поверить — это будет самое громкое музыкальное событие лета 2016 года. В этом году мы прощупали почву и интерес публики к такому мероприятию, сделали первый фестиваль в рекордно короткие сроки — от идеи до реализации прошел всего месяц. Сейчас же все будет делаться постепенно, по правилам, поэтому мы очень верим в его успех. Конечно, исполнителей с многомиллионным гонораром мы пока пообещать не можем, но пару крупных звезд будет.

Лично мы настолько верим в наших артистов, что даже делаем им туры по Украине — 10-20 городов.

Последние отмены концертов случились в годовщину Майдана. В этот период посольства некоторых стран просили своих граждан воздержаться от посещения Украины, аргументируя это тем, что в эти дни в нашей стране возможны проблемы с безопасностью. Начиная с декабря и далее у них таких рекомендаций в отношении Украины нет, поэтому мы спокойно планируем новые концерты и надеемся, что все будет хорошо.

Начала ли возрождаться концертная жизнь? Конечно. Лучшее доказательство этому успешные концерты наших артистов, которые прошли в Atlas совсем недавно — “Друга Ріка”, Pianoбой, The Erised, Мария Чайковская — все они собрали аншлаги. На этой неделе сделали концерт “ДахаБраха” в Киеве и у них — солд-аут за месяц до выступления. Это показатель того, что люди “просыпаются”. Лично мы настолько верим в наших артистов, что даже делаем им туры по Украине — 10-20 городов.

Причем не только по городам-миллионникам, но и там, где на концерт может прийти 200-300 человек. Раньше маленькие города были в основном под российскими исполнителями, которые сейчас туда ехать просто не хотят. Из-за возникшего культурного голода их жители наконец-то начали обращать внимание и на наших музыкантов, которые этого более чем достойны. У нас наконец-то появился шанс привить людям вкус к хорошей музыке, и мы не хотим его упускать.

После фестиваля Atlas Weekend некоторые его участники собрали на своих сольниках уже в полтора-два раза больше людей.

Я уверен, что интерес к концертам, в том числе и к зарубежным, будет только расти. К сожалению, мы пока что не можем привезти всех западных артистов, которых жаждет наша публика, но если музыкант выставляет адекватный гонорар, позволяющий сделать доступную стоимость билета и при этом “не влететь” самим, мы будем стараться. Например, редкое исключение — популярная группа The Neighbourhood, концерт которой в феврале в Atlas делает Лида Клов (“ГАС Концерт” — прим. ред.). Их гонорар позволил Лиде сделать концерт в рамках клуба с достаточно доступными ценами на билеты. И это сразу дало результаты — билеты были проданы еще за 3 месяца до концерта.

Чем запомнился год... В первую очередь, мы запомнили фестиваль. Наша команда делала его на свой страх и риск, и очень многие люди не верили в то, что у нас что-то получится. Но в результате мы даже немного заработали и так вдохновились, что решили не останавливаться. Очень многие посетители Atlas Weekend открыли для себя некоторых артистов именно на самом фесте. И, как нам казалось, ранее всем известных. После фестиваля некоторые его участники собрали на своих сольниках уже в полтора-два раза больше людей. Ну а мы точно поняли, что движемся в верном направлении и хотим развивать украинскую музыкальную культуру и дальше».


Сергей Малецкий, генеральный директор компании H2D (концерты GusGus, Apparat, Хироми в Киеве и многие другие)

Самое неприятное “слетело” года, это — The Kooks, которые в последний момент сказали: “Сорри, мы не приедем”.

«Ни для кого не секрет, что в 2014-м в стране было совершенно не до концертов, страна переживала сложные времена. Это оставило большой отпечаток на концертном рынке. В 2014 году количество отмененных и перенесенных мероприятий, в сравнении с 2013-м годом, значительно выросло.

Отмены не выгодны никому. Ни артисту, так как у него спланирована логистика, бюджет тура и т.д. Ни организаторам, поскольку отмена концерта это финансовые потери, что тоже неприятно. Ну, и зрителю, потому что отмена концерта — это разбитая надежда и ряд проблем с которыми сталкиваются наши посетители при возврате билетов. 2014 год стал годом, когда возврат денег за несостоявшийся концерт усугубился недобросовестностью некоторых концертных агентств. Так же, если сравнивать 2013-й и 2014-й год, то можно проследить изменение в отношениях со стороны менеджмента групп. Насмотревшись новостей, они все начали с опасением смотреть в сторону Украины. У нас был случай, когда мне пришлось ехать на Майдан делать фотографию и показывать реальную картину дел в Киеве, в тот момент Майдан уже был свободен. Это повлияло на ситуацию и сомневавшийся артист согласился приехать.

