Денис Матвиенко — звезда мирового балета, в прошлом — художественный руководитель балетной труппы Национальной оперы Украины. Cамые яркие постановки под его руководством за время работы в НОУ: «Radio & Juliet» на музыку группы Radiohead, «Quatro», «Баядерка» и «Класс-концерт».
Денис рассказал нам, почему он вынужден был уехать из Украины, а также с чем связан застой в сфере балета.
Первое мое появление на сцене состоялось в три года. Мы жили в Крыму и я танцевал в детском коллективе, который тренировал мой отец. На каком-то мероприятии мы выходили на сцену за ручки. Так получилось, что я шел первым, споткнулся, и все начали падать через меня — один за другим, как в кино. Но я не растерялся. Вскочил и начал всех расставлять. Это было очень весело.
Зрителю не нужно готовиться к восприятию балета — все решает любовь. Балет — это очень специфический, субъективный вид искусства.
В балете существует творческий голод. У нас (в Национальной опере Украины — прим. ред.) невероятное количество классики, представленной не в лучшем виде. А современной хореографии не было совсем, поэтому театр не шагал вперед. Вместе с ним на месте маршировали и артисты. Я же сторонник того, чтобы балет развивался.
Национальная опера Украины — это наше достояние, первый театр страны. Я всегда говорил артистам, что нужно гордиться тем, где вы работаете.
На сцене всегда запах кулис, краски, софитов. У меня с детства остались воспоминания о запахе гримерной — я там часто тусовался с папой. Вообще, когда люди на сцене, они попадают в какую-то сказку. Именно там мы получаем то, что в настоящей жизни получить невозможно.
Каждый день у нас проходит урок, который длится час и равен зарядке. Тело, мышцы у танцовщиков специфические. Мы не можем просто бегать или просто растягиваться. Все упражнения созданы таким образом, чтобы подготовить нас к репетициям.
Вы действительно хотите поговорить о моей душе? А вдруг я ее уже давно продал? (смеется — прим. ред.).
Не буду лукавить, скажу честно: если бы каждый артист танцевал, как в последний раз, долго бы он не протянул. Это наша работа, которую мы обязаны делать независимо от того, болеем или нет, плохое настроение или отличное.
Национальная опера Украины — сцена, с которой я начинал. Мариинский театр — сцена, на которой я дрожал. Помню, в Парижской опере я танцевал «Дон Кихот». Очень волновался, настраивал себя, как мог, на спокойный лад, но никак не получалось. Как видите, переживал разные эмоции.
Очень часто ощущения обманчивы. Поэтому у нас в тренировочном зале есть зеркала. Мы любуемся собой с 10 лет. Но не для того, чтобы расти нарциссами, а чтобы исправлять свои ошибки. Сцена фальши не переносит.
Люди, которые сегодня руководят Национальной оперой, таких, как я, просто не допускают. Ведь это опасно: своей деятельностью мы создаем контраст и подчеркиваем их бездарность.
Зритель в Украине изголодавшийся, теплый и образованный. Нельзя говорить: если балет не развивался, значит, на месте стояли и зрители. Нет. Они видели то, что происходило в других странах.
У нас действительно бессловесный вид искусства. Ценится именно молчание. Все можно сказать только с помощью танца.
Я дал очень серьезный толчок украинскому балету. Что будет дальше — не знаю. Но я не сомневался ни в одном проекте, который реализовал.
Мне часто не хватает времени, чтобы сконцентрироваться на чем-то еще кроме балета. Я в своей реке, и я — главная рыба. Заползать в другую сферу не хочу. Знаю, что лучше даже не пытаться.
У меня есть мечта станцевать «Юношу и смерть» Ролана Пети на музыку Баха. Потрясающая хореография и постановка. Хочу, чтобы зритель увидел это.
Одна из любимых групп — Radiohead. Группы Muse, Coldplay — это последователи, которых я тоже люблю.
У меня в айподе есть и Алла Пугачева. У нее потрясающая песня — «Монолог», написанная на стихи Цветаевой. Очень красиво.
Последний раз был на концерте Нино Катамадзе в Питере. Она прекрасная. Еще хочу сходить на «Океан Ельзи». В России они очень популярны сейчас.
Слышите, Джордж Майкл поет песню Боно? Очень нравится мне.
Я обожаю смотреть фильмы, снятые по комиксам. Например, «Железный человек», «Мстители», «Бэтмен». Люблю фильмы о Джеймсе Бонде.
Обожаю все картины Рязанова, Френсиса Форда Копполы. Любимые: «Крестный отец» и «Апокалипсис сегодня». В последнем главный герой в одной из основных сцен играл реально пьяным. Он сделал это намеренно, чтобы подчеркнуть настоящую, живую игру.
Не могу сказать, что много читаю. Я прихожу домой настолько уставший, что после пары страниц сразу засыпаю.
Хочу сейчас купить последнюю книгу Дэна Брауна. Я знаю, что все его книги похожи на блокбастер. Догадываюсь, чем все закончится уже на второй странице, но все равно интересно. «Код да Винчи» меня потряс. Но позже я понял, что это просто спекуляция на недостатке нашей эрудиции.
Обожаю Стивена Кинга. Очень люблю все его рассказы и преклоняюсь перед его фантазией. Помню, когда читал «Оно» в автобусе во время гастролей, мне было дико страшно.
Города я запоминаю по театрам и гостиницам. Обожаю Нью-Йорк, Лондон, Париж, Токио. Японцы еще не потеряли свои настоящие ценности — там менталитет абсолютно другой.
Силу мне приносят не города, а люди.
Я обожаю Питер. Не могу понять, почему людям не нравится там погода. А как в Киеве вы просыпаетесь? Я сегодня еле глаза открыл. В Питере я могу дать культурное образование своему ребенку — там даже пьяницы ругаются красиво. Практически любой таксист может рассказать тебе историю города. Я уже не говорю про белые ночи.
В Токио я проводил месяцы. Ходил один по городу, гулял с плеером в ушах. Я понял, что мне нравилось такое одиночество. Оно прекрасно, когда ты не один. Когда знаешь, что тебя ждут.
Я буду в Украине в октябре с программой «Диалог». О чем будем говорить? О том, что каждый отрывок из спектакля — это отдельная история, которую я хочу донести до зрителя. Думаю, это будет что-то вроде бенефиса, творческого вечера. Кроме меня на сцену выйдут: легендарная Нина Ананиашвили, Анастасия Матвиенко (солистка Мариинского театра), Игорь Колб (премьер Мариинского театра), Нина Змиевец (солистка театра Бориса Эйфмана) и солисты Национальной оперы Украины. Также я планирую провести мастер-класс для детей из хореографического училища. Хочу продолжать помогать молодым артистам и не бросать их.
Сейчас очень много работы. Спектакли в Питере, Москве, гастроли. В мае-июне у меня выступления в нью-йоркском Метрополитене. У нас апартаменты в центре Манхэттена на 25-м этаже с потрясающим видом. Что еще нужно?
Катерина Гриценко
Фото: Дмитрий Куницкий
Написать комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Спасибо! Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо!
Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо!
Вы успешно подписались на комментарии!
Редактировать комментарий
Ответить на комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо! Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо! Вы успешно подписались на комментарии!