Магия Пола Маккартни. Часть 1: The Beatles

4
Опубликовано 18 июня 2012 г.

Наш трибьют главному музыканту из ныне живущих. К 70-летию Пола Маккартни — 28 историй о самых магических песнях мастера.


Лишь музыка способна на чудеса. Когда наступает время поговорить об одном из главных кудесников музыки, в голове возникает множество картинок и событий, свидетельницей которых я мечтала бы быть. Сегодня я говорю о Поле Маккартни, главном музыканте для меня и для миллионов людей. Сегодня ему исполнилось 70.

Говорить о его биографии не имеет смысла, Википедия и сотни книг готовы предложить даже самые пикантные подробности. Составлять список самых великих песен Маккартни — это уже сделали Rolling Stone и MOJO. Мне, как преданной поклоннице The Beatles, а особенно — Маккартни, хочется поговорить о самом важном, что я нахожу в музыке — ее магии. Поэтому статья посвящается 28 самым музыкально магическим композициям Сэра Пола Маккартни. Почему 28? В 1970 вышел последний альбом «Битлз», Полу тогда было 28 лет. Этот возраст стал точкой отсчета его новой, сольной жизни.

Здесь нет песен с «Sgt Pepper», так как я считаю этот альбом слишком целостным, чтобы выбирать отдельные композиции. И нет «Yesterday», так как она не повлияла лично на меня так, как остальные.

Итак, о песнях, которые каждый день меняют жизни миллионов, а главное — никогда не предают.

«I’ll Follow the Sun»
(«Beatles for Sale», 1964)

Одна из первых работ, получивших авторство Леннон-Маккартни. Хоть песня и вошла в альбом 1964 года «Beatles for Sale», написана она была Полом значительно раньше — в 59-ом. Ее включили в альбом по причине нехватки материала и по настоянию Джорджа Мартина, который называет ее одной из любимых у Маккартни. Одна из самых жизнеутверждающих и «взрослых» композиций раннего творчества The Beatles.

Джордж Мартин всегда угадывал, в каком порядке песни в альбоме будут звучать наиболее эффектно. В «Beatles for Sale» после кавера на «Rock-n-Roll Music» Чака Берри идет «I’ll Follow the Sun», что создает удивительный контраст, и песня Пола кажется еще более меланхоличной и мелодичной.

«She Loves You»
(сингл «She Loves You/I’ll Get Yоu», 1963)

Глупо утверждать, что ранние песни «Битлов» не имеют такой музыкальной ценности, как композиции конца 60-х. Они значительно проще, но благодаря им поп и рок музыка обрели новые формы. Эти приемы и даже звуки стали классикой. Как, например, «yeah-yeah-yeah» в «She Loves You».

Песня обязана быть в списке, так как это был один из первых хитов The Beatles и проявлений композиторского таланта Пола.

«All My Loving»
(«With The Beatles», 1963)

В начале пути The Beatles Маккартни славился, в первую очередь, как композитор, а не поэт.

Про «All My Loving»  Пол говорит так: «Эта песня мне всегда нравилась. Кажется, тогда я впервые написал слова без мелодии. Я их придумал в нашем фургоне во время гастролей с Роем Орбисоном. Мы тогда много сочиняли. Помню, когда мы добрались до места, где должны были выступать, я нашел пианино и придумал музыку. Так я сочинял впервые»

Одна из самых чувственных и настоящих композиций у «Битлов».  Ее безумная популярность (в альбоме «With The Beatles» она стала главным хитом, хоть и не была выпущена синглом) объяснима — не очень замысловатый текст, но какое исполнение!

Пленяет каждый звук и аккорд. Ее трудно назвать классической балладой, но суть знакома всем, особенно молоденьким «битломанкам» начала 60-х. Это была одна из песен, прославивших The Beatles в Америке, что стало началом грандиозной музыкальной эры.

«Hold Me Tight»
(«With The Beatles», 1963)

Маккартни и Леннон считали ее худшей в альбоме «With the Beatles». Записана она с очевидными огрехами, поскольку никто к ней серьезно не относился, а Пол через некоторое время даже не смог вспомнить историю ее создания. Но ведь это так подлинно и по-настоящему.

