Ярослав Лодыгин — в прошлом радиоведущий «Утреннего шоу» на «Просто Ради.О». В настоящем — стендап комик, а также продюсер и режиссер фильма по роману Сергея Жадана «Ворошиловград».
Ярослав рассказал нам, почему закрыли «Утреннее шоу», каким должен быть радиоведущий и что ждет украинское радио в будущем.
«Просто Ради.О» убрали наше «Утреннее шоу» и заменили его на другое. Почему это произошло? Если честно, мне бы не хотелось выносить много мусора из этой избы. В преддверии старта нового сезона нашего шоу мы не дождались никакого предложения от «Просто Ради.О» и не получили никаких объяснений. Единственный разговор по этому поводу, который у меня состоялся с кем-либо из руководства — это случайная встреча с Андреем Шабановым (генеральный продюсер станции — прим. ред.) в одном из ресторанов.
За месяц до начала программы мы услышали о том, что стартует новое утреннее «Rock шоу». Мы не знали деталей ни о радиоведущих, ни о шоу. Новым ведущим руководство сказало, что мы сами решили двигаться дальше, начать с новой страницы. Хотя в этот момент мы искали спонсоров на новый сезон.
Я ничего не могу сказать о новом шоу. Слушал его всего пару раз по пять минут. Могу сказать только одно: чтобы три часа живо обсуждать одну тему в эфире, нужно быть Познером или Парфеновым. В другом случае — это никому не интересно.
Когда мы придумали «Утреннее шоу», очень хотели быть честными со слушателями. Нас всех жутко достали традиции украинского радиовещания. Мы хотели поломать шаблоны.
Если бы после утреннего эфира я спал, это был бы идеальный день. Лера (Чачибая — прим. ред.) никогда с нами не тусовалась после работы. А мы с Данилой (Хомутовским — прим.ред.) ехали обедать, а после — отдыхать. В таком графике без сна очень тяжко. Иначе к 6 вечера батарейки заканчиваются.
Несмотря на такой плотный график, я находил время и слушал лекции на coursera.org. Это онлайн-курс лекций известных американских университетов. Ты включаешь трансляцию и видишь такого пожилого профессора из Принстона, который рассказывает сорока тысячам людей по всему миру об увлекательных вещах. Я смотрел несколько курсов: по греческой мифологии и всемирной истории. Мне было жутко интересно. Когда ты изучаешь историю, мир сразу становится на свои места.
Нет большой разницы между тем, каким должен быть радиоведущий и обычный человек. Радиоведущий — это собеседник. Это не веселый тупица, который прикрывается шутками. Важно, чтобы его было интересно слушать. Когда чувствуешь, с какой страстью рассказывает человек о чем-то обыденном, голос не имеет никакого значения.
Я фанат станций BBC2, BBC3, BBC6. Их могу слушать бесконечно. Вообще британское радио, как и американское, построено по принципу шоу. Каждому ведущему программы дается полная свобода в действиях. Захотел — пригласил музыканта, захотел — поставил свою любимую музыку. Ничего не нужно навязывать: эфир, музыка, гости.
Все тенденции в современном радио построены вокруг личностей, слушателей и музыкального вкуса радиоведущего. Если людям не нравятся музыкальные пристрастия ведущего, его просто увольняют. У нас — все наоборот. Музыкальная политика построена вокруг вкусов владельца станции и продюсера. К примеру, на «Просто Ради.О» ты вынужден ставить утром песню, которую музыкальный редактор запланировал в Одессе неделю назад. Песня, например, про солнечное лето, а у тебя дождь идет в городе и ты должен ее убирать, но ты не имеешь права.
То, что диджей должен быть «веселым идиотом» — классным, в хорошем расположении духа, стало известно в 90-х годах. Это предубеждение основывалось на домысле, что радио слушают не больше пяти минут. За это время людям нужно подарить веселье и беззаботность, даже наигранную. Главное, говорить все на улыбке. Ведь люди не любят расстраиваться. Вот откуда растут корни идиотских выходок радиоведущих.
Стендап камеди — это новое направление для Украины. В Америке оно очень популярно. Мне кажется, там стендап комики управляют страной. Вуди Аллен, Робин Уильямс, Джон Стюарт… Я когда смотрю на них, мне кажется, что попадаю на какой-то Олимп. Они — Боги. Мы же только хотим научиться этому жанру.
