Open People: Денис Матвиенко

2
Опубликовано 13 сентября 2013 г.

Денис Матвиенко — звезда мирового балета, в прошлом — художественный руководитель балетной труппы Национальной оперы Украины. Cамые яркие постановки под его руководством за время работы в НОУ: «Radio & Juliet» на музыку группы Radiohead, «Quatro», «Баядерка» и «Класс-концерт».

Денис рассказал нам, почему он вынужден был уехать из Украины, а также с чем связан застой в сфере балета.


Первое мое появление на сцене состоялось в три года. Мы жили в Крыму и я танцевал в детском коллективе, который тренировал мой отец. На каком-то мероприятии мы выходили на сцену за ручки. Так получилось, что я шел первым, споткнулся, и все начали падать через меня — один за другим, как в кино. Но я не растерялся. Вскочил и начал всех расставлять. Это было очень весело.

Зрителю не нужно готовиться к восприятию балета — все решает любовь. Балет — это очень специфический, субъективный вид искусства. 

В балете существует творческий голод. У нас (в Национальной опере Украины — прим. ред.) невероятное количество классики, представленной не в лучшем виде. А современной хореографии не было совсем, поэтому театр не шагал вперед. Вместе с ним на месте маршировали и артисты. Я же сторонник того, чтобы балет развивался.

Как-то я задал себе вопрос: «С чего начать изменения?». Начал с дисциплины. Затем задумал постановку двух одноактных балетов: «Класс-Концерт» и «Radio and Juliet». Для работы с артистами пригласил хореографа Эдварда Клюга и балетмейстера Михаила Мессерера.  Мне кажется, мы не прогадали и все получилось. Я сам видел, как после спектакля выходили девочки-готы, которым было лет по 17. В их глазах читался восторг. В таком же восторге были и более консервативные зрители. Это был настоящий успех. Современные постановки не только дают возможность развиваться артистам, но и приводят в театр новых зрителей. Тех, кто еще вчера и не представлял себе, что проведет вечер в оперном театре. 

Национальная опера Украины — это наше достояние, первый театр страны. Я всегда говорил артистам, что нужно гордиться тем, где вы работаете.

На сцене всегда запах кулис, краски, софитов. У меня с детства остались воспоминания о запахе гримерной — я там часто тусовался с папой. Вообще, когда люди на сцене, они попадают в какую-то сказку. Именно там мы получаем то, что в настоящей жизни получить невозможно.

Каждый день у нас проходит урок, который длится час и равен зарядке. Тело, мышцы у танцовщиков специфические. Мы не можем просто бегать или просто растягиваться. Все упражнения созданы таким образом, чтобы подготовить нас к репетициям.

Вы действительно хотите поговорить о моей душе? А вдруг я ее уже давно продал? (смеется — прим. ред.).

Не буду лукавить, скажу честно: если бы каждый артист танцевал, как в последний раз, долго бы он не протянул. Это наша работа, которую мы обязаны делать независимо от того, болеем или нет, плохое настроение или отличное.

Национальная опера Украины — сцена, с которой я начинал. Мариинский театр — сцена, на которой я дрожал. Помню, в Парижской опере я танцевал «Дон Кихот». Очень волновался, настраивал себя, как мог, на спокойный лад, но никак не получалось. Как видите, переживал разные эмоции.

Очень часто ощущения обманчивы. Поэтому у нас в тренировочном зале есть зеркала. Мы любуемся собой с 10 лет. Но не для того, чтобы расти нарциссами, а чтобы исправлять свои ошибки. Сцена фальши не переносит.

Люди, которые сегодня руководят Национальной оперой, таких, как я, просто не допускают. Ведь это опасно: своей деятельностью мы создаем контраст и подчеркиваем их бездарность.

Зритель в Украине изголодавшийся, теплый и образованный. Нельзя говорить: если балет не развивался, значит, на месте стояли и зрители. Нет. Они видели то, что происходило в других странах.

У нас действительно бессловесный вид искусства. Ценится именно молчание. Все можно сказать только с помощью танца.

Я дал очень серьезный толчок украинскому балету. Что будет дальше — не знаю. Но я не сомневался ни в одном проекте, который реализовал.

Мне часто не хватает времени, чтобы сконцентрироваться на чем-то еще кроме балета. Я в своей реке, и я — главная рыба. Заползать в другую сферу не хочу. Знаю, что лучше даже не пытаться.

У меня есть мечта станцевать «Юношу и смерть» Ролана Пети на музыку Баха. Потрясающая хореография и постановка. Хочу, чтобы зритель увидел это.

Одна из любимых групп — Radiohead. Группы Muse, Coldplay — это последователи, которых я тоже люблю.

У меня в айподе есть и Алла Пугачева. У нее потрясающая песня — «Монолог», написанная на стихи Цветаевой. Очень красиво.

Последний раз был на концерте Нино Катамадзе в Питере. Она прекрасная. Еще хочу сходить на «Океан Ельзи». В России они очень популярны сейчас.

Слышите, Джордж Майкл поет песню Боно? Очень нравится мне.

Я обожаю смотреть фильмы, снятые по комиксам. Например, «Железный человек», «Мстители», «Бэтмен». Люблю фильмы о Джеймсе Бонде.  

Обожаю все картины Рязанова, Френсиса Форда Копполы. Любимые:  «Крестный отец» и «Апокалипсис сегодня». В последнем главный герой в одной из основных сцен играл реально пьяным. Он сделал это намеренно, чтобы подчеркнуть настоящую, живую игру.

Не могу сказать, что много читаю. Я прихожу домой настолько уставший, что после пары страниц сразу засыпаю.

Хочу сейчас купить последнюю книгу Дэна Брауна. Я знаю, что все его книги похожи на блокбастер. Догадываюсь, чем все закончится уже на второй странице, но все равно интересно. «Код да Винчи» меня потряс. Но позже я понял, что это просто спекуляция на недостатке нашей эрудиции.

Обожаю Стивена Кинга. Очень люблю все его рассказы и преклоняюсь перед его фантазией. Помню, когда читал «Оно» в автобусе во время гастролей, мне было дико страшно.

Города я запоминаю по театрам и гостиницам. Обожаю Нью-Йорк, Лондон, Париж, Токио. Японцы еще не потеряли свои настоящие ценности — там менталитет абсолютно другой.

Силу мне приносят не города, а люди.

Я обожаю Питер. Не могу понять, почему людям не нравится там погода. А как в Киеве вы просыпаетесь? Я сегодня еле глаза открыл. В Питере я могу дать культурное образование своему ребенку — там даже пьяницы ругаются красиво. Практически любой таксист может рассказать тебе историю города. Я уже не говорю про белые ночи.

В Токио я проводил месяцы. Ходил один по городу, гулял с плеером в ушах. Я понял, что мне нравилось такое одиночество. Оно прекрасно, когда ты не один. Когда знаешь, что тебя ждут.

Я буду в Украине в октябре с программой «Диалог». О чем будем говорить? О том, что каждый отрывок из спектакля — это отдельная история, которую я хочу донести до зрителя. Думаю, это будет что-то вроде бенефиса, творческого вечера. Кроме меня на сцену выйдут: легендарная Нина Ананиашвили, Анастасия Матвиенко (солистка Мариинского театра), Игорь Колб (премьер Мариинского театра), Нина Змиевец (солистка театра Бориса Эйфмана) и солисты Национальной оперы Украины. Также я планирую провести мастер-класс для детей из хореографического училища. Хочу продолжать помогать молодым артистам и не бросать их.

Сейчас очень много работы. Спектакли в Питере, Москве, гастроли. В мае-июне у меня выступления в нью-йоркском Метрополитене. У нас апартаменты в центре Манхэттена на 25-м этаже с потрясающим видом. Что еще нужно?

Катерина Гриценко
Фото: Дмитрий Куницкий

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 2 комментария
  • Тим Тимыч 15 сентября 2013 г. 0:06
    Пресновато
  • Алёна 21 сентября 2013 г. 13:29
    Так он же и говорит в интервью: "У нас действительно бессловесный вид искусства. Ценится именно молчание. Все можно сказать только с помощью танца." Поэтому за солью и специями лучше идти на его выступление :-) 14 октября есть шанс :-)

Лучшие комментарии
15.09.13 0:06
8
Тим Тимыч
Пресновато
21.09.13 13:29
1
Алёна
Так он же и говорит в интервью: "У нас действительно бессловесный вид искусства. Ценится именно молчание. Все можно сказать только с помощью танца." Поэтому за солью и специями лучше идти на его выступление :-) 14 октября есть шанс :-)