Конкретно для нашей компании, год выдался удачный. Мы выросли не только в объемах и количестве мероприятий, но и в качестве, а это для нас самое важное. В целом мы провели около 50 ивентов + несколько туров по Украине, и даже одно мероприятие за рубежом. Что касается рентабельности мероприятий, в сравнении с 2014-м годом, мы начали чаще видеть надпись “sold out”, а это не может не радовать. Для нашего региона (в сравнении с Европой) солд-аут за месяц до концерта — это что-то аномальное. И это было не только с украинскими артистами, на которых в 2014-2015  гг. пошел больший спрос, но и с западными, и российскими артистами. А это доказывает, что музыка вне политики, если речь идет не о Кобзоне.

Самое неприятное “слетело” года, это — The Kooks, которые в последний момент сказали: “Сорри, мы не приедем”.

2015 год показал, что украинские артисты могут собирать площадки не хуже западных звезд. И уровень качества продукта теперь не страдает от “made in Ukraine”, а наоборот.

Как я и говорил ранее, сложности есть в переговорах с артистами, но ситуация в сравнении даже с первым полугодием 2015 года улучшилась. На данный момент есть две основные проблемы в переговорах с менеджментом артиста. Первая — боязнь (или нежелание) артиста ехать к нам. С боязнью еще справиться можно, с принципиальным “нежеланием” — сложнее. Вторая — математика. К сожалению, Украине сейчас крайне сложно конкурировать с другими странами в предложениях по гонорарам, поскольку за последний год мы стали беднее почти в 3 раза. А индексировать стоимость билетов пропорционально курсу валют мы не готовы. От этого ряд артистов нам автоматически “не по карману”.

Cлава Богу, у нас в этом году серьезных отмен не было и серьезно успокаивать кого-либо не приходилось. Несколько ссылок на издания, на новости, плюс официальное приглашение для группы — и этого было достаточно. Надеюсь это не изменится. Мы проговаривали все вопросы заранее и артист, начиная работать с нами, доверяет нам полностью и мы делаем все, чтобы это доверие оправдать. Поэтому, никогда не юлим и описываем ситуацию как есть, вдобавок предлагаем несколько вариантов развития событий, для того, чтобы у них была максимально полная картина происходящего в стране. Что касается рисков, то они велики, поскольку все затраты в случае отмены ложатся на организатора. Объемы этих затрат пропорциональны объемам и величине артиста.

Насчет будущих концертов — здесь будем держать интригу. Но в планах на следующий год у нас ряд интересных артистов средней величины, которые будут любопытны нашему зрителю. Сложно спрогнозировать, каким будет следующий год, поскольку слишком много факторов имеют влияние на конъюнктуру нашего рынка. Сейчас мы наблюдаем позитивную тенденцию. Посмотрим, что будет дальше.

Этот год показал, что украинские артисты готовы и могут собирать площадки не хуже западных звезд. И уровень качества продукта теперь не страдает от “made in Ukraine”, а наоборот. И я говорю о ряде “альтернативных” (как их сейчас называют) артистах, а не форматных артистов с телевизора. О них я могу с уверенностью сказать, что их популярность будет расти. Думаю, что не только в Украине.

Год был ярким на события, сложно выделить что-то одно. Мне запомнился концерт GusGus на Арт-заводе “Платформа”. Площадка придала особый вкус этому мероприятию для гостей и для музыкантов этот вечер был особенным.

Была забавная ситуация — мы совместно с ребятами из “Платформы”, сделали таблички с надписями (“Привет! Спасибо что приехали, мы вас любим” и другие) на исландском языке для группы и повесили их по периметру площадки. Когда группа вышла на сцену для саундчека, они начали смеяться. Спросили, кто это сделал, мы объяснили, что это мы для вас, чтобы вы чувствовали себя, как дома. Они сказали: “Спасибо ребят, нам очень приятно, но здесь все фразы написаны с ошибками :)”. В тот день Google Translate получил выговор. :)

Для них Украина это загадочная страна, в которой они, как правило впервые, но всем им очень нравится и люди, и атмосфера на концертах.