Комик, у которого ничего не получилось — это история падения, которая случилась перед тобой.
Я с Жаданом дольше, чем он со мной. Помню, как познакомился с его творчеством, а потом и с ним самим. Когда мне было 18 лет, я решил стать кинопродюсером. Задумался: что нужно для этого сделать? Прочитал книгу «Депеш мод» и решил познакомиться с Сергеем. Зашел в бар в Харькове, увидел его, подошел слегка хмельной и сказал: «Я собираюсь стать продюсером. Давайте снимем вместе фильм?». Он согласился по доброте душевной и дал телефон. На следующее утро я не стал перезванивать — понял, что мне еще рано быть продюсером.
Такая же история повторилась и с книгой «Ворошиловград». Это было настоящее дежавю. Я снова встретил Жадана в том же месте, но уже с конкретными идеями и предложениями. И вот мы с Сергеем Жаданом готовимся к съемкам фильма.
А еще есть стихи — очень личная моя территория. Я стараюсь писать о том, о чем не просто говорить.
Важно добавить: мы все были тронуты и поражены тем количеством сообщений под нашим прощальным письмом об «Утреннем шоу» в «Фейсбуке». Удивительно: мы думали, что это шоу для аристократов. Оказывается, даже таксисты интересуются, почему закрыли наше шоу. Так вот, я верю в аудиторию больше, чем в украинское радио.
Дима Терешков готовит интернет-радио. Очевидно, что все начинают двигать именно туда. Правда у нас нет еще цифрового звучания в приемнике и мы пока не знаем, как слушать радио «на ходу». А это очень важный момент.
Украинским радиоведущим и продюсерам нужно понять: зачем им это все? Не нужно утром говорить о стриптизе. Говорите о том, в чем вы мастер. Нужно понять, чем вы можете быть интересны людям.
Реклама на радио «заточена» под холдинги, которые заманивают объемом и охватом аудитории. Это выглядит примерно так: «Приходите к нам! Мы вам не только “Европу Плюс” продадим, но еще и никому не нужных три станции». При этом никто не застрахован, что достойная реклама может стоять рядом с рекламой, например, шкафов-купе. Никто не занимается отсеиванием ненужной рекламы. Двери открыты для всех.
Сейчас я полюбил симфонический оркестр. Часто хожу в оперу, филармонию и слушаю там живую музыку. Еще обожаю орган.
Дирижеры — удивительные люди. Если современный саунд-продюсер сидит в студии и использует механический инструментарий, дирижеры все делает на ходу. Они совершают невероятную работу, могут просто взглядом управлять оркестром.
Виниловые пластинки — это самое лучшее, что придумало человечество. Музыка должна быть материальной, иметь ценность. Когда у тебя есть записи в плеере и все, что тебе нужно — просто нажать кнопку «play» — это грустно. Доступность музыки и ее значимость измеряется вот этим нажатием. А ведь в мире нет ничего крутого, что достается легко.
Сегодня музыку перестали ценить, как произведение искусства. Вот винил, например, нельзя просто так взять и послушать. Сперва нужно выбрать пластинку на полке, а это целый процесс. Ты подходишь, трогаешь их, ищешь что-то конкретное, но находишь что-то другое и понимаешь, что именно это ты хотел послушать. Распечатываешь конверт, аккуратно извлекаешь винил, ставишь на проигрыватель. Садишься и понимаешь, что забыл включить проигрыватель. Встаешь, включаешь и только после всего этого ты внимаешь музыке. Ведь ты столько всего проделал для того, чтобы сейчас сидеть и наслаждаться. Ты слушаешь и слышишь.
Мы скоро будем в Италии. Хотим встретиться с сыном Эннио Морриконе и попросить его написать саундтрек для фильма «Ворошиловград».
У нас нет сцены для живых концертов. И вообще не люблю я большую толпу. Если мне нужно скопление людей, иду на футбол.
Хожу на Sophie Villy, SunSay люблю. С Захаром Маем у меня давние кармические взаимоотношения. Я под него влюблялся. Поэтому, где бы он не выступал, я обязательно приду на концерт.
