Open People: Настя Calaca

2
Опубликовано 6 февраля 2014 г.

Настя Calaca — художница и керамист, расписывает деревянные фигурки, придавая им облик портретов друзей, киногероев или писателей, а также проводит мастер-классы и учит людей правильному обращению с глиной.

Настя читает Владимира Набокова и Курта Воннегута. Во время работы слушает Morphine или Нину Симон, а в остальное время смотрит фильмы Уэса Андресона и Джима Джармуша.


Моя цель — разрушить стереотип о том, что керамика — это дело рук некоего абстрактного чувака в соломенной шляпе, который сидит где-нибудь под кронами деревьев и лепит горшок, жмурясь от солнца.

Мои куклы — это киногерои и просто люди из ближайшего окружения. Они всегда с характерно большими головами и маленькими телами. Сперва я заказываю специальные деревянные болванки у мастера, далее создаю карандашный эскиз, а после разрисовываю все акрилом.

Я достаточно серьезно подхожу к процессу. Мне важно всегда быть в хорошем настроении, а после — творить, не прерывая сам процесс и не растягивать его на недели. Немаловажно испытывать симпатию к изображаемому персонажу, то есть, все заявки и заказы проходят тщательный отбор.

У нас в стране не уважают то, что создается своими руками.

Когда я первый раз притронулась к глине, подумала: «Черт побери, какая неприятная и мокрая масса у меня на руках». Но после поняла, что из нее можно делать крутые штуки, и почувствовала материал и его возможности. 

Вы ведь понимаете, что я не буду водить каждого по выставкам и галереям, показывая всем, что керамика — это и скульптура в миниатюре, крутые интерьерные и экстерьерные элементы, и вообще, это очень здорово и современно. Керамика — это не только чашка-тарелка-блюдце, это красивая пластика и роспись.

Моя цель — разрушить стереотип о том, что керамика — это дело рук некоего абстрактного чувака в соломенной шляпе, который сидит где-нибудь под кронами деревьев и лепит горшок, жмурясь от солнца.

Когда ты говоришь слово «handmade», что у человека возникает в голове? Декупаж с Гапчинской или сережки радужных цветов из фетра. Это плохо, потому что все эти стереотипы нужно двигать в сторону. У нас в стране не уважают то, что создается своими руками. Многие считают, что глина должна стоить дешево и часто интересуются, почему чашка ручной работы стоит 200 гривен, если в ней нет золотых вставок и вензелей? Люди ценят не работу мастера, не образ, а материал. Вот от таких мещанских стереотипов мне очень грустно.

Очень часто путают керамику с гончарством. Последнее — то, что делается на кругу и чаще создается для всеобщего применения. Конечно же, есть художники, которые давно вывели гончарство за рамки ремесленничества и создают уникальные вещи. Но, допустим то, что у нас продается на Андреевском — это некий ширпотреб, который люди покупают в качестве сувениров, и никогда не будут воспринимать как искусство. Надо менять стереотипы.

Меня вдохновляют Ariele Alasko, Natalie Choux, Jeniffer Causey и другие дамы из проекта «The Makers». Они создают совершенно невообразимые вещи из дерева, керамики и металла... Посмотрите их блоги и сразу вдохновитесь на пару дней вперед.

Сейчас с помощью Интернета можно научиться лепить из глины самому. Но я все же советую прийти на мастер-класс и увидеть все воочию. Вам обязательно нужно разучить одну из техник. Например, вы можете применять жгутиковую лепку или лепку пластами. Также одолжите у кого-то инструменты для глины, стеки — такие деревянные палочки разных форм, с помощью которых можно создавать разные фактуры и декор. И самое важное — держите возле себя огромное количество воды. Глина и ваши руки вместе с ней быстро высыхают, поэтому их нужно постоянно увлажнять.

Керамика — это не только чашка-тарелка-блюдце, это красивая пластика и роспись.

У нас в мастерской обязательно стоит огромная банка с самым жирным кремом в мире. Я не понимаю, почему керамикой занимается так много девушек. Ведь большую часть времени мы сидим без маникюра и с пересохшими руками. Но ничего, справляемся. Оно того стоит.

В Крыму в прошлом году проходил Международный керамический симпозиум, на котором мне посчастливилось побывать. Все происходило на «Маленькой ферме». Так вот в этом здании у подножья гор организаторы открыли мастерскую для керамистов, где каждый может попробовать создать что-то на гончарном кругу, пообщаться и научиться чему-то у мастера-художника.

То, что у нас продается на Андреевском — это некий ширпотреб, который люди покупают в качестве сувениров, и никогда не будут воспринимать как искусство. Надо менять стереотипы.