Еще я был под большим впечатлением от концерта Young Fathers, но не уверен, что они еще когда-то приедут к нам. Запомнился концерт группы “Кровосток”. Из-за задержки самолета концерт начался на 3 часа позже, во время ожидания в центре зала образовался дэнс-батл. Люди вошли в положение и решили скоротать время с весельем вместо давно привычного “ЗРАДА” — это круто. Запомнились концерты Apparat, с которыми у нас было много технических сложностей, но результат себя оправдал.

Что касается отзывов, то в гримерах артисты подтверждают слова, сказанные со сцены. Они очень удивлены тем, что они видят здесь. Для них Украина это загадочная страна, в которой они, как правило впервые, но всем им очень нравится и люди, и атмосфера на концертах, и города в которых они выступают. Что-то им кажется странным, например, укроп и петрушка в каждом блюде. :)»


Анна Карнаух, British Council Ukraine (соорганизатор концертов Young Fathers, Ghostpoet, Slaves и Everything Everything в Киеве)

Очень приятно, что украинские музыканты собирали солд-ауты и достигли уровня хэдлайнеров фестивалей. Это очень важный результат уходящего года.

«Сложно говорить о ситуации на рынке в целом, поскольку  Британский Совет в Украине не является полноценным букинг-агентом или промоутером. Вместе с агентством Happy Music Group в этом году мы затеяли Selector Live — серию концертов молодых актуальных британских команд в клубе Sentrum, и, кажется, очень угадали со временем и настроением. До этого мы делали в 2013 и 2014 гг. отдельные разовые проекты, но к полноценной серии концертов и артистам калибра Mercury Prize пришли только в этом году.

Из личных наблюдений, в 2014-м и 2015-м появилось много интересных украинских исполнителей, очень приятно, что украинские музыканты собирали солд-ауты и достигли уровня хэдлайнеров фестивалей. Это очень важный результат уходящего года.

Мы же постарались организовать несколько качественных британских “врывов”, чтобы аудитория, да и сами местные артисты, имели больше возможностей послушать команды из европейских фестивальных лайн-апов, и открыть относительно новые имена, которые сегодня активно обсуждают в Британии.

В какой-то момент мы поняли, что музыканты общаются между собой и после позитивных отзывов об Украине от Young Fathers и Ghospoet, следующие команды — Slaves и Everything Everything — с нетерпением ждали своей очереди завести нашу публику.

Радостно, что почти все команды, которые мы хотели привезти и которые подходили нам по бюджетам, согласились приехать. Каждый раз мы обращались к менеджменту с письмом, в котором рассказывали о ситуации в стране и безопасности в Киеве. Думаю, это было важным аргументом. Также мы делали акцент на стоимости билетов и нашей позиции сделать концерты Selector Live максимально доступными. Представители артистов понимали, что мы их приглашаем не заработать кругленькую сумму, а в первую очередь показать, что Киев абсолютно европейский город и слушатель здесь ценит качественную музыку не меньше, чем в Лондоне или Париже.

В какой-то момент мы поняли, что музыканты общаются между собой и после позитивных отзывов об Украине от Young Fathers и Ghostpoet, следующие команды — Slaves и Everything Everything — уже с нетерпением ждали своей очереди завести киевскую публику. А вообще, оглядываясь назад, чрезвычайно приятно, что у нас получился такой мощный лайн-ап. Еще в марте-апреле мы сами вряд ли верили, что все сойдется настолько удачно.

По поводу планов — основной фокус Selector Live не изменится. Нас интересуют молодые британские музыканты, которых сегодня уже знают и слушают, например, в Манчестере, Лидсе, Лондоне, Брюсселе и Амстердаме. Мы хотим, чтобы Киев открывал для себя эти имена одновременно с европейской аудиторией. По жанрам, как и в 2015 году, будем максимально разноплановыми. Давайте пока без имен, но точно могу сказать, что хотелось бы видеть в Киеве музыкантов, звучащих в радиошоу “The Selector”. По уровню наш фокус — это шортлист Mercury Prize и BBC Sound of… 

Хороший концерт и артист — это не только яркое впечатление, но и маленький шаг к построению полноценной музыкальной индустрии.

Хороший концерт и артист — это не только яркое впечатление, но и маленький шаг к построению полноценной музыкальной индустрии. Нам в такое непростое экономическое и политическое время они очень нужны. Мне кажется, в этом году установилась позитивная тенденция развития концертного рынка, которая в 2016-м, хотелось бы верить, будет продолжаться.

