Алевтина Кахидзе — украинская художница, куратор, перформер, соучредитель частной резиденции для иностранных художников в селе Музычи, лауреат премии им. Малевича. Мы поговорили о том, как учат писать в киевской Академии, о бесплатной мастерской для художников, а также о перформансе в Варшаве.
Алевтина читает Клиффорда Саймака, смотрит «Старикам тут не место» и «Свой среди чужих, чужой среди своих», а также ходит на все концерты, на которые приглашает муж.
Кто я? Художница, иногда куратор, писатель-аматор, организатор событий. Но по первому образованию я инженер-строитель. Когда в семье нет художников, ребенок поступает на инженера-строителя. А куда же еще? Твои родители всегда хотят сделать, как лучше, а заниматься искусством — это странно и неприбыльно.
В детстве я хотела быть художником, как Пушкин. Его черно-белые зарисовки на полях тетрадей мне очень нравились. Через какое-то время мне показалось, что держать перо круче, чем кисточку. Возможно, поэтому сегодня современное искусство состоит из слов и визуального.
Я не ходила в детский сад, но мне очень хотелось «к деткам». Мама была дошкольным педагогом, и взяла меня в садик на пару дней. Конечно, меня не сразу приняли, но все изменил урок рисования. Я что-то нарисовала на большом листе бумаги и таким образом привлекла внимание детей. Все собрались вокруг меня и долго рассматривали картину. Так я и подружилась со всеми.
На экзаменах в Академии пишут одно и то же: обнаженную натуру и две композиции из года в год. Я называю этот процесс «мимикрия». Когда ты что-то делаешь, но не понимаешь: зачем? Помню, как мы писали обнаженную натуру, срисовывая ее, как фарфоровую вазу — бездушно и отрешенно.
Киевская Академия — это симулякр прошлого. Виной всему — преподаватели, они там как социальный проект. Куда же им деваться?
Я поступила в академию имени Яна ван Эйка в Голландии. Все образование было построено так: приезжает куратор, или известный художник, и общается с нами тет-а-тет обо всем подряд, даже какое пиво в Бельгии самое лучшее. Но поначалу шок: ты думаешь, что тебя ничему не учат, и только после понимаешь, что меняешься с каждым днем, поэтому и не ощущаешь изменения.
Произведение искусства по себестоимости может быть недорогим. Вопрос в другом: есть ли свободное время у художника на то, чтобы его создать? Искусство тоже привязано к закону спроса и предложения. Ну не может общество обеспечить стабильный доход большому количеству художников.
Не существует справедливой цены на предмет искусства. Выход из этой ловушки — играть с ценой.
Ко мне в мастерскую приезжают гости-художники из других стран. У них есть возможность жить и работать в моей мастерской, завтракать, обедать и ужинать с нами абсолютно бесплатно. Нет-нет, я не похожа в этом плане на сербскую художницу-перформансиста Марину Абрамович. У меня нет правил игры и я никого ничему не учу.
Если честно, опыт с премией Малевича вселил убежденность не участвовать в Future Generation Art Prize. Очень сложно пребывать в таком подвешенном состоянии два месяца, пока идет выставка. Я не думаю, что мне нужно это приключение сейчас.
В Польше я начала проект «Брачные договоренности». В основе — мы с мужем как пара (Владимир Бабюк, коллекционер, бизнесмен — прим. ред.). Мы с ним совершенно разные. Он строит дома и получает за это «конкретные» деньги. Мое творчество крайне сложно оценить в денежном эквиваленте. Если говорить метафорами, мой муж продает булки, а я продаю их запах. Булки покупают, а запах можно запомнить.
Я придумала перфоманс, в котором стилисты создают нам одинаковые стрижки и макияж. Это было событие, которое трансформировало нас синхронно. Это было попыткой найти компромисс между девушкой-художницей и мужчиной-предпринимателем.
Айвазовский выходил на сцену, садился перед холстом в белых перчатках и писал картину. Врубель разрисовывал себе нос зеленым цветом, так и ходил какое-то время. Можно смело назвать такие действия перфомансом? Пожалуй, да.
Мой муж как-то взял и нарисовал меня с вязанием в руках. Это его самая идеальная картина и мечта — желаемый образ.
Не существует такой комнаты, угла, где ты сидишь на стуле, а сверху на тебя сыпется масса идей. Ты просто ходишь по дому, занимаешься делами, пьешь кофе, а после, совершенно неожиданно, появляется образ. У меня так всегда бывает.
Недавно мы с мужем почувствовали себя настоящими коллекционерами. У нас появились работы Зои Орловой, Василия Татарского, Жени Белорусец, Тиберия Сильваши. Все такие редкие находки!
Зачем мне заниматься искусством? С помощью него избавляюсь от своих собственных проблем.
MuzychiChristmasArtFair — это выставка современного искусства, где искусство продается. Вообще непростая задача и смелость взять искусство к себе в дом. Ведь нужно всем объяснить, на что ты потратил деньги. Поэтому на ярмарке нам важнее говорить об искусстве, нежели продавать.
Меня интересуют концерты с точки зрения перформативности. Мне важно понять, как музыкантам удается чувствовать такой громадный зал.
Была на Земфире, но концерт мне показался очень слабым. Певица постоянно твердила о том, что в Киеве ей не настолько активно хлопали, как в Одессе. Так относиться к аудитории сегодня — очень несовременно.
Мне нужен ментор: человек, который помогал бы в выборе музыки. Я люблю Bjork, потому что она и ее клипы — это искусство. Агузарову слушаю. Раньше смотрела.
Не так давно была на «Бумбоксе». Мне муж часто покупает билеты на концерты, а я следую за ним. Сейчас очень нравится наблюдать за экспериментами Андруховича и группы «Карбідо».
Очень люблю слушать Brainstorm, когда езжу в поезде. Они прекрасно подходят под уходящие пейзажи за окном.
Неделю назад посмотрела «Гарольд и Мод». Потрясающий фильм про любовь молодого парня и старушки.
У меня фильмы делятся на три категории: которые вдохновляют, которые увлекают формой, которые дают импульс прочитать сценарий. Так вот «Девушка с татуировкой дракона» относится к последней категории. После просмотра я прочла книгу и всем советую. Там столько взрывоопасных деталей.
С мужем люблю смотреть «Старикам тут не место» и «Свой среди чужих, чужой среди своих». Это потрясающие фильмы, которые можно пересматривать бесконечно.
Еще советую посмотреть «После прочтения сжечь», но в оригинале.
Совсем недавно перечитала «Почти как люди» Клиффорда Саймака. Люблю научную фантастику. Отчасти, такие книги меня и сделали художницей.
Также читаю «Доктрину шока» Наоми Кляйн. Не знаю, популярна ли она в Украине?
О. Генри часто перечитываю. Даже знаю что-то наизусть.
Художники путешествуют туда, куда их зовут на выставки. Я не могу позволить себе сорваться и уехать куда-нибудь. Хотя, возможно, и нужно будет как-то так сделать.
В Грузии я часто бываю без цели. Там моя семья в Батуми живет.
Я верю в то, что когда с тобой случается тупиковая ситуация, нужно куда-то поехать. Тогда тело перемещается в пространстве, а мысли начинают иначе работать. В этом есть какая-то сила.
Я очень люблю останавливаться в чужих домах.
Мне нравится бывать в отелях. Я получаю большое удовольствие от пребывания в них. Мне кажется, что там выдают чистоту как посвящение. Я дома у себя держу гостевую комнату как номер в отеле. А в ванной комнате, которая возле гостевой, всегда блестят хромированные краны. Могу зайти в любой момент и посмотреть.
У меня нет серьезных планов. Но важно отметить, что скоро состоится MuzychiChristmasArtFair. Всех буду рада видеть. Также в феврале мои работы будут выставлены в Национальном художественном музее. Вот, пожалуй, и все.
Катерина Гриценко
Фото: Дмитрий Куницкий
Написать комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Спасибо! Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо!
Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо!
Вы успешно подписались на комментарии!
Редактировать комментарий
Ответить на комментарий
Подпишите комментарий
Ваш комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста, подпишитесь на комментарии.
Нет, спