Маша Рева — молодой украинский дизайнер, студентка второго года курса MA Womenswear в лондонском колледже Central Saint Martins. Маша рассказала нам о том, как певица M.I.A. заказала у нее пару свитшотов, о стажировке в Нью-Йорке и Антверпене и поделилась, сложно ли быть украинским дизайнером заграницей.
Маша слушает Radiohead, Air, The Smiths, Atoms for Peace, смотрит фильмы Софии Копполы и Алехандро Гонсалеса Иньярриту, читает Бориса Виана.
В первую очередь я — человек. Когда была маленькая, мой дедушка, капитан дальнего плавания, спрашивал меня: «Маша, кем ты хочешь быть?». И сам же отвечал: «Правильно — человеком». Через несколько секунд звучала фраза: «А порядок какой должен быть? Правильно — морской». Мне кажется, круче и не скажешь.
Я занимаюсь разными вещами, но ближе всего для меня — это общение с помощью визуальных образов, а мода — это просто медиа, которое я сейчас использую. Буду в какой-то мере работать в этом направлении и дальше, но ничто не вечно.
Себя, как личность, я осознала, когда меня отправили учиться в Лондон на три месяца. Я вернулась с перевернутыми мыслями в голове и стала совершенно другим человеком. Во мне так много всего открылось. Тогда я впервые поняла, что такое осознанность. Вообще, все маленькие дети — крутые личности, но навязанная информация расшатывает их приоритеты и, повзрослев, нужно приложить невероятные усилия, чтобы снова «вернуться к себе» и снова быть таким же искренним, как ребенок.
Мой папа — скульптор, а мама закончила курс дизайна одежды. Когда я росла, всегда была в окружении рисунков, чертежей и пластилина. Летом мы жили в настоящем курене — домике на сваях на берегу лимана — там была летняя мастерская. Когда отец создавал скульптуры, я лепила что-то свое из пластилина. Вообще папа — человек, который очень на меня повлиял. Он всегда относился ко мне как к взрослой, самостоятельной личности. Меня, конечно, иногда напрягали его философские разговоры, но воспитание он дал мне прекрасное.
Когда я вернулась из Лондона, решила, что буду заниматься дизайном одежды. Почему? Потому что в 17 лет мне эта профессия казалась, как минимум, веселой. У меня не было никакого расчета, все произошло очень спонтанно. Да и сейчас я не могу назвать себя дизайнером. Не получается у меня отождествить себя с этой профессией. Если быть откровенной с собой, рисовать мне нравится больше всего на свете.
Когда я училась в Central Saint Martins в Лондоне (сейчас Маша в академическом отпуске — прим. ред.), одна преподавательница постоянно твердила: «О, а эта девчонка все рисует и рисует». И ребята часто шутили надо мной, что у меня кисточка на каждом пальце на обеих руках, и что я ночами рисую, а после прихожу утром с кучей эскизов.
Во время учебы в колледже ты такой организм-механизм, который все время должен что-то выдавать новое. Порой, это очень сложно.
Успех зависит от количества. Чем чаще ты рисуешь, тем круче у тебя все получается. Нужно совсем ни о чем не думать, чтобы налажать.
Первая вещь, которую я создала — сумка для подруги. Ей понравилась моя, поэтому я решила сшить такую же. Думала, что смогу создать ее за пару часов, но просидела всю ночь.
В детстве мечтала быть диктором. Когда дедушка включал новости и смотрел их очень внимательно, я думала: «Вот сейчас зажжется экран, а там — я».
Когда я впервые поехала в Нью-Йорк на стажировку в студию Thakoon, очень плохо знала английский и ничего не понимала. Я работала в Fashion District в центре Манхэттена. Чтобы вы понимали, в некоторых небоскребах — целые этажи китайцев, которые шьют одежду. Это очень удобно — все находится в одном районе. Купил ткани, отдал на производство и получил готовый продукт. Моя функция заключалась в том, чтобы что-то приносить, уносить и выпытывать людей о том, чем они занимаются. У них там такой ритм, что до стажеров нет почти никакого дела — надо все самому узнавать, конечно, как партизан.
Далее у меня была стажировка в Антверпене. Стажировалась я у Вальтера ван Бейрендонка. Работала в его студии. Мы разбирали архивы, книги, журналы. Тогда я это все не достаточно оценила — приехала, увидела горы книг и коробок, и подумала: «Что я буду с этим всем делать?». Но после втянулась. Мы готовили ретроспективу в MoMu (музей моды). Особо творческих заданий мы не делали, так как Вальтер достаточно эгоцентричный человек, но в хорошем смысле — дизайном занимается чаще всего только он сам.
Когда я была в Антверпене, все время чем-то занималась. И не важно, ланч у меня или нет. Вокруг — все трудоголики. Если ты вдруг сел и просто бездейственно посмотрел в окно — это провал. А ведь мне так иногда хотелось просто почитать книжку. Часто мы просто ходили по студии, чтобы создавать видимость активности. Было весело.
В детстве я сама себе придумывала образы. Я одушевляла все предметы, как, в общем-то, все дети делают. Например, дедушкины одеколоны или папины кисточки — это отдельная тема.
За кулисами перед показом всегда творится полный хаос. В последнюю ночь что-то шьется, никто не спит ни секунды. Но это нормальный ритм.
У каждого места свои особенности. Если для нас странно постоянно экономить воду, то для бельгийцев — норма. Они постоянно думают о детях в Африке, как переработать отходы и не выкидывать старую мебель — это меня очень впечатлило.
Как я создала дипломную коллекцию? Все началось с того, что мне мой парень Витя подарил книгу по анатомии со старинными иллюстрациями. Тогда меня очень вдохновили эти рисунки, и я сразу погрузилась в работу, как в медитацию. Мне хотелось попробовать все: обувь, принты, женские платья. Через пару лет после первых экспериментов с принтами и появились мои первые свитшоты.
Самый любимый звездный клиент — певица M.I.A.. Она заказала у нас свитшоты с прошлой коллекции. Наши партнеры в Вашингтоне говорят, что у Натали Портман есть пару наших вещей. Но подтвержденных документаций не было.
Раньше коллекции создавала на интуитивном уровне, но сейчас собираю понравившиеся изображения в одну «копилку». Далее во время работы понимаю, какая самая главная тема и начинаю «доставать» идеи и реализовывать их. Я очень благодарна практике рисования. Во время создания набросков нужно контролировать себя, говорить себе «стоп», чтобы четко понимать меру и баланс.
С одеждой особенно важно не прозевать момент, когда коллекция должна быть сделана. Важно делать срез, не пытаться кого-то копировать, а полагаться на свою интуицию, делать то, чего не хватает в определенный момент. Всегда нужно быть в тонусе.
Дизайнер — это суперинтуиция, возможность реализовать все в форме с содержанием, а потом еще и продать. Я очень уважаю Рей Кавакубо (Comme des Garcons), особенно после того как пересмотрела архивы ее коллекций в библиотеке CSM. Время идет, все меняется, а Рей продолжает диктовать свои правила. Это круто.
Быть украинским дизайнером в Европе сложно. Все упирается в визу и налоги. Ты должен быть лучшим, чтобы тебя заметили.
Что меня вдохновляет? Коллажи Параджанова. Я увидела их и у меня сразу родилась идея для последней коллекции свитшотов. На барахолке в Одессе нашла брошки, сфотографировала их на iPhone, а после перенесла все в формат диджитал принт. В итоге получится такой микс: отсканированные страницы книжек, орнаменты голландской живописи Ганса Мемлинга, брошки. Это такая эклектика в коллаже. Кстати, свои свитшоты я не ношу. Это слишком яркие вещи для меня.
Я слушаю радио на w-o-s.ru. Правда оно на меня плохо влияет. Во-первых, когда уже будет новый плейлист? А еще я совершенно не запоминаю исполнителей.
Из старого плейлиста — это, конечно, Radiohead. Начала слушать их еще в школе. Так же в списке — Air, The Smiths и девушка из Одессы Настя Вакуум. Вообще я очень ленивая и просто переслушиваю всю свою любимую музыку.
Я очень хотела попасть на концерт Atoms for Peace, но пропустила их выступление в Лондоне, а после они укатили в Америку и тур закончился. У меня мечта послушать их вживую.
Я бы хотела пойти на Джеймса Блейка в Лондоне. Он такой сладенький, всем моим друзьям мальчикам из Лондона нравится. Еще была на концерте Бьорк. Это было настоящее путешествие автостопом по Европе. Я не ее фанатка, но люблю автостоп.
Мне нравятся фильмы Софии Копполы, Ларса фон Триера. Смотрите «Меланхолию» — очень крутой фильм.
Но мой самый любимый режиссер — Алехандро Иньяритту. Фильмы «Сука любовь» и «Вавилон» очень меня впечатлили.
Посмотрите «Доктор Живаго» — старый, но прекрасный фильм. «Перфоманс» с Миком Джаггером, «Космическую одиссею 2001 года» Кубрика тоже настоятельно рекомендую.
Моя самая любимая книга — «Пена Дней» Бориса Виана. Мне ее подарил один мой друг, и она связана у меня с романтическими переживаниями.
Недавно прочитала биографию Грейс Коддингтон — советую читать всем, кто занимается модой. Сейчас читаю «My Dear Bomb» Йоджи Ямомото.
«12 стульев» Ильфа и Петрова — одна из моих самых любимых книг.
Лондон — это, пожалуй, самый любимый мегаполис. В первую очередь из-за моего детского впечатления после первого визита. Здорово, что там бесплатные музеи. Ты приходишь и поглощаешь информацию в бесконечном количестве. Лондон — это инъекция творчества.
Я очень полюбила бельгийский дизайн, когда жила в Антверпене. Там очень крутая атмосфера. В Бельгии не очень любят выкидывать вещи. И понятно, почему — все важно перерабатывать, а если хочешь просто выкинуть шкаф, за это надо платить. Мусор сортируют по трем разным категориям. Когда ходишь по маленьким магазинчикам, улавливаешь атмосферу: видишь старинные парты для продажи, книги. Горожане могут владеть музеями и ресторанами, но при этом ездить на работу на велосипеде и не пользоваться услугами домработницы.
Антверпен — это мой супер экспириенс. У меня там осталось много друзей. Место, где я жила, было похоже на сквот — такое четырехэтажное здание, оборудованное под студии. У нас все время были тусовки. Антверпен на велике можно проехать за час вдоль и поперек. Я бы хотела там побывать еще много раз, но жить там не смогу.
У хозяина нашего общежития на крыше был настоящий душ с ванной. Он вообще очень классный парень, этот четырехэтажный особняк оборудовал сам. Это его большой арт-проект. Чтобы жить в его доме, нужно пройти интервью и если ты достаточно «нескучный» человек, тогда все в порядке, добро пожаловать в семью.
Сейчас хочу разобраться с неожиданным поворотом в плане бизнеса. Я учусь выстраивать отношения на международном уровне.
Хочу продолжать что-то создавать, закончить учебу и открыть свою студию. Сейчас решаются важные для меня жизненные вопросы.
Катерина Гриценко
Фото: Дмитрий Куницкий
Написать комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Спасибо! Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо!
Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо!
Вы успешно подписались на комментарии!
Редактировать комментарий
Ответить на комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо! Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо! Вы успешно подписались на комментарии!