Лично для меня все четыре концерта Selector Live в 2015-м останутся в памяти надолго. Очень важным было выступление Young Fathers, наш первый ивент серии, одолевали некоторые сомнения, насколько публика в Киеве готова идти на малоизвестных музыкантов. А после концерта мы поняли, что зря: Instagram-лента разрывалась от восхищенных отзывов, за обедом на следующий день соседний стол активно обсуждал концерт “Отцов”. Киев однозначно влюбился в них.

Все 4 команды опубликовали у себя в аккаунтах в социальных сетях очень позитивные отзывы о концертах в Киеве. Особенно разошелся Ghostpoet. Я уверена, не в каждом городе он прыгает в зал со сцены, еще час общается и фотографируется с людьми. Это о чем-то, да говорит. Все отметили, что у нас теплая публика, и что хотелось бы вернуться. И о “грейтест шоу”, конечно, тоже все говорили».


 

Дмитрий Феликсов, учредитель и генеральный директор компании VIRUS Music

По моим оценкам надо еще 2-3 года, чтобы зритель был готов платить адекватные деньги и был готов собираться в нужном объеме.

«Вероятно я не буду оригинальным относительно изменений рынка. Очевидно — иностранных артисов стало меньше. Причины ясны. Нужно год-два, чтоб начать восстанавливаться, при условии стабильного экономического роста, который пока не особо намечается. Возрос спрос на украинских артистов, как на тех, что из себя что-то представляли, так и на новичков. Тренд может продержаться, если сами артисты этого будут хотеть и постоянно подпитывать интерес к себе. Риски значительно выше, чем пару лет назад, однако все, что мы хотели в этом году провести мы провели, и все окупилось. Слава Богу.

Сейчас уговорить артиста не так сложно, как год назад. Хороший артист по-прежнему стоит дорого. И сейчас сложнее принимать решения и брать риски. Все ведь просто: за гонорар артиста в конечном итоге платит зритель. Если раньше цена билета на звезду класса “А” была 100 долларов, то ничего не изменилось. По моим оценкам надо еще 2-3 года, чтобы зритель был готов платить адекватные деньги и был готов собираться в нужном объеме.

Касательно концертной культуры — нет, она не возвращается, а формируется совершенное иная. Вы уже сами заметили возросший интерес к украинской музыке. И процесс будет продолжаться.

Сформированного плана на 2016 год нет и не потому, что секрет, а потому что действительно нет четкого сформированного плана по событиям. Возить мелких артистов и собирать 500-1000 человек нам перестало быть интересным, а для артиста на 8000-12000 человек нужно не просто желание аудитории прийти на концерт, но и готовность оплатить 40-50 долларов за билет. Мы работаем в этом направлении. Ведем переговоры как с менеджерами артистов, так и с локальными спонсорами, которые могли бы нам помочь реализовать амбициозные проекты.

Касательно концертной культуры — нет, она не возвращается, а формируется совершенное иная. Вы уже сами заметили возросший интерес к украинской музыке. И процесс будет продолжаться.

2-3 больших концерта в Киеве в неделю будет нормой. 3-4 стадиона летом и десяток фестивалей — почти воплотившаяся реальность. Совершенно новая ситуация по сравнению с концертной сценой 3-4 года назад.

Из того, что я в этом году запомнил... Отмечу выступление Хироми. Для меня она — музыкальное открытие 2015 года. Никогда до этого не слышал и о ней не знал».


Максим Ткаченко, директор компании «Квартал-Концерт»

При любой отмене концерта организатор гастролей, несомненно, несет потери. Размер убытков зависит от того, сколько времени осталось до планируемого концерта: чем меньше времени, тем расходная часть проекта больше.

«Рынок,  конечно же, изменился.  Прежде всего эти изменения связаны с геополитическими тенденциями — к нам перестали приезжать российские артисты, концерты которых в 2013 году составляли более 50% мероприятий по Украине. Да и концертов западных гастролеров в течение года было очень мало: если раньше доля рынка мероприятий западных артистов составляла около 30%, то в 2015 году состоялось буквально 20 крупных концертов в масштабах всей страны. И, к чести нашей компании, половина этих событий было организовано “Квартал-Концерт”.

Кстати, кроме российских артистов, к которым одно время так привыкла наша публика, есть еще множество других — грузинских, армянских, о которых она незаслуженно забыла. Например, в феврале мы устраиваем концерт короля армянской поп-музыки Таты Симоняна. А уж о Вахтанге Кикабидзе и говорить нечего: он всегда собирает аншлаги.