Я попала на Симпозиум, который был посвящен огненной скульптуре. В общем, мы с напарницей слепили огромную женщину с пышной прической и специальными прорезями. Поставили нашу скульптуру на специальную топку из кирпича, которая раскаляется до 1200 °C. После чего глина изнутри начинала мерцать таким красным цветом и из всех прорезей бил огонь. Таким образом, наша скульптура обжигалась на костре изнутри. Это очень красивое зрелище.

Мне очень хотелось бы иметь свою мастерскую-студию: уютную и комфортную для всех. Думаю, что в ней будет максимум дерева, света, клевых драпировок и шторок ручной работы. Хотелось, чтобы это была и студия, и шоурум, в котором можно устраивать мини-выставки талантливых ребят, и показывать работы из керамики, текстиля и других материалов.

Мне хорошо работается под Morphine или Нину Симон. Как-то под Рождество кто-то принес в мастерскую диск Фрэнка Синатры и нам под него очень здорово лепилось.

Люблю находить и слушать малоизвестные инди-группки и исполнителей, такие как Junip, Скаут Ниблетт, Timber Timbre, Хинди Зара, Dead Man's Bones.

Я не любитель концертов — некомфортно чувствую себя в толпе и шуме. Но я бы с удовольствием сходила бы на Тома Уэйтса. Если бы он к нам доехал, я бы все отдала, чтобы увидеть и услышать его вживую. Еще хочу сходить на Dakh Daughters.

Советую всем смотреть фильмы Джима Джармуша, Братьев Коэн и Уэса Андерсона. Очень клевая короткометражка Андерсона «Отель “Шевалье”» с Натали Портман. Это пролог к его фильму «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники».

Из ситкомов советую британцев, точнее одного очень талантливого — Дилана Морана и его «Black Books».

Совсем не понимаю восторженных отзывов на фильмы Ларса фон Триера. Он вгоняет меня в депрессию.

Очень жду новый фильм Джармуша «Выживут только любовники» и фильм Андерсона «Отель “Гранд Будапешт”». Еще есть крутой фильм у Джармуша «Ночь на земле». Картина о таксистах в разных городах и об их клиентах. Кстати, сейчас то ли время такое, но я пользуюсь услугами интересных таксистов и слушаю их истории. Один эмигрант, второй — ведет колонку в газете, а третий, кроме развозок, — работает поваром.

Книги чаще всего читаю во время путешествий, поэтому путешествовать хочется как можно больше. В прошлом году поехала в Париж на свой день рождения и в пути прочитала книгу Курта Воннегута «Завтрак для чемпионов, или Прощай, Черный понедельник». Понравилось.

Нравится книга Дугласа Адамса «Автостопом по галактике». Еще мне кажется, что я прочитала все книги Набокова, кроме самой нашумевшей — «Лолиты». «Король, дама, валет» — очень потешная, попробуйте.

Также понравились книги Бориса Виана «Пена дней» и «Американские боги» Нила Геймана.

Очень пришелся по душе чешский город Пльзень, который находится в 20 километрах от Праги. Это была моя первая поездка заграницу. Художественная школа вывезла нас на практику за пределы нашей страны, в Западночешский Университет, чему я тогда была очень рада.

Наверное, это определило выбор моей дальнейшей профессии, повезло заглянуть во все художественные мастерские — к графикам, скульпторам, живописцам и фотографам. Как выяснилось, больше всех зацепила группка потрепанных людей в грязных фартуках и в глине по локоть.

В Париже, где отмечала свой День рождения — заблудилась на Монмартре, пила вино на набережной Сены, блуждала в Лувре и засматривалась на картины в музее Орсе.

Понравился вечерний Будапешт. Мы нашли там прекрасный бар с внутренним двориком, деревянными скульптурами и стогами сена вместо стульев. Будапешт очень уютный город для меня.

В Вене есть квартал музеев, где друг напротив друга стоят два музея: современного искусства, с огромной очередью, и пустой музей с картинами экспрессионистов. Удивительно, что людям больше нравится смотреть на кишки коровы, чем на картины Шиле, например.

После получения диплома, хочу открыть свою студию: учебную и рабочую, а также проводить мастер-классы для всех желающих.

Катерина Гриценко
Фото: Дмитрий Куницкий, Аня Мизюнская, Настя Calaca

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 2 комментария

Лучшие комментарии
:) Настя, очень приятный человек и великолепный мастер. Очень рекомендую сходить к ней на мастер-класс.
07.02.14 14:06
1
Очень мощный материал!