Она вступает без начала, Маккартни поет как будто «в нос», быстрые и достаточно однообразные барабанные биты, но такое мальчишество безумно поднимает настроение.

«I’ve Just Seen a Face»
(«Help!» , 1965)

Альбом «Help!» был удивительной и одновременно странной вещью. Туда вошли два легендарных хита «битлов» — ленноновская «Help!» и «Yesterday» Маккартни, но остальные песни не были так уж успешны. Однако предпоследняя запись альбома «I’ve Just Seen a Face» — это нечто удивительно освежающее и настоящее. Американская версия альбома «Rubber Soul» начинается именно с нее, вместо «Drive my Car».

Чем примечательна эта композиция? Во-первых, в ней Пол не играет на бас-гитаре, поскольку там ее нет вообще, во-вторых, сам Пол безумно любит ее. На выступлениях с группой Wings она часто звучала, хотя Маккартни в то время избегал исполнения песен «Битлов».

14 июня 1965, день, когда была записана композиция, можно считать знаковым в истории музыки — за одну студийную сессию Маккартни записал «I'm Down», «I’ve Just Seen a Face»  и «Yesterday».

Эта песня дает понять, что важна не только мелодия и слова, а атмосфера. По ритму композиция немного напоминает кантри, а проницательное  «най-на-на-на» всегда хочется слышать в наушниках в солнечный день.

«Michelle»
(«Rubber Soul», 1965)

Робкое и хрупкое признание в любви. Девушка не знает английского, поэтому юноша выучил три слова по-французски и пытается донести свои глубокие чувства. Маккартни посвятил песню французской актрисе Мишель Мерсье.

Альбом «Rubber Soul» (название к которому придумал Пол) стал важным поворотным пунктом в жизни «битлов» и в их творчестве. Самый лирический альбом группы, хоть и начинается с зажигательной «Drive My Car».

У Леннона тогда был тяжелый жизненный этап, поэтому уже в этом альбоме чувствуется преобладание Пола. The Beatles — цельное явление, но начиная с 65-го Маккартни был главным идейным вдохновителем их творчества. Практически все фильмы и альбомы были его идеей, например, «Сержант Пеппер». Главным автором большинства песен также был он. Но записать «Michelle» предложил именно Джон.

Пол наигрывал эту песню на популярных тогда вечеринках Остина Митчелла, и Леннон ее запомнил. «Michelle» и ленноновская «Girl» — две стороны одного чувства — украшают не только альбом «Rubber Soul», но и кричат о поэтическом и композиторском таланте обоих музыкантов.

Об альбоме (слова можно отнести и к песне «Michelle») Леннон говорил так: «Это настоящий художественный альбом, мир впервые увидит, что же действительно представляет собой наша музыка».

Трудно не согласиться, что «Michelle»  — одна из самых чувственных любовных баллад 20 века. Ее любят все мамы. Даже моя, мягко говоря, не очень романтичная мама, часто напевала ее со слезами на глазах.

«Eleanor Rigby»
Revolver», 1966)

Гимн всех одиноких людей. Маккартни написал песню не просто об одиночестве, а о пожилых людях, смерть которых часто остается незамеченной. Не так много сонграйтеров посвящали этой теме хотя бы одну работу, у Маккартни же она прослеживается часто (например, в «When I'm 64»).

Пол написал мелодию, а текст — совместно с Ленноном. Элеонор Ригби — пожилая женщина, прислуживающая церкви, Маккензи — священник, пишущий проповеди, которые никому не нужны. Элеонор ежедневно выметает рисовые зерна, которые остаются от церемоний венчания, и всю жизнь ждет кого-то, кто подарит ей тепло. Маккензи «штопает носки» и спрашивает себя «Для чего это все?». Элеонор умирает, священник исполняет свой долг — провожает в последний путь.

