Андрей Хлывнюк («Бумбокс»): «Музыку запретить нельзя»

8
Опубликовано 27 марта 2014 г.

Беседа с лидером группы «Бумбокс» на Open.ua.

В этом году его группа, переросшая из бюджетного трио в полноценный рок-коллектив, готовится отмечать 10-летний юбилей. В виду последних событий в Украине, «Бумбокс» оказался в «лидерах» списка запрещенных групп Российской Федерации, чему Андрей Хлывнюк удивляется не меньше других, так как считает, что никого и ничего запрещать нельзя.

Андрей Хлывнюк — о самовыражении, музыкальных авантюрах, отношении к родине, запретах, новых клипах и многом другом в откровенной беседе для Open.ua.


«Раньше, читая чужие интервью, я либо проникался симпатией к герою, либо ненавидел его. Теперь я понимаю, что на самом деле сиюминутные мысли и ответы никак не отражают сущность человека», — ваши слова из одного интервью. Как часто ваши сиюминутные мысли и действия не совпадают с тем Андреем, которым вы являетесь на самом деле?

Так же как и у вас. Мы все хотим быть хорошими в глубине души. Всякий путь человека праведен в Его глазах. Я на себя масок особо не примеряю. Хотя бывает настроение, которое не соответствует мне, но это все тот же я. Все люди очень разные и в зависимости от ситуации мы можем по-разному реагировать на события. Это нормально, человек таков, какой он есть.

Однажды вы сказали, что для автора нет проблемы первого и последующих альбомов. Проблема состоит в самовыражении и успехе, который влияет на это самовыражение. Что конкретно вы имели в виду?

Степень известности автора — это чужое мнение и мнение достаточно тяжелое. В чем заключается проблема пятых, шестых, вторых по счету альбомов? В том, чтобы не остаться на месте и не бить в одну точку, а продолжать развиваться, расти и в каком-то смысле — чтобы слушатель воспринял это адекватно. Я рассматриваю эту проблему не альбомами, а изменениями внутри самого автора. Ведь желание идти на поводу у обстоятельств свойственно каждому из нас. Мы хотим этого и не хотим одновременно. И это можно отнести не только к музыке, любимому делу и работе, а и к жизни в том числе. Не факт, что сам я так поступаю всегда. Но этими словами я хотел сказать именно это.

Говоря о каждом альбоме, все переживания вы пытаетесь списать на эмоциональное состояние лирического героя. Где же грань между вами как автором, и тем лирическим героем, которому вы приписываете все переживания?

В каком-то смысле я могу на 70% быть лирическим героем, который описан в творчестве группы «Бумбокс», но не более того. Конечно же, герои сказок, песен, былин и прочей всячины были идеализированы. Естественно есть в творчестве оптимальное добро, зло, любовь или грусть, но это не значит, что автор соответствует этому на 100%. Так или иначе, это все пережитые эмоции. Более того, многие вещи не играются на концертах потому что сегодня, например, я не чувствую себя тем человеком, который написал эту песню когда-то. Либо в этот образ нужно спокойно войти, как в грим, либо отложить и вернуться к нему, когда буду чувствовать что-то подобное.

«Знает, как дотла гореть, только пепел…». Это одна из самых сильных композиций в вашем творчестве.

Спасибо.

Над версией «с оркестром», записанной для сериала «Пепел», кроме «Бумбокса» работали еще композитор Юрий Потеенко и музыкальный продюсер Антон Шварц. Насколько комфортным было сотрудничество? Все ли удалось реализовать так, как было изначально задумано?

Мне было абсолютно комфортно, потому что я был автором, а остальные ребята делали аранжировку. Авторская версия не изменилась. В какой-то момент я даже написал письмо продюсерам фильма, в котором искренне попросил, оставляя за собой опцию, ничего не менять в версиях. Опыт работы над этим фильмом был одним из самых приятных, потому что я ничего не искал и не выдумывал. Более того, никто не пытался на меня давить. Перед музыкантами и аранжировщиками были поставлены четкие задачи, которые мы выполнили в короткие сроки.

Раз мы уже затронули эту тему, то клип на композицию «Пепел», снятый вашим клипмейкером-постояльцем Владимиром Лертом, был шестой работой с группой «Бумбокс». Лерт убедил вас появиться в кадре с гитарой и наиграть эту песню в клипе. Можно ли будет увидеть вас в дальнейшем с гитарой или же это был единичный эксперимент?

На гитаре я умею играть две песни: «Come as You Are» группы Nirvana и песню «Пепел» группы «Бумбокс», которую мне все-таки пришлось разучить. Этот эксперимент был стилистически выдержан. К тому же очень интересно было взять несколько уроков и понять несоответствие рук голове.

Это большая беда, когда ты хочешь играть и, притом, легко, но на самом деле технически ты далек от совершенства. Жаль, что я в свое время не занимался гитарой. Это чудесный инструмент тембрально, и я бы с удовольствием играл на нем. Но я не думаю, что как только закончиться интервью, я пойду домой и возьму в руки гитару.

А что касается Володи, то с ним очень легко и классно работать. Большинство наших идей, которые мы реализовали за это время, имели успех. Плюс мы дружим и во многом согласны друг с другом. Как режиссер он, конечно, настаивал в своей работе на каких-то моментах, мне до конца непонятных, и часто переламывал ситуацию под себя, стараясь доказать, что именно так будет лучше, что в итоге так и получалось.

Это и есть удовольствие от работы с талантливыми людьми, когда между вами организовывается некий «брейншторм» и вы вместе проворачиваете этакое. И если раньше руки были связаны материально, то сейчас мы можем воплотить в жизнь практически все идеи, которые нам понравились.

Музыка дает нам возможность сохранять нервную систему.

«Обещали гореть, только бы до тла» — еще одна строчка, но уже из композиции «За буйки (Сандали)», в которой говорится, что лучше сгореть быстро, но ярко, чем просто тлеть. Связано ли это с вашими переживаниями и самореализацией как музыканта? Ведь такими строками можно описать судьбы многих музыкантов из числа доживших до 27.

Это тяжелый вопрос! У меня нет на него однозначного ответа. Мы всего лишь играемся: пишем что-то, о чем-то переживаем — это сублимация, которая яснее наблюдателю, чем непосредственно участнику процесса.

Я не могу сказать со стопроцентной уверенностью, что вот именно так надо гореть или наоборот тлеть. У каждого ведь это по-своему. Кто-то горит 200 лет, а кому-то гореть минуту. Поэтому надо понемножку уходить от этих метафор, которые я достаточно часто использую, и переходить к более мягким штукам. А может, огонь действительно важен?

По крайней мере, никакой параллели с «живи быстро и умри молодым» не ищите, ее там нет. А если такой посыл и был бы, то я хотел, чтобы его не воспринимали буквально.

В вашем музыкальном прошлом имеется опыт игры каверов. Что лично вам дал этот опыт? Ведь спустя какое-то время вы стали писать авторскую музыку.

Я начал полноценно писать свое после того, как поиграл чужое. Я был молодым музыкантом, и этот опыт для меня бесценен. Во-первых, я учился играть с музыкантами. Во-вторых, я учился не бояться сцены и банально работать с аппаратурой, усиливающий звук. Это очень важно.

Нельзя вот так взять на улице человека и выбросить его сразу же в гастрольную жизнь. Не все проходят эту школу легко, поэтому я убежден, что подготовительный процесс, за редкими исключениями, когда мы имеем дело с гениями, с детства пишущими великолепную музыку, необходим. Это касается и концертной школы. Если бы я снова начинал все сначала, я бы обязательно делал то же самое.

Я встретил огромное количество уникальных и очень интересных людей, талантливых музыкантов. Мы играли разную музыку, и я не думаю, что смог бы написать что-либо, не играй эти годы с такими замечательными людьми.

После прихода в группу Александра Люлякина и Дениса Левченко вы сказали, что искали людей, которые вольются в группу и станут не просто сессионщиками, хотя они намного надежнее, а творческими личностями. Чего лично вам стало не хватать в музыке, что вы решили изменять состав? Удалось ли спустя время реализоваться избранным музыкантам как творческим личностям? И такую ли вы видели группу, когда расширяли ее состав?

Я до сих пор не нахожу ничего грустного в том, что я делаю.

