Open People: Маша Рева

5
Опубликовано 15 ноября 2013 г.

Маша Рева — молодой украинский дизайнер, студентка второго года курса MA Womenswear в лондонском колледже Central Saint Martins. Маша рассказала нам о том, как певица M.I.A. заказала у нее пару свитшотов, о стажировке в Нью-Йорке и Антверпене и поделилась, сложно ли быть украинским дизайнером заграницей.

Маша слушает Radiohead, Air, The Smiths, Atoms for Peace, смотрит фильмы Софии Копполы и Алехандро Гонсалеса Иньярриту, читает Бориса Виана.


В первую очередь я — человек. Когда была маленькая, мой дедушка, капитан дальнего плавания, спрашивал меня: «Маша, кем ты хочешь быть?». И сам же отвечал: «Правильно — человеком». Через несколько секунд звучала фраза: «А порядок какой должен быть? Правильно — морской». Мне кажется, круче и не скажешь.

Я занимаюсь разными вещами, но ближе всего для меня — это общение с помощью визуальных образов, а мода — это просто медиа, которое я сейчас использую. Буду в какой-то мере работать в этом направлении и дальше, но ничто не вечно.

Себя, как личность, я осознала, когда меня отправили учиться в Лондон на три месяца. Я вернулась с перевернутыми мыслями в голове и стала совершенно другим человеком. Во мне так много всего открылось. Тогда я впервые поняла, что такое осознанность. Вообще, все маленькие дети — крутые личности, но навязанная информация расшатывает их приоритеты и, повзрослев, нужно приложить невероятные усилия, чтобы снова «вернуться к себе» и снова быть таким же искренним, как ребенок.

Мой папа — скульптор, а мама закончила курс дизайна одежды. Когда я росла, всегда была в окружении рисунков, чертежей и пластилина. Летом мы жили в настоящем курене — домике на сваях на берегу лимана — там была летняя мастерская. Когда отец создавал скульптуры, я лепила что-то свое из пластилина. Вообще папа — человек, который очень на меня повлиял. Он всегда относился ко мне как к взрослой, самостоятельной личности. Меня, конечно, иногда напрягали его философские разговоры, но воспитание он дал мне прекрасное.

Когда я вернулась из Лондона, решила, что буду заниматься дизайном одежды. Почему? Потому что в 17 лет мне эта профессия казалась, как минимум, веселой. У меня не было никакого расчета, все произошло очень спонтанно. Да и сейчас я не могу назвать себя дизайнером. Не получается у меня отождествить себя с этой профессией. Если быть откровенной с собой, рисовать мне нравится больше всего на свете.

Когда я училась в Central Saint Martins в Лондоне (сейчас Маша в академическом отпуске — прим. ред.), одна преподавательница постоянно твердила: «О, а эта девчонка все рисует и рисует». И ребята часто шутили надо мной, что у меня кисточка на каждом пальце на обеих руках, и что я ночами рисую, а после прихожу утром с кучей эскизов.

Во время учебы в колледже ты такой организм-механизм, который все время должен что-то выдавать новое. Порой, это очень сложно.

Успех зависит от количества. Чем чаще ты рисуешь, тем круче у тебя все получается. Нужно совсем ни о чем не думать, чтобы налажать.

Первая вещь, которую я создала — сумка для подруги. Ей понравилась моя, поэтому я решила сшить такую же. Думала, что смогу создать ее за пару часов, но просидела всю ночь.

В детстве мечтала быть диктором. Когда дедушка включал новости и смотрел их очень внимательно, я думала: «Вот сейчас зажжется экран, а там — я».

Когда я впервые поехала в Нью-Йорк на стажировку в студию Thakoon, очень плохо знала английский и ничего не понимала. Я работала в Fashion District в центре Манхэттена. Чтобы вы понимали, в некоторых небоскребах — целые этажи китайцев, которые шьют одежду. Это очень удобно — все находится в одном районе. Купил ткани, отдал на производство и получил готовый продукт. Моя функция заключалась в том, чтобы что-то приносить, уносить и выпытывать людей о том, чем они занимаются. У них там такой ритм, что до стажеров нет почти никакого дела — надо все самому узнавать, конечно, как партизан.