Маккартни хотел подобрать имя для своего песенного персонажа, которое звучало бы натурально. Элеонор — от актрисы Элеонор Брон, Ригби  — от названия магазина. Но интересно то, что на кладбище в Вултоне (пригород Ливерпуля), недалеко от которого Маккартни и Леннон познакомились и где «иногда гуляли», есть могила Елеонор Ригби. Пол верит, что выбор такого имени мог быть подсознательным.

В «Eleanor Rigby» будоражит все — набирающее обороты начало, скрипичное сопровождение, «раздвоенный» вокал и мрачный текст. Она стала значительным шагом в истории популярной музыки — никто из известных исполнителей до The Beatles не говорил о смерти.

Если бы Маккартни не сочинил «Eleanor Rigby», не факт, что рок-музыка смогла бы найти выход глубоким личностным трагедиям. Если бы и нашла, то значительно позже. Например, фронтмен The Who признался, что именно «Eleanor Rigby» подтолкнула его «писать и слушать музыку в подобном настроении».

«Hey Jude»
(сингл «Hey Jude/Revolution», 1968)

Об этой песне уже столько сказано, что и добавить особо нечего. Да, она посвящена сыну Леннона Джулиану, который переживал развод родителей и не находил утешения ни в ком. Маккартни был к нему привязан и посвятил мальчику свою величественную работу.

«Hey Jude» была первой песней, выпущенной на Apple Records, собственном лейбле The Beatles. Идея создания собственной звукозаписывающей компании принадлежала Маккартни, он же был ее главным вдохновителем, однако совмещение творческих и бизнесовых союзов чревато проблемами. История компании закончилась судебными процессами Пола против Джона, Джорджа и Ринго, что повлияло на их дальнейшие отношения. Но это уже совсем другая история.

«Hey Jude» — песня, на которой учатся многие музыканты, а спеть известное «на-на-на» в любой точке мира — всегда успех. В записи песни принимали участие 40 музыкантов симфонического оркестра. Мировой тираж сингла в 1968 году — 6 миллионов экземпляров. Первое место во всевозможных  хит-парадах.

Вспоминает Маккартни: «Запись Hey Jude проходила очень необычно. Ринго сидел в туалете. Я же, как и положено, начал песню без ударных и думал, что Ринго в своей "ударной будке". Услышав, как я начал: «Эй, Джуд, не принимай это...», Ринго быстро доделывает свое "дело", заскакивает в студию и проползает мимо меня. Я пою и понимаю, что ударник еще только пытается пробраться в свою будку. Он продвигался очень тихо, почти бесшумно, и добрался до места как раз к моменту своего вступления. Так что в этой записи есть особая магия».

«Back in U.S.S.R»
(«The White Album», 1968)

Песня была написана в период сильных разногласий в группе. Даже Ринго, самый добрый и покладистый участник, не выдержал и сказал, что уходит из группы. К «Back in U.S.S.R» барабанную партию пришлось записать Полу. В этой композиции объединились «Back in USA» Чака Берри, «California Girls» Beach Boys и «Georgia on My Mind» Рэя Чарльза.

«Well the Ukraine girls really knock me out». Каждый уважающий себя житель постсоветских стран должен знать ее наизусть.

Молодой Маккартни посвятил ее далеким краям, о которых практически ничего не знал. Это больше, чем просто песня о красивых славянских девушках. Для многих наших родителей песня символизирует романтику Советского союза, когда все пытались любым способом достать новую пластинку или «левайсы».

В 1984 году в интервью для Playboy Маккартни сказал: «Мне понравилась идея о грузинских девушках и говорить о таких местах, как Украина, как будто они — это Калифорния, вы понимаете? Это было рукопожатие через океан. Потому что там нас тоже любили, несмотря на то, что Кремлевское боссы — нет. Людида. А это очень, очень важно».

Пол Маккартни, конечно же, исполнил «Back in U.S.S.R» и на концерте в Киеве в 2008.

«Blackbird»
(«The White Album», 1968)

Произведение музыкального искусства, одна из лучших когда-либо написанных Полом Маккартни песен.  Пол посвятил ее расовой борьбе, предложив название «черный дрозд» как символ темнокожих людей.