Champagne Morning почему-то не играют сегодня. Нужно их освободить из офисного рабства. У них в работе мощный материал с мировым уровнем, но они не успевают его донести до нас.
Братья Коэны — мои любимые режиссеры. У них все идеально. Смотрите всю их фильмографию, не ошибетесь. Еще мне нравятся Жан-Люк Годар, Вуди Аллен, Дэвид Линч.
Сериал «Mad Mеn» — величайшее произведение искусства. Это ведь современный Толстой! Советую смотреть сериал «Дерек». Там добро происходит на экране в чистом виде. «Луи» — один из самый умных и изобретательных сериалов. Смотрите.
Буквально недавно перечитал «Фиесту» Хемингуэя, которого я всецело обожаю. Купил большую книгу с собранием его статей. Именно их я и читаю сейчас.
Люблю Буковски, Булгакова. Очень нравится «находиться» в книгах Чехова.
Когда-то я бы советовал прочесть «Иметь и не иметь» Хемингуэя, но я с удивлением обнаружил для себя, что «Старик и море» — это вся литература в сжатом формате. Идеальное произведение, где нет лишнего слова — все настолько выверено и подмечено. Самое трогательное и самое сильное, что я когда-нибудь читал.
Еще прочтите «Ворошиловград» Сергея Жадана. Это самый сильный роман, написанный в Украине за последние 20 лет.
Очень впечатлил Кейптаун. Он красивый, потому что это Африка и это южная столица мирового гей-движения. Считаю, что геи очень украшают город. Сразу появляется много декора, красивых ресторанов.
Норвегия — это самое красивое место на Земле. Там есть такой городок, который называется Ярпеланд. Вот туда мне бы очень хотелось вернуться. Там красивые дома, яхты на набережной. Просто какой-то другой край земли.
Очень люблю Балаклаву, даже Киев я полюбил, из него сложно выбраться.
Я люблю Гавану, потому что там официально разрешено пить в любое время суток. Когда ты хмельной от мохито или дайкири — ты веселый. В Украине все напиваются водкой и после страдают, когда жизнь перед глазами проносится. А в Гаване все легко, спокойно. Кстати, сейчас там начинается капитализм. Жизнь бьет ключом. А еще там в каждом баре сидел Хемингуэй, и это круто. Я жуткий ретроград в этом плане.
Снимать кино, жить у моря — это и есть мои планы.
Хочу, чтобы у нас были фильмы, которые конкурировали с братьями Коэнами или Вуди Алленом. Хочу конкурировать со всем миром. Сколько можно жить на обочине?
Катерина Гриценко
Фото: Дмитрий Куницкий
Ну вот Мэд Мен, Буковски, винил, симфонический оркестр, Коэны... все это, на самом деле, очень популярные штуки, но в узких кругах и здесь нет ничего такого, чтобы АХ и ОХ. И зачем так часто упомниать об этом? Тот же Мэд Мен упоминался в утреннем шоу несчетное количество раз. А вот я, на самом деле, даже сомневаюсь что сериал был досмотрен до конца))) Написано что крутой сериал, про крутых чуваков из индустрии рекламы, высокий рейтинг на imdb... Буковски - скандальный писатель, алкоголик, бунтарь, блабла - конечно надо о нем сказать! Мммм музыка... скажу что слушаю электронику или рок - как-то банально. О! Симфонический оркестр я люблю и дирижеров!
Мне кажется, если перенести это интервью лет так на 15 назад, то здесь вкратце это бы выглядело как-то так: "я слушаю электронику, люблю читать Пелевина, а любимые фильмы - фильмы Шапиро".
Может мне действительно кажется... хз, конечно.
Ярослав, хочу снять в твоем фильме... интим не предлагать! (шучу)
С Вами начиналось каждое утро, От постели в 6 утра и до 8.45, когда пора было приступать к трудовым будням. Теперь такого удовольствия нет.
Не хочу говорить про новое утреннее рок-шоу, просто знайте, что лучше Вас на "просто" не было и нет ведущих,
Ярослав, не снимайте кино - это утопия в Украине.
Возвращайтесь на радио, вы действительно сделали революцию в эфире и бросили...