Далее у меня была стажировка в Антверпене. Стажировалась я у Вальтера ван Бейрендонка. Работала в его студии. Мы разбирали архивы, книги, журналы. Тогда я это все не достаточно оценила — приехала, увидела горы книг и коробок, и подумала: «Что я буду с этим всем делать?». Но после втянулась. Мы готовили ретроспективу в MoMu (музей моды). Особо творческих заданий мы не делали, так как Вальтер достаточно эгоцентричный человек, но в хорошем смысле — дизайном занимается чаще всего только он сам.

Когда я была в Антверпене, все время чем-то занималась. И не важно, ланч у меня или нет. Вокруг — все трудоголики. Если ты вдруг сел и просто бездейственно посмотрел в окно — это провал. А ведь мне так иногда хотелось просто почитать книжку. Часто мы просто ходили по студии, чтобы создавать видимость активности. Было весело.

В детстве я сама себе придумывала образы. Я одушевляла все предметы, как, в общем-то, все дети делают. Например, дедушкины одеколоны или папины кисточки — это отдельная тема.

За кулисами перед показом всегда творится полный хаос. В последнюю ночь что-то шьется, никто не спит ни секунды. Но это нормальный ритм.

У каждого места свои особенности. Если для нас странно постоянно экономить воду, то для бельгийцев — норма. Они постоянно думают о детях в Африке, как переработать отходы и не выкидывать старую мебель — это меня очень впечатлило.

Как я создала дипломную коллекцию? Все началось с того, что мне мой парень Витя подарил книгу по анатомии со старинными иллюстрациями. Тогда меня очень вдохновили эти рисунки, и я сразу погрузилась в работу, как в медитацию. Мне хотелось попробовать все: обувь, принты, женские платья. Через пару лет после первых экспериментов с принтами и появились мои первые свитшоты.

Самый любимый звездный клиент — певица M.I.A.. Она заказала у нас свитшоты с прошлой коллекции. Наши партнеры в Вашингтоне говорят, что у Натали Портман есть пару наших вещей. Но подтвержденных документаций не было.

Раньше коллекции создавала на интуитивном уровне, но сейчас собираю понравившиеся изображения в одну «копилку». Далее во время работы понимаю, какая самая главная тема и начинаю «доставать» идеи и реализовывать их. Я очень благодарна практике рисования. Во время создания набросков нужно контролировать себя, говорить себе «стоп», чтобы четко понимать меру и баланс.

С одеждой особенно важно не прозевать момент, когда коллекция должна быть сделана. Важно делать срез, не пытаться кого-то копировать, а полагаться на свою интуицию, делать то, чего не хватает в определенный момент. Всегда нужно быть в тонусе. 

Дизайнер — это суперинтуиция, возможность реализовать все в форме с содержанием, а потом еще и продать. Я очень уважаю Рей Кавакубо (Comme des Garcons), особенно после того как пересмотрела архивы ее коллекций в библиотеке CSM. Время идет, все меняется, а Рей продолжает диктовать свои правила. Это круто.

Быть украинским дизайнером в Европе сложно. Все упирается в визу и налоги. Ты должен быть лучшим, чтобы тебя заметили. 

Что меня вдохновляет? Коллажи Параджанова. Я увидела их и у меня сразу родилась идея для последней коллекции свитшотов. На барахолке в Одессе нашла брошки, сфотографировала их на iPhone, а после перенесла все в формат диджитал принт. В итоге получится такой микс: отсканированные страницы книжек, орнаменты голландской живописи Ганса Мемлинга, брошки. Это такая эклектика в коллаже. Кстати, свои свитшоты я не ношу. Это слишком яркие вещи для меня.

Я слушаю радио на w-o-s.ru. Правда оно на меня плохо влияет. Во-первых, когда уже будет новый плейлист? А еще я совершенно не запоминаю исполнителей.

Из старого плейлиста — это, конечно, Radiohead. Начала слушать их еще в школе. Так же в списке — Air, The Smiths и девушка из Одессы Настя Вакуум. Вообще я очень ленивая и просто переслушиваю всю свою любимую музыку.

Я очень хотела попасть на концерт Atoms for Peace, но пропустила их выступление в Лондоне, а после они укатили в Америку и тур закончился. У меня мечта послушать их вживую.

Я бы хотела пойти на Джеймса Блейка в Лондоне. Он такой сладенький, всем моим друзьям мальчикам из Лондона нравится. Еще была на концерте Бьорк. Это было настоящее путешествие автостопом по Европе. Я не ее фанатка, но люблю автостоп.

Мне нравятся фильмы Софии Копполы, Ларса фон Триера. Смотрите «Меланхолию» — очень крутой фильм.

Но мой самый любимый режиссер — Алехандро Иньяритту. Фильмы «Сука любовь» и «Вавилон» очень меня впечатлили.  

Посмотрите «Доктор Живаго» — старый, но прекрасный фильм. «Перфоманс» с Миком Джаггером, «Космическую одиссею 2001 года» Кубрика тоже настоятельно рекомендую.

Моя самая любимая книга — «Пена Дней» Бориса Виана. Мне ее подарил один мой друг, и она связана у меня с романтическими переживаниями.

Недавно прочитала биографию Грейс Коддингтон — советую читать всем, кто занимается модой. Сейчас читаю «My Dear Bomb» Йоджи Ямомото.

«12 стульев» Ильфа и Петрова — одна из моих самых любимых книг. 

Лондон — это, пожалуй, самый любимый мегаполис. В первую очередь из-за моего детского впечатления после первого визита. Здорово, что там бесплатные музеи. Ты приходишь и поглощаешь информацию в бесконечном количестве. Лондон — это инъекция творчества.

Я очень полюбила бельгийский дизайн, когда жила в Антверпене. Там очень крутая атмосфера. В Бельгии не очень любят выкидывать вещи. И понятно, почему — все важно перерабатывать, а если хочешь просто выкинуть шкаф, за это надо платить. Мусор сортируют по трем разным категориям. Когда ходишь по маленьким магазинчикам, улавливаешь атмосферу: видишь старинные парты для продажи, книги. Горожане могут владеть музеями и ресторанами, но при этом ездить на работу на велосипеде и не пользоваться услугами домработницы.

Антверпен — это мой супер экспириенс. У меня там осталось много друзей. Место, где я жила, было похоже на сквот — такое четырехэтажное здание, оборудованное под студии. У нас все время были тусовки. Антверпен на велике можно проехать за час вдоль и поперек. Я бы хотела там побывать еще много раз, но жить там не смогу.

У хозяина нашего общежития на крыше был настоящий душ с ванной. Он вообще очень классный парень, этот четырехэтажный особняк оборудовал сам. Это его большой арт-проект. Чтобы жить в его доме, нужно пройти интервью и если ты достаточно «нескучный» человек, тогда все в порядке, добро пожаловать в семью.

Сейчас хочу разобраться с неожиданным поворотом в плане бизнеса. Я учусь выстраивать отношения на международном уровне.

Хочу продолжать что-то создавать, закончить учебу и открыть свою студию. Сейчас решаются важные для меня жизненные вопросы.

Катерина Гриценко
Фото: Дмитрий Куницкий

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 5 комментариев
  • Сергей Гололобов   17 ноября 2013 г. 10:37
    Уважаемая администрация, а по каким критериям вы определяете "интересную личность" и делаете о ней статью?
  • Andriy Gajdut   17 ноября 2013 г. 17:20
    17 жестких критериев. Многие отсеиваются еще на первых пяти. Больше сказать не можем.
  • mordor 15 ноября 2013 г. 22:46
    Опять? МЫтЕць?
  • Путин 16 ноября 2013 г. 1:18
    опять комментарий сисадмина?
  • yana 15 ноября 2013 г. 17:07
    Талантливая девушка, помню ее показы еще в универе на конкурсах. Самые неординарные работы из всех

Лучшие комментарии
15.11.13 22:46
9
mordor
Опять? МЫтЕць?
15.11.13 17:07
8
yana
Талантливая девушка, помню ее показы еще в универе на конкурсах. Самые неординарные работы из всех
Уважаемая администрация, а по каким критериям вы определяете "интересную личность" и делаете о ней статью?
17.11.13 17:20
6
17 жестких критериев. Многие отсеиваются еще на первых пяти. Больше сказать не можем.
16.11.13 1:18
3
Путин
опять комментарий сисадмина?