Алексей Коган: «Джазмена можно узнать по глазам»

1
Опубликовано 17 октября 2016 г.

Сложно представить, но за 8 лет работы на государственном радио «Проминь» Алексей Коган создал 1784 оригинальные джазовые программы. Специально для Open.ua человек-джаз, легендарный украинский радиоведущий,  развеял три главных стереотипа о джазе, рассказал, как узнать джазового музыканта по глазам, о секрете импровизации джазмена, где он черпает вдохновение, кроме музыки, и почему не любит винил.


О джазменах, джазе и виниле

Не надо джазменов считать оторванными от реальной жизни. Джазовые музыканты — отражение всего, что происходит в стране. Это обычные люди. Это негодяи, это лентяи, это гении, это верблюды, это алкоголики, это непьющие, это люди. Это самые обычные люди, как мы с вами.

Джазмена видно по глазам. Видно, кто рок играет, а кто — джаз. Как? Не знаю. Я могу отличить. Есть вещи, которые нельзя объяснить. Это невозможно объяснить. 

Я — всеядный. Я не делю музыку на джаз и не джаз, а делю на хорошую и плохую. На ту, которая мне нравится, и ту, которую я не понимаю.

Для человека, который 31 год работал на радио, винил — это неудобно. И все разговоры о сравнении качества звучания винила с компакт-дисками — просто буря в стакане воды. Каждый сходит с ума по-своему.

В октябре я могу послушать замечательную пьесу «Октябрь» Петра Ильича Чайковского в джазовой версии, могу послушать красивую бразильскую боссанову, могу послушать своего любимого Ивана Линса, Мишеля Леграна, Дюка Эллингтона, могу послушать Стэна Гетца, могу послушать Чета Бейкера.


О джазовых стереотипах

Есть три джазовых стереотипа. Первый о том, что джаз — прокуренный клуб, хотя в джазовых клубах уже давно не курят. Второй: джаз — это саксофон. Тоже неправда. Можно бездарно сыграть джазовою пьесу на саксофоне и можно шикарно сделать это на мандолине, бандуре или морской ракушке. Третий стереотип: импровизация — это, что рождается на сцене. Любая импровизация джазмена — домашняя заготовка, потому что умение импровизировать — это умение излагать свои мысли. Кто лучше всего излагает свои мысли? Наверное, человек, который больше всех читает.

Джаз — это желание впустить внутрь себя кого-нибудь или что-нибудь, кроме себя. Нет, не уступить место музыке, а сесть рядом с музыкой.

Кто вам признается, что он дома шансон слушает? Никто не признается. Все будут делать умное лицо и говорить, что дома они слушают джаз и классическую музыку.


О вдохновении, отдыхе и советах отца

Меня вдохновляют внуки. Они стали самым большим противовесом моей профессиональной деятельности. Я понял, как много я пропустил. Любая музыка, красивая или некрасивая, это иллюзия жизни. А внуки — это настоящее. Они учат меня любви.

Очень хорошо когда-то сказал Петр Мамонов, когда его спросили: «Почему существует проблема отцов и детей, но нет проблемы дедов и внуков»? Он сказал: «Потому что мы вроде как уже туда, а тут они с обратной стороны, навстречу нам».

Я очень много потерял в жизни, занимаясь музыкой. Хотя я ни о чем не жалею. Я много читал, но не ходил в театр, не гулял подолгу в лесу. Если я путешествовал, то только с профессиональной целью.

Я не умею отдыхать. Это знают все. У меня всегда получается, как говорит Володя (Владимир Каминский — прим.ред.), «соединение приятного с помпезным». Например, поехал в Лондон, успел посмотреть на красоты, просто походить по улицам. Но так бывает редко.

С одной стороны, я абсолютно ограниченный человек. Даже когда-то Владимир Степанович Симоненко, первый президент Украинской джазовой ассоциации, сказал со скромной улыбкой: «Ну, мы тут собрались узким кругом ограниченных людей…». Имея в виду нашу приверженность к джазу.

Стыдно, но я жил в двухстах метрах от Богдана Сильвестровича Ступки, и он приглашал меня лет 20 посмотреть «Тевье-Тевеля» и сходить в Украинскую Драму (Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко — прим.ред.). Мне идти туда три минуты. Но я так ни разу не сходил.

Самые главные советы в жизни дал мне мой лучший друг, мой отец. Первый: если тебе что-то не нравится, это не значит, что это плохо. Второй: отрицать можно только то, что знаешь хорошо. Третий совет, он с улыбкой. Папа всегда говорил: «Сын, не волнуйся, все будет хорошо. Ну, в крайнем случае — нет». И самый главный его совет: «Когда ты утром смотришь сам на себя в зеркало, самое главное — чтобы тебе не захотелось плюнуть в это лицо». 

Ирина Маймур, Антонина Горина
Фото: Юрий Грязнов

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 1 комментарий

Лучшие комментарии
18.10.16 20:41
2
Антон
спасибо