У меня самая крутая группа в мире. Когда собирал этих ребят, играя с ними первые концерты, я даже не мог представить, что они окажутся настолько крутыми музыкантами. И Левченко, и Люлякин, если речь только о них, это гениальные исполнители и авторы.

Денис Левченко много песен написал для группы «Бумбокс», а без Саши Люлякина я вообще не представляю, чтобы мы последние годы делали. В одной из ранних песен у меня есть такие слова «Я з тобою як на рингу з Накано…». Это в принципе с Сашей Люлякиным такое, когда у тебя перед началом соревнования бонус в n-нное количество километров, а бежать вам всего 100-метровку.

Он уникальный человек, таких барабанщиков просто нет. Он прогрессивный, интересный, ищущий и с ним просто кайфово играть. Конечно, самое важное — это музыка, но вы еще и живете с этими людьми, и в каком-то смысле становитесь друг другом. Хорошо это или плохо, я очень рад, что играю именно с ними. Без духовной составляющей это было бы невозможно.

Я не мог бы жить годами, «спать в одной постели», находиться в одном автобусе с людьми, которые по духу были бы противны и не совпадали со мной в чем-то. Безусловно, это группа разных людей, которая собирается для того, чтобы получать удовольствие от игры не только на концертах. Но между нами очень много схожего: от взглядов на мир и до музыкальных вкусов.

Может быть, в каких-то моментах я управляю этой группой, пытаюсь ее направить в нужное русло, но в целом — это коллектив реализованных людей. Это не то, что народный артист набрал ребят, которые неплохо читают ноты. А это непосредственные участники творческого процесса. Опыт записи последних композиций — не просто работа, а офигительное время, которое, я думаю, буду помнить на старости лет. Эти ребята влияют на все, даже на эмоциональный окрас той или иной песни, играя все по-своему.

Тем не менее, этих классных ребят вы называете занудами!

В виду последних событий в стране смысл песен катастрофически поменялся.

Это скорее самоирония. Мы очень сильно увлечены своей узкой специализацией и смотрим на мир сквозь призму своих музыкальных вкусов, находясь в постоянном поиске кого-то или чего-то нового.

Я говорю не только о музе, а и о людях, которые не просто играют, а являются проводниками музыки, живут музыкой и излучают ее. Иначе это просто ремесло, в котором нет ни смысла, ни радости. Плюс музыка дает нам возможность сохранять нервную систему, жить счастливыми людьми, чтобы там не происходило в мире.

Безусловно, мы живем в своем замкнутом мире и нам хорошо в этом оазисе. Поэтому я и говорю, что мы зануды. Есть люди всестороннее развитые, и им все интересно. А есть люди, которые счастливы просто быть на студии.

«Термінал Б» — традиционно 11 песен с разной тематикой, но с одним настроением. Какое же оно?

Занудное, кстати, настроение. Недавно очень четко на этот счет сказал мой трехлетний сын Иван: «Мама классно поет, бабушка классно поет, а папа грустно». Я до сих пор не нахожу ничего грустного в том, что я делаю. Хотя сам тембр и манера, любимая мною, многим людям кажется грустной. Но этот альбом не такой, он просто разный.

В виду последних событий в стране смысл песен катастрофически поменялся, и иногда это пугает, в хорошем смысле этого слова. Какие-то из них обрели более глубокий смысл, в том числе и песни из «Термінала Б». Мало того, что «Термінал Б» перестал быть интернациональным, так еще сильно сокращается направление, куда мы его несем. Не так давно у нас был концерт в Москве, и у меня было ощущение, как будто я прощался со своими друзьями. Но как только выступление закончилось, это настроение улетучилось, и я понял, что это было просто в моей голове.

Мы подвержены внешним факторам и я был бы более счастлив, находясь в информационном вакууме, но я просто физически не могу в нем находиться. И соответственно, не реагировать на внешние факторы. Потому что я еще и человек, чего всем читателям желаю. А человек — это такая штука, ничего с ним не поделаешь!

Ряд российских политиков инициировали отмену ваших концертов в РФ, которая повлекла за собой запрет на въезд в страну и попадание в «черный список». Как относитесь к подобного рода санкциям?

Музыку нельзя запретить, потому что она никуда не рвется.

Это все пройдет. Музыку нельзя запретить, потому что она никуда не рвется. Вода не хочет никого утопить, но если ты в нее попал и не умеешь плавать, ты утонешь. Точно так же и музыка. Она не несет какого-то вреда до тех пор, пока ее не трогают.

Мы же все боремся со своими демонами, и если они нас побеждают, мы начинаем что-то запрещать. А запрещать что-то в 21-м веке, по-моему, не то что сложно, а глупо. Мне очень жаль людей, которые думают, что, запретив кого-то или чье-то творчество, можно управлять другими. Это настолько поверхностно, что мне даже сложно сформулировать, почему это так.

Это просто музыка, она без границ, без паспортов, армий, колючей проволоки и национальности. Как можно запретить рок-н-ролл? Мы ведь это уже проходили в прошлом веке, и к чему это привело? Ни к чему хорошему уж точно. Тут нужно понять, что рано или поздно это пройдет. В крайнем случае, приезжайте на наши концерты в Украину или в любую другую страну мира, где мы играем. Слава богу, мы играем в разных странах.

Как рождалась идея клипа «Ты одна»? В официальном релизе группы сказано, что коллективу банально не хватило места в этой видеоработе. Как так?

Это видео было снято в фавелах Рио-де-Жанейро очень интересным клипмейкером Виктором Вилксом, который, услышав песню, сказал «окей, я сделаю клип под ключ» и сделал. 

Идея и сценарий полностью принадлежат ему. Была небольшая экспедиция, которая поехала в Бразилию и сняла видео с непрофессиональными актерами, желая показать не просто горящую и любящую пару, но и стойкость человека, который не предает, терпит и переживает все невзгоды.

Часто нам кажется, что мир — это все, что нас окружает вокруг. Но «перейдите лужу» и вы увидите, что за ней тоже живут люди, может быть еще в худших условиях и точно так же стараются любить, жить и воспитывать детей. Поэтому нам особенно было важно мнение людей из «другого» мира на съемку, монтаж и прочие вещи, помимо самого путешествия, что, безусловно, экзотично. В итоге получилось неформатное видео.

Не знаю, наверное, ни одну песню, ни один видеоряд, ни одну звуковую дорожку мы так долго не приводили в порядок. Еще никогда никого мы не отправляли за океан снимать видео на композицию, ради записи которой мы ехали в другую страну и там арендовали студию. Еще никогда так много разных людей — россиян, украинцев, немцев, бразильцев —  не работали вместе для того, чтобы получилось что-то у группы «Бумбокс» из города Киев.

Этот процесс очень интересен, как и сам опыт. После съемок и релиза многое, что было под вопросом, стало явным. Я думаю, что теперь мы будем более легко идти на авантюры подобного рода. Жаль, конечно, что релиз происходит в такое очень важное, нужное, ставящее все на свои места, время. Хотелось бы, чтобы на работу и интерес людей к творчеству эти события так сильно не влияли.

Идя на это интервью, я думал о том, какой бы посыл я хотел передать читателям. Кроме того, что ни в коем случае нельзя запрещать никого и ничего, я бы сейчас хотел попросить людей очнуться и стать лучше делать свою работу, обращая внимание на мнение тех людей, которое нам кажется неправильным.

Сейчас самое время еще с большим интересом обратиться к творческим людям соседних стран и увидеть, что же они говорят сквозь призму сегодняшнего дня. А также пришло время переоценить то, что казалось явно черным или явно белым. И понять, что мир не черно-белый, а серый, и оттенки серого каждый выбирает себе сам. И уж точно ни в коем случае нельзя запрыгнуть в кокон всепоглощающей фатальной украинизации потому что «І свого не цурайтесь, і чужого научайтесь». И обе частички «свого» и «чужого» равносильно важны.

Мы обязательно передадим нашим читателем столь откровенное пожелание.

Каждый новый язык накладывает свой отпечаток на собственное «я». Какие отпечатки оставили языки, которые вы знаете?

Язык — это как гражданство, только лучше. Гражданство можно дать, а можно отнять. Гражданином страны может быть тот, кто эту страну не любит, но паспорт у него есть. А язык — это как погружение в общество. Тот, кто знает французский язык немножко француз, тот, кто знает итальянский — немного итальянец. Я уверен, что каждый человек любит пребывать в таком состоянии. Я искренне жалею, что плохо учился в школе и не знаю немецкого и французского, которые преподавали дураку, а я прогуливал. Надеюсь, что наверстаю упущенное.

28 ноября 2013-го вы играли в Штутгарте в клубе Longhorn, на сцену которого выходили одни из лучших представителей рок-сцены. В чем основное отличие украинских площадок от европейских? И чувствуете ли вы в принципе это отличие?

Нужно быть готовым к тому, что до кумиров можно дотянуться рукой, если вы сильно увлечены своим делом.

Разница только в людях и их подходе к своему делу. Площадки везде одинаковые, да и аппаратуру можно арендовать любую. В Украине рынок расширяется, люди приезжают из заграницы чаще, о чем раньше и помечтать было как-то страшно.

Слава богу, подход наших людей к своему делу улучшается все больше и больше. К примеру, ребята из новой Stereoplaza хотят делать качественно свою работу и стремятся к этому. Вчера этого еще не было, а сегодня начинают появляться новые площадки и это очень важно. Не все слушатели, не все люди, и я в том числе, тяготеют к сидячим залам. Иногда просто хочется драйва. Штутгардский клуб как раз таковым и есть. Это одна из лучших площадок своего времени, да и сейчас она прекрасно выполняет свою функцию.

Но ведь комплекс «младшего брата» из нас никто пока еще не удалил. И музыкантам нашим, точно так же как и другим профессиям кажется, что стена до конца не разрушена. Играть на одной площадке с кем-то — это честь. Да, это действительно круто, но в этом нет ничего необычного. Потому что вы делаете, в принципе, одно и то же, говорите об одном и том же, но разными красками и разной техникой. Нужно быть готовым к тому, что до кумиров можно дотянуться рукой, если вы сильно увлечены своим делом.

Купить билеты на концерт «Бумбокс» в Киеве (31 мая, Stereoplaza)

В одном из отчетов о вашем последнем концерте в Киеве было сказано следующее: «Концерт европейского уровня с чисто украинской организацией». Как правило, райдера читаются по диагонали, не говоря уже о том, что гитаристов бьет током во время выступления. Как вы видите выход из подобной ситуации?

О нашем последнем концерте в Киеве? Интересно. Понимаете, с артистом, выходящим на сцену, публика ассоциирует весь процесс от «я увидел афишу» до «я вернулся домой после концерта». К сожалению, это не так. Должна существовать инфраструктура. И когда люди, первые вошедшие в зал, ждут выступления артиста целый час, а такие же люди, купившее точно такой же билет, не могут войти в зал и приходят после того, как концерт начался, значит, что одна часть аудитории считает тебя высокомерным, а вторая удивлена, почему за собственные деньги они не могут получить свой концерт целиком.

И здесь вступает фактор организации. Нужно продумывать такие моменты и быть готовым к тому, что security на концертах нужны для того, чтобы помогать слушателям, а не отталкивать их, спасая и охраняя артиста от каких-то вымышленных злых людей. Персонал клуба, включая его дирекцию и артиста, в котором он выступает, должны четко осведомить, что к ним приходят не какие-то злые монголо-татары, а их гости! И если мы не будем уважать друг друга, то не сможем получить качественный продукт на выходе.

Когда знакомый — музыкант, принято просить неимоверное количество бесплатных входов на концерт, что не всегда в пределах возможного. Что вы делаете в подобных ситуациях?

Какой-то список приглашенных есть, в больших городах он больше, в маленьких — меньше, но у меня он никогда не превышал 10 человек максимум. Поэтому для меня такой проблемы не существует. Людям ведь важен не сам бесплатный проход на концерт, а отдача и ощущение своей причастности к празднику или чему-то хорошему. По этой причине я не люблю играть в Черкассах, городе, где я родился и вырос. Потому что там бы мне приходилось отключать телефон. Все равно всем мил не будешь, к сожалению.

