Open People: Владимир Кадыгроб (Kyiv Sculpture Project)

Опубликовано 2 июля 2014 г.

Владимир Кадыгроб, киевлянин, арт-менеджер, руководитель фестиваля Kyiv Sculpture Project, рассказал нам о современном искусстве, молодых украинских художниках, которые работают в сфере «contemporary art», а также о том, почему так важно уважать общественное пространство в городе.


Современное искусство — это зеркало, которое помогает посмотреть на себя со стороны.

Мой обычный день проходит так: я приезжаю в офис к 9 часам утра. Проверяю почту, провожу митинг с сотрудниками, записываю задачи на день. Если мне нужно подумать над новым проектом, как правило, уезжаю из офиса в Ботанический сад или на террасу отеля Hyatt.

На вопрос «что такое современное искусство?» нет правильного ответа. Для меня — это процесс, способ познания, исследования мира, постоянное расширение границ. Так как это зона моей профессиональной деятельности, я воспринимаю искусство, как пространство для экспериментов.

Для современного человека практически не осталось территории, где можно не следовать тому, что диктует система. Искусство дает такую возможность.

Очень важно понимать, что есть зона ремесла, а есть отдельная зона искусства. Если работа заставляет вас задуматься и шире посмотреть на вещи, тогда для вас это искусство. Вас никто не может заставить полюбить ту или иную работу, если вы сами этого не хотите. Вопрос только в восприятии и в глубине погружения.

Современное искусство — это зеркало, которое помогает посмотреть на себя со стороны.

Зачем нужно современное искусство? А зачем нужно развитие, зачем нам гуманность, свободы, критическое мышление? Это инструмент создания общества будущего.

Если вы сделали кино о трех часах тишины, которое не вписывается ни в какие форматы, ваше творчество не возьмет ни один кинотеатр, но, возможно, возьмут на выставку.

Я помню проект, когда одна художница читала лекцию целому стаду овец. Вот такой вот был у нее перфоманс. Результат? Забудьте о результате! Забудьте о том, что нам навязывает система: эффективность, результативность, красота и так далее. Просто представьте, что мы сидим в троллейбусе и он нас везет по давно изученному и проторенному маршруту. А тут мы заворачиваем на соседнюю улочку и видим там что-то, о чем мы даже не могли представить. Только вопрос не в новых улицах, а в вашем сознании, мыслях, ширине горизонта. Улица, может быть, не поменялась, просто вы смотрите на привычный мир по-новому.

Зачем нужно современное искусство? А зачем нужно развитие, зачем нам гуманность, свободы, критическое мышление? Это инструмент создания общества будущего.

Современная Россия сейчас  хочет ввести «единый культурный код». Они используют манипуляторные ярлыки и яростно осуждают любое право на собственное мнение, противоставляя права и свободы нормам тоталитарного государства.

О чем работы украинских актуальных художников? О революции, протестах, памяти. Кто-то рассказывает о персональных историях. Кто-то о том, как смесь постсоветского и неокапиталистического устройства отражается на нашем обществе. Конкретный пример — наше с вами общественное пространство, в котором пока не привыкли считаться с общим. Так или иначе — это истории про нас и о нас.

Чтобы понимать современное искусство, вы должны знать хоть немного историю искусства и актуальный социально-культурный контекст.

Жить в обществе, где уважается личное и публичное — очень круто. Вам не могут помешать свободно передвигаться по городу киоски на тротуарах или палатки с едой. У нас же в стране можно закрыть небо бордами, а улицы заставить ларьками и летними площадками.

Почему так происходит? Потому что в нас все еще живет постсоветское мышление. Мы сперва себе придумываем что-то, а после строим мосты, высокие заборы, замки, Межигорье. А ведь все это зависит от того, что происходит у вас в голове, какие у вас ценности.

Забудьте про красивые картины, когда идете на выставку актуального искусства. Это для других целей. Красивым занимается дизайн уже лет сто.

Когда говорят про сексуальную ориентацию, большинство наших сограждан или краснеют, или начинают хихикать. О какой модернизации может идти речь, если в обществе заняты обсуждением вопросов о базовых правах человека. И еще можно ли смотреть «Симпсонов».

Революция — очень интересная тема для исследований. Мне кажется, современному художнику в Украине работать с ней очень сложно и увлекательно одновременно.

Чтобы понимать современное искусство, вы должны знать хоть немного историю искусства и актуальный социально-культурный контекст. Даже самые опытные кураторы и критики иногда не могут «прочесть» какие-то работы.

В Украине нет ни одной институции, ни государственной, ни частной, которая бы адекватно развивала направление современной скульптуры.

Ни Гапчинская, ни Криволап к современному искусству не имеют никакого отношения. Жанна Кадырова, Никита Кадан, Роман Минин — отличный пример настоящего украинского современного искусства.

Дома у меня есть картина Олега Тистола, работы графиков советского периода, фотография Ильи Чичкана. В офисе — работы Кадана, Наконечной, Кахидзе.

Когда мы создавали Kyiv Sculpture Project, наша цель была сделать так, чтобы люди увидели публичное искусство мирового уровня, а также создать условия для развития украинских художников, которые работают с этой темой. Мне кажется, у нас получилось.

Работа с уличным пространством — большая ответственность.

Мы очень много сделали для того, чтобы в киевском дискурсе появилось словосочетание «современная городская скульптура». До этого были только одни «памятники».

В Украине нет ни одной институции, ни государственной, ни частной, которая бы адекватно развивала направление современной скульптуры.

Для меня Киев будущего — это город, где на первом месте стоит человек.

Я против того, чтобы скулить над фотографиями Киева 60-70–х годов со словами «какой же Киев был красивый, а сейчас…». Это история. Город должен развиваться. Вопрос только, как? Для меня Киев будущего — это город, где на первом месте стоит человек.

Если говорить о публичном искусстве, больше всего меня тронули наши баррикады, которые были созданы простыми людьми. Мне кажется, в этом образе одновременно сочетаются «функциональность», эстетика, эмоции, а с некоторых пор еще и память.

Культура должна обновляться и отвечать реалиям сегодняшнего дня. Как-то один винодел из Италии сказал мне: «Традиции, которые не актуальны, умирают».

Последняя выставка, которая мне понравилась? «Laboratorium Moderne» в венском Музее современного искусства (MUMOK).

Nicolas Jaar, The Black Keys, Coldplay, Muse, Lordе, Zaz, «Бумбокс». У меня нет особо времени сейчас часто обновлять плейлист.

Очень понравился концерт «Океан Ельзи» на «Олимпийском». Святослав Вакарчук — гениальный.

Люблю фильмы Вуди Аллена.

Мне нравится разное кино. Например «Дом из песка и тумана» — тяжелый и очень крутой фильм киевлянина Вадима Перельмана. «Лабиринт Фавна» Гильермо Дель Торо или «Король говорит» Тома Хупера. Еще понравился ремейк «Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера. Из комедий — «Самый главный босс» Ларса фон Триера. Очень специфический юмор.

Из последнего смотрел документальный фильм про китайского художника Ай Вейвея — «Ай Вейвей: Никогда не извиняйся». Очень рекомендую.

Сейчас читаю книгу «Дизайн, как преступление» Хэла Фостера.

С удовольствием читаю что-то легкое и веселое на отдыхе, что-то вроде Сомерсета Моэма. Люблю Сергея Довлатова, от его рассказов «Компромисс» каждый раз смеюсь до слез.

Мне нравится книга Петра Вайля «Гений места». Часто беру ее с собой и перечитываю частями, в зависимости от места, куда направляюсь.

Мои города — это Вена, Берлин и Лондон. Мне они нравятся, потому что в них есть свобода, искусство, современная атмосфера и уважение к человеку. И вкусная еда, конечно.  

Планы — не загадывать никаких планов.

Планы — не загадывать никаких планов. Все очень быстро меняется. Мы просто делаем то, что считаем нужным.

Сейчас некоторые из наших проектов создаются буквально на месте. Так проект «Artists Support Ukraine» был придуман и через три дня запущен, а через пару недель про него уже писала нью-йоркская газета Huff Post.

Планируем и дальше развивать культурную среду Киева. Сейчас мы все на себе ощущаем последствия того, что образование и культура были отложены на последнее место в обществе. Разруха — она в головах.

Катерина Гриценко
Фото: Дмитрий Куницкий

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 0 комментариев