Для нас 2015 год стал периодом становления компании на рынке. Непростым, но успешным: за год мы провели по всей стране около 300 концертов! В основном это украинские артисты — туры Dzidzio, ManSound и других. Но это были не только музыкальные проекты — мы, к примеру, провели самый масштабный за всю историю театра “Маски-шоу” всеукраинский тур, посвященный 30-летию комик-труппы. 

Успешно отработали и гастроли театра “Черный Квадрат”. Окупилось около 50% событий. Хотели привезти ирландское шоу “Lord of the Dance”, но по разным причинам перенесли проект на осень 2016 года.

Конечно же, сейчас убедить западного артиста принять приглашение приехать в Украину очень сложно. Главный вопрос, который возникает в первую очередь, не финансовый, а вопрос безопасности. Приходится буквально убеждать артиста в том, что мы как организаторы сможет гарантировать их безопасность и что тут с ними все будет хорошо. Но, несмотря на сложности, мы провели 4 концерта звезды мирового масштаба Мишеля Леграна.

При любой отмене концерта организатор гастролей, несомненно, несет потери. Размер убытков зависит от того, сколько времени осталось до планируемого концерта: чем меньше времени, тем расходная часть проекта больше. За год у нас было очень мало отмен, а если такое случалось, то происходило это не по нашей вине, как организатора, а по причинам, на которые мы уже не могли повлиять.

Если говорить о планах, то будущий год для нас начнется с рождественского тура Тины Кароль. Весной будут всеукраинские тура групп “Антитела” и “НеАнгелы”, киевского театра “Черный Квадрат”, Студии “Квартал 95” и других.

Также очень много планов по гастролям грузинских артистов — в марте состоится грандиозный концерт во Дворце “Украина”, посвященный Международному женскому дню, в котором примут участие Вахтанг Кикабидзе, Нани Брегвадзе, восходящая звезда Лиза Багратиони, ансамбль “Rustavi”. Думаю, темпы мы сбавлять не будем: наша планка — около 50 концертов в месяц в масштабах страны.

Для нашей компании стал открытием концерт легендарного гитариста Томми Эммануэля, а концерт Mgzavrebi в Киеве по драйву стал для нас, наверное, вообще лучшим концертом года. Да и весь тур — первый всеукраинский для группы — также прошел успешно.

Ну а два подряд аншлаговых концерта Тины Кароль во Дворце “Украина” вообще побили многие рекорды в шоу-бизнесе нашей страны. И это вселяет огромную надежду».

Юрий Береза, Алексей Подчашинский
Фото: Василий Осадчий
Видео: H2D, Campfire Film, Yuri Gryaznov, KISS FM Ukraine, Lena Lukichova

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 7 комментариев
  • Ян Табачник 3 января 2016 г. 15:13
    Итоги, даже очень неплохи, НО почему "Отцы" больше не приедут? П.С. а Ghostpoet, один из немногих, которого украинская публика не уронила, как это случалось обычно ))))
  • Говорящий правду 26 декабря 2015 г. 14:32
    майдаунам спасибо, что уничтожили рынок!!! Теперь слушайте "Один в каное" и позорьтесь дальше!!
  • Yury Bereza   26 декабря 2015 г. 14:40
    руки себе уничтожь, чтобы такой фигни не писать)
  • Ulyana Shymanska   25 декабря 2015 г. 22:38
    "Thank you, Yura!" :)
  • Katerina Skurydina   25 декабря 2015 г. 22:00
    отличные итоги! захотелось скорее в 2016!)))
  • Yurii Syrotenko   25 декабря 2015 г. 21:22
    Ждём крутых привозов в 2016 :)
  • Kseniya Karpova   25 декабря 2015 г. 21:22
    Хороший итог получился,оптимистичный) Пересичні громадяни ждут новых привозов в 2016-м

Лучшие комментарии
26.12.15 14:40
26
руки себе уничтожь, чтобы такой фигни не писать)
26.12.15 14:32
7
Говорящий правду
майдаунам спасибо, что уничтожили рынок!!! Теперь слушайте "Один в каное" и позорьтесь дальше!!
25.12.15 21:22
2
Ждём крутых привозов в 2016 :)
25.12.15 22:00
2
отличные итоги! захотелось скорее в 2016!)))
25.12.15 22:38
2
"Thank you, Yura!" :)