Очень хочется со всеми увидеться, но это нереально. Нужно ведь понимать, что концерт для музыканта — это не просто выход на сцену, а серьезное напряжение и работа, к которой нужно подготовиться. Я даже не говорю о текстах и партиях. Это просто сильный эмоциональный всплеск, требующий максимальной концентрации внимания, энергии и физических сил. Люди, приходящее на концерт по «проходкам», обязаны понимать, что музыкант не даст им и тени того внимания, которое мог бы уделить в любое другое время.

Потому что эти люди не главное блюдо на столе. К сожалению, но это факт. Извиняться наперед — глупо, да и объяснять после концерта, что мы не поедем куда-то гулять и веселиться тоже нет смысла. Ведь только в телевизоре жизнь музыканта заключается в афтепати и вечном веселье.

Совсем скоро выйдет ваша новая видеоработа на песню «Номер скрыт», режиссером которого выступит бессменный Владимир Лерт, а главная роль достанется Александру Цекало. Он будет петь вашим голосом. Чего ожидать от клипа?

Почему же, Саша поет своим голосом, просто песня записана моим. Было бы классно, если бы он записал свой вариант этой песни. Но конкретно для этого релиза, нужна была все-таки моя версия. Цекало сам вызвался сняться в клипе. Я его очень уважаю и во многом ровняюсь на его бесценный гастрольный опыт. Это очень интересный творческий человек и собеседник, у которого есть чему поучиться. И прекрасно, что он настолько легок на подъем, что с удовольствием идет на такие авантюры, как сниматься в клипах у любимых групп, не побоюсь этого слова. Я бы тоже так делал. С удовольствием снялся бы в клипе у какой-нибудь своей любимой группы, например: Pianoбой, «Сплин» или «Машина времени».

В одном из своих интервью вы признались, что страна не имеет значения, важно, какой ты в этой стране. Как вы видите себя, будучи просто гражданином Украины?

Я самый обычный гражданин Украины и никак себя не вижу. Я он и есть, такой же, как и вы, или кто-либо еще. Это моя родина и я искренне люблю и переживаю за нее, желая всего самого хорошего всем без исключения людям, живущим и любящим эту страну. И в этом я не вижу ничего криминального и плохого. Более того, я не считаю, что эта страна лучше любой другой страны. Просто люблю я именно ее, вот и все.

Катерина Хотеева
Фото: Соня Плакидюк, Дмитрий Шитко

Благодарим за помощь в организации интервью продюсера группы — Алексея Согомонова

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 8 комментариев
  • Галина Ягудина   31 марта 2014 г. 11:09
    Я обожаю Бумбокс, и нахожу некий политический контекс в заявления деятелей от культуры в России, но народу запретить любить вряд ли получится, так что будем, всё равно, и слушать и на концерты ходить, куда захотим, да хоть в Брест, приветик оттуда, думаю
  • Альбина 30 марта 2014 г. 15:54
    А можно поинтересоваться - где вы узрели "список запрещенных групп в РФ"? Зачем вы пишете заведомую ложь и разжигаете вражду?
  • Катерина 31 марта 2014 г. 14:01
    А с чего вы взяли, что это ложь? Концерты ОЕ, Бумбокс и Ляпис Трубецкой отменены на территории РФ. Читайте новости, товарищи!
  • Виктор 28 марта 2014 г. 2:42
    Отличное интервью!
  • Анжелика Варум 27 марта 2014 г. 18:38
    господи, ну и фото
  • Игорь Симоненко   27 марта 2014 г. 23:55
    якщо для Вас головне - картинки,а не текст, то читайте комікси.
  • Наше имя 28 марта 2014 г. 4:24
    Ой, як пафосно. Фотка і правда не фонтан.
  • Анна 28 марта 2014 г. 10:40
    Хорошее фото,замечательные слова и отличное интервью! Только уважение к этому артисту!

Лучшие комментарии
якщо для Вас головне - картинки,а не текст, то читайте комікси.
28.03.14 2:42
15
Виктор
Отличное интервью!
28.03.14 10:40
13
Анна
Хорошее фото,замечательные слова и отличное интервью! Только уважение к этому артисту!
27.03.14 18:38
6
Анжелика Варум
господи, ну и фото
31.03.14 14:01
5
Катерина
А с чего вы взяли, что это ложь? Концерты ОЕ, Бумбокс и Ляпис Трубецкой отменены на территории РФ. Читайте новости, товарищи!