Дейв Грол из Foo Fighters так говорит о «Blackbird»:

«Это необычайно красивый музыкальный шедевр, идеальный в композиции и исполнении, и в лирике, и в вокальном плане. Изучение этой песни сделало меня лучшим гитаристом и научило ценить талант к сочинению песен. Для меня она — музыкальное благословение».

Безумно трогательная и сильная, при всей хрупкости звучания. Пол показал свои лучшие возможности, написав этот шедевр.

«Helter Skelter»
(«The White Album», 1968)

Без нее список был бы неполным, она очень четко характеризирует разнообразные грани композиторского таланта Пола.

Самая громкая и «грязная» песня «битлов», созданная Маккартни под впечатлением от интервью Пита Таунсенда, в котором он сказал, что «I Can See For Miles» — самая грубая и бескомпромиссная композиция The Who.  Пол за один присест написал «Helter Skelter», решив, что она будет самой грубой и громкой у The Beatles. Запись «белого» альбома проходила в период разрушения группы, поэтому «Helter Skelter» стал отголоском распада и разрушения чего-то очень важного.

После того, как преступник Чарльз Мэнсон написал (неправильно написал) на телах своих жертв «Heаlter Skelter», словосочетание начало ассоциироваться с жестокостью.  Но это не помешало композиции должным образом войти в историю рок-музыки.

«OhDarling»
(«Abbey Road», 1969)

Я долго не могла поверить, что ее исполняет Маккартни. Ежедневно, на протяжении недели, он сидел в студии, чтобы спеть ее так, как замыслил. Ему все время казалось, что голос звучит слишком чисто.

Песня звучит отчаянно и сильно. Леннон говорил, что исполнил бы ее лучше, но песня была полностью написана Полом, и это изменило бы всю суть.

«Golden Slumbers»
Abbey Road», 1969)

На нее не так часто обращают внимание, длится она полторы минуты, и звучит практически в конце последнего записанного альбома The Beatles. Прекрасные стихи Томаса Деккера, немного дополненные и переделанные Полом, хриплый голос и безупречное тревожное фортепиано. В этой композиции чувствуется настоящий Маккартни, а стиль исполнения предвещает и частично определяет стиль его будущих сольных песен.

«Let It Be»
Let It Be», 1970)

Где-то во втором классе моя набожная учительница музыки, которая прекрасно играла на фортепиано и любила The Beatles, говорила, что Rolling Stones и Black Sabbath — это исчадие зла, в то время, как The Beatles и Queen она приравнивала к классической музыке и заставляла нас учить наизусть их биографии и песни. Наши уроки часто начинались с «Let It Be». Одна из композиций, которые придают безграничную веру.

Группа окончательно распалась, что было для Пола худшим событием в его жизни. В этот прекрасный день не хочется говорить о причинах распада. Правда осталась в конце 60-х.

«Я находился в глубокой депрессии, думаю, в значительной степени из-за наркотиков. Это был безумный отрезок моей жизни, многие вещи, как мне казалось, утратили смысл… Внутри была пустота. Я запомнил эту ночь: ложась в постель я почувствовал себя особенно плохо. Во сне мне явилась мать, давным-давно умершая, и сказала: «Пусть все будет так; не волнуйся, все образуется». Я ощутил огромное облегчение и написал «Let It Be». Этот сон спас меня, когда я находился на самом краю бездны…»

Отдельно стоит отметить великолепное исполнение этой песни в фильме-мюзикле «Через Вселенную».

На этом закончился «битловский» этап жизни Пола Маккартни и начался новый, не менее красочный, полный шедевров и музыкальной магии.

 

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 4 комментария
  • Larika 21 июня 2015 г. 17:14
    Спасибо!

  • Анонимный пользователь 18 июня 2012 г. 22:00
    Не пишите про Beatles и битлов, прошу вас....вы будете осмеяны. Ваш ресурс в этом и так уже преуспевает. Это примитив, автор.
  • Анонимный пользователь 19 июня 2012 г. 9:26
    смысл претензии не понят :)
  • Andriy Gajdut   18 июня 2012 г. 22:05
    фанбой детектед))