Open People: Антон Фридлянд

Опубликовано 14 апреля 2015 г.

Антон Фридлянд — украинский писатель, журналист, автор книг «Запах шахмат», «Дорогое удовольствие», «День Банана» — о своей семье, путешествиях, украинских реалиях и буднях писателя.

Антон из года в год перечитает «Мертвые души» Николая Гоголя, рекомендует посмотреть фильмы «Большие глаза» и «Одержимость», а также побывать в Иерусалиме, Камбодже и Таиланде.


Мне важно не быть понятым, а быть почувствованным. Если удастся пробудить какие-то эмоции у читателя, буду только рад.

Я — писатель, журналист, путешественник. Помню, у Довлатова была такая игра, в которой он три раза спрашивал собеседника: «Кто ты?». И в зависимости от этого судил о человеке. Может, вы меня спросите еще раз?

Мне всегда нравилось писать — еще с самого раннего возраста. У родителей до сих пор хранится книжка-реликвия «О жЕвотных», которую я написал в четыре года. Я сам нарисовал к ней иллюстрации и создал тексты. Пожалуй, с того времени я и присвоил себе титул писателя.

Также у меня была прекрасная учительница русского языка и литературы — Светлана Владимировна, которая всегда замечала сочинения, написанные мной за своих одноклассников, и рядом с оценкой писала: «Я милого узнаю по походке».

Художественная литература в меньшей степени информативна, а в большей — эмоциональна. Поэтому мне важно не быть понятым, а быть почувствованным. Если удастся пробудить какие-то эмоции у читателя, буду только рад.

В своих книгах я освобождаюсь от страхов и комплексов.

Текст всегда диктует развитие событий. Я могу составить план повествования только до середины книги, а после все может поменяться. Крайне редко, когда я представляю себе, чем же все закончится. В этом интрига не только для читателей, но и для меня.

Если вы меня спросите, о чем тот или иной мой рассказ, я не смогу вам точно ответить. К тому же, считается, что писатель не должен комментировать свои тексты — все, что он хотел сказать, он уже сказал в самих текстах. Помните, как Гоголь писал многостраничные пояснения к своим романам? На мой взгляд, этим он только вызывал насмешку у своих современников.

В своих книгах я освобождаюсь от страхов и комплексов. Совсем недавно я проводил мастер-класс по технике письма и у меня даже был слайд в презентации под названием «Писатели к психоаналитикам не ходят». Это означает, что творчество — это и есть момент терапии.

Все люди зависимы от критики, но в тоже время я не могу себе представить, чтобы после какой-либо разгромной рецензии на свою книгу, я принял решение уничтожить ее. Книги пишутся без оглядки на критиков или читателей — в моменты творчества я не думаю ни о тех, ни о других. Писатель всегда работает в одиночестве. И только он в праве решить — показать написанное публике, сжечь или спрятать в стол до лучших времен.

Творчество — это и есть момент терапии.

В городе всегда присутствует какая-то рутина, ты постоянно с кем-то встречаешься, отвечаешь на звонки, ходишь на встречи — ты всегда в движении. Поэтому мне лучше пишется где-нибудь в Непале, с видом на горы.

В основном я зарабатываю с помощью ресторанного маркетинга — придумываю концепции ресторанов, осуществляю надзор за реализацией, разрабатываю стратегии продвижения. Сейчас я работаю над большим проектом — паб «Ремонт».

Сегодняшние события в Украине меня совсем не вдохновляют, а скорее печалят и гнетут. Не хочу сказать, что я в постоянной депрессии из-за этого, но понимание того, что нас впереди ждет еще немало испытаний — не очень радует. Но переезжать никуда не собираюсь — слишком много «якорей» связывают меня с Украиной.

Хочется верить, что мы движемся к реальной независимости, а не номинальной, подобной той, что была получена в 1991 году. Мы всегда были сателлитом России, мы всегда были инфицированы «вирусом» СССР. Сейчас мы стараемся выйти из этого состояния.

Хочется верить, что мы движемся к реальной независимости, а не номинальной, подобной той, что была получена в 1991 году.

Важно понять, что независимость важна не только от других государств, но и от постколониального мышления. Очень велик соблазн десятилетиями обвинять Путина в том, что у нас все так хреново, и только он в этом виноват. Важно признать, что у нас в стране огромных масштабов коррупция, полностью прогнившая общественная система и так далее. И со всем этим нужно что-то делать. Я не списываю со счетов российскую агрессию и ни в коей мере не умаляю эту проблему. Просто мне кажется, что мы должны не только освободиться от совкого мышления, но в будущем уйти подальше от всего постколониального.

Нашу ситуацию, мне кажется, лучше всего описывают слова Леся Подервянского, который сказал о том, что в Украине сейчас происходит не война Востока с Западом, а война «совка» с Европой. Поэтому я считаю, что сегодня нужно инвестировать не только в культуру, но и в ментальность людей. К примеру, помочь людям учить английский, чтобы они ощущали мировой контекст без посредников. Сегодня потребности Украины гораздо шире желто-голубых заборов и трезубцев на чехлах для смартфонов.

Одно из моих самых любимых мест в мире — непальский поселок Нагаркот. Однажды я десять дней в одиночестве просидел там на балконе, просто глядя на Эверест. Ведь правду говорят, что одиночество — это гигиена души. Когда ты читаешь газеты или листаешь ленту «Фейсбука», ты в себя запускаешь море информации, чужие эмоции и мысли. И в какой-то момент в тебе становится меньше тебя и больше других.

Сегодня потребности Украины гораздо шире желто-голубых заборов и трезубцев на чехлах для смартфонов.

Моя новая книга, «Конспирология» — некоммерческий проект с раритетным тиражом, она будет выложена в сеть с открытым доступом. Я понял, что не стоит пытаться заработать с помощью литературы — нужно просто получать удовольствие от творчества.

Сегодня все идет к тому, чтобы интеллектуальный продукт был бесплатным и находился в свободном доступе. Мне кажется, что скоро покупка бумажной книги будет схожа с курением трубки или ношением ретро-костюмов.

Мне нравится спокойная, тягучая музыка — Thievery Corporation, Faithless, Gotan Project, Chambao.

Недавно побывал на концерте Green Grey — мне очень понравилось. Хотя, конечно, это музыка совсем другого рода — более драйвовая, нервная.

Мне кажется, что скоро покупка бумажной книги будет схожа с курением трубки или ношением ретро-костюмов.

Меня очень зацепил фильм «Одержимость» Дэмьена Шазеля — отличное кино о творчестве и о творческом кризисе.

Фильм «Большие глаза» Тима Бертона, основанный на реальных событиях — советую посмотреть всем, а не только художникам, хотя речь в ленте идет именно о них.

«Исчезнувшая», «Побочный эффект» и «Страсть» — тоже «must see».

Пусть меня забросают помидорами, но мне понравился «Шантарам» Грегори Дэвида Робертса.

Мне нравится писатель Бэн Элтон — он такой жесткий сатирик, который уж очень мне по душе.

Николай Гоголь нравится — «Мертвые души» перечитываю каждый год с особым удовольствием.

Я комфортно себя чувствую в Катманду, Иерусалиме, Бангкоке, Бомбее. Все эти места — по-особому впечатляющие, словно другие планеты. Я вообще люблю города, в которых могу испытать культурный шок.

Что такое культурный шок? Например, в Пекине как-то раз я ужинал в ресторане, рассчитанном на несколько тысяч человек. Представьте себе Дворец «Украина», переоборудованный под ресторан, с сотнями официантов, разносящих еду. К зданию одновременно подъехало двадцать автобусов с людьми, которые зашли в ресторан и через пару минут им уже подали первое блюдо.

Я пять раз был в Камбодже и каждый раз посещал Ангкор-Ват — древнейший храмовый комплекс, одно из чудес света. Это очень сильное место, где хочется бывать снова и снова.

В ближайших планах — презентация новой книги. Также сейчас я работаю над пьесой, так что до встречи в театре!

Катерина Гриценко
Фото: Дмитрий Куницкий

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 0 комментариев