Маша Драгина — поэтесса, копирайтер в маркетинговой компании Fedoriv.com, яркая, умная девушка, действительно тонкая натура.
В свободное время устраивает чтения стихов. Занимается балетом, слушает The Strokes, поражается фильмами Фатиха Акина, действительно много читает, а деньги тратит на репетиторов для дочки и на путешествия.
Кто я? Маша Драгина. Не могу причислить себя ни к одной профессии, пока не достигла высот-высот.
Поэзия — не совсем моя самоидентификация. Это часть моей жизни, неотделимая ни от чего. Стихи рождаются, порой в рабочих процессах, когда сплю, ем. Это часть меня.
Я читаю много прозы. Вдохновляют больше не поэты, а прозаики. Не считаю, что у меня слишком поэтичные тексты. Я же вкладываю в них столько обыденного.
Если вы не воспринимаете стихи, читайте поэтичную прозу. Достоевский, например, очень поэтичный. У него просто прекрасный слог, каждое слово выведено, предыдущее слово созвучно с последующим. На самом деле, нужно расслабленно относиться к тексту. Не стоит разделять поэзию и прозу. Просто вникайте в текст, поддавайтесь ему.
Написание стихов — это какое-то особое состояние. В нем не очень отстреливаешь реальность. А после перечитываешь написанное и думаешь: «Хм, разве это была я?». Подсознание выдает вещи, о которых даже не думал.
Процессы питья чего-либо во время написания стихов для меня не совместимы. Я в принципе не очень люблю есть и пить. Нужна только чашка кофе для того, чтобы проснуться, и все. Алкоголь пью крайне редко.
Украинская литература давно вышла из той скорлупы, которую нам преподавали в школе. Не стоит ставить себя в центр вселенной и жаловаться на историю. Есть страны, которым было гораздо хуже. Сейчас главное, чтобы все, кому дано творить, сидели с железной задницей и творили. Потому что культура сама по себе не появится.
Украинская литература никогда не была незрелой. Конечно, страна не так велика. Столько уничтожено и изувечено. О доминации речь никогда не шла. Потому трудно соревноваться с родиной Толстых и Куприных. Но и у нас тоже есть классические авторы, перед которыми преклоняюсь: Коцюбинский, Багряный, Франко в первой тройке. Есть кем гордиться, короче.
У меня нет времени читать утром. Встаю в семь, и первое, что делаю — готовлю завтрак ребенку, отвожу в школу, дальше на работу. Уже на месте я просматриваю «Украинскую правду», Lenta.ru, Adme, BBC, еще несколько ресурсов. Раньше был прекрасный портал OpenSpace, который я перестала читать из-за смены редакции. Возможно, он и сейчас неплох, но заставить себя могу не каждый раз. Былая редакция создала Colta, к которому тоже пока не привыкла. Еще «Сноб», «Медведь» читаю.
Мои стихи — это истории, чаще не обо мне. Кажется, что все автобиографично, но пишу «я», скорее имея в виду лирического героя.
Если я перестану чувствовать потребность рассказать, написать или поведать о чем-то — значит, мне пора менять деятельность.
Иногда выступаю. Подвигли на это друзья. Каждый новый текст, прочитанный впервые, производит какой-то свой эффект. Чем честнее писала, тем мощнее отдача. Когда-то попробовала вслух и по реакциям поняла, что в стол писать неправильно. Все-таки кому-то это нужно, не только мне.
«Домолчаться до стихов» — не помню, как для Марии Петровых, для меня — дождаться, пока вызреет текст. Занимаешься своей жизнью, носишься где-то, встречаешься с кем-то, а после садишься и пишешь. Я не понимаю людей, которые сидят и корпят над рукописью с мыслями, что, мол, я должен, я сейчас придумаю, еще чуть-чуть, я же писатель. Это не заказ, тебе либо есть что сказать, либо не нужно ничего говорить.
Музыка вдохновляет разная. Вчера, например, я целый день слушала The Strokes.
Люблю классическую музыку. Может быть, потому что занимаюсь классическим балетом. Был длинный перерыв после сноубордической травмы. Но вернулась. Балет для меня очень много значит. С ним появился самоконтроль, который придает уверенности, ты четко понимаешь, кто ты в этом пространстве. Балет — это работа над собой. Это самый трудный вид танца. В нем недостаточно просто повторить, нужно понять.
Каждый раз меня очень радует «Ляпис Трубецкой». Концерты у них потрясающе энергичные. Бодрят ребята. Их новое творчество — марши, которые заводят любой мозг. Gogol Bordello тоже.
Буквально недавно впечатлил концерт украинской группы Thank U, Iceland. Из запомнившегося сто лет назад — в Киеве была на концерте Jamiroquai. Танцевала, как никогда. Да полно такого, не перечислить.
Очень запомнился концерт Пита Доэрти в Киеве. В какой-то момент он стал спиной к зрителям и осуществил стэйдж-дайвинг — упал прямиком на меня. Повалил на землю. Видимо думал, что его будет носить толпа, но не сложилось. Пит не расстроился, а продолжил играть на гитаре и петь, лежа на мне. Это было отвязно. С тех пор стараюсь не стоять под сценой. Не очень комфортно, даже под Питом Доэрти.
Мне очень близко латино-американское кино. Нравится фильм «Сука-любовь», например.
Есть прекрасный корейский фильм «Олдбой», еще фильм «Внутри себя я танцую». Не знаю, что за жанр, артхаус, что ли, но очень сильное.
Вдохновляет фильм «Наука сна» и сам Гондри. Беспроигрышны братья Коэны. Все их творчество. И Тарантино со своими литрами кровищи.
Когда нет сил что-либо искать, можно смотреть любой фильм Вуди Аллена. Возможно, так отвечает 90 % людей, причем девушек, но что поделать. Он всегда на уровне.
Очень нравятся фильмы Фатиха Акина. У него есть картины «Головой о стену» и «Душевная кухня». В таком кино есть, что черпать. Оно меня поражает.
Я никогда не смотрю сериалы. Очень много полнометражных фильмов, а времени мало.
Очень люблю Ромена Гари. Это французский писатель русско-еврейского происхождения. Он самый неоднозначный из тех, кто мне известен. Он дважды взял Гонкуровскую премию, второй раз представившись собственным племянником. А ведь ее можно взять лишь раз. Это потрясающий человек.
Нравится Гайто Газданов — российский писатель иммиграции. О нем мало кто знает, к сожалению. Булгакова очень люблю. Кортасара, Маркеса. Леонид Андреев — мой автор совершенно. Преклоняюсь.
Из современных украинских писателей всегда читаю Жадана. Он мне интересен магической реальностью, которую создает. Еще у него отличное чувство юмора. Видно, что за текстами кто-то есть.
Чаще стали интересны автобиографии. Недавно прочитала «Иван Кулаев. Под Счастливой звездой». Это записки бизнесмена революционных времен. Очень интересно.
Из современных — Фоер, Франзен. Нравится Антон Уткин. Российский писатель. Рекомендую «Крепость сомнения», например.
Нравится Сергей Самсонов. В его «Аномалии Камлаева» и «Кислородном пределе» такие героические люди. И стиль дорогого стоит.
Также рекомендую Михаила Шишкина. Людмилу Улицкую еще, она пишет, как мужчина, на мой взгляд. У нее мужская эрудиция.
Я как-то спросила одного нью-йоркера: «Где бы ты хотел жить?» и он не понял моего вопроса. Конечно в Нью-Йорке, а где же еще? Он там родился, вырос. Там его дом.
А я, как дома, чувствую себя в Киеве, Иерусалиме, Нью-Йорке, Париже. Я, наверное, очень часто чувствую себя, как дома. Как говорит мой папа, я — человек мира.
Очень люблю Минск, Питер, Берлин, Цюрих и Вену. Комфортно в Сан-Франциско. Обожаю путешествовать. Все деньги, которые зарабатываю, трачу на репетиторов для дочки и на путешествия. Дорога оправдывает все. Сознание расширяется. Как будто мир за что-то тебя благодарит.
Быть эмигрантом не хочется. Но путешествовать, работать, реализовывать себя в любом месте можно.
Немалую часть детства я провела в Эльзасе, регионе на северо-востоке Франции. Там, не очень далеко от Страсбурга, есть такой город Кольмар. Живописные места, горы, маис, белое сухое, родная старая Европа. Вот там я тоже совершенно дома.
В Киеве люблю гулять в районе Золотых ворот, Большой Житомирской, Андреевского спуска. Я тут родилась. Это все мои места силы.
Нравится Печерск. Там тихо, и можно думать. Почему-то мне совершенно не комфортно на Подоле. Стараюсь бывать там редко. Люблю Днепр, мосты. Слава Богу, что у нас есть такая река. А вечером она освещается огнями и звездами.
Хочу реконструировать фортепиано и сделать его особенным. На нем дочка играет. И покрасить стены в квартире в цвет его клавиш.
Еще хочу дописать книгу и побывать в Токио. Что-то меня там ждет. Я это чувствую.
Катерина Гриценко
Автор фото: Дмитрий Куницкий
Иммиграция - когда едут в страну. США - страна иммигрантов.
Эмиграция - когда из страны. В Парижик или в Лондоник.
" — О друг мой, Аркадий Николаич! — воскликнул Базаров, — об одном прошу тебя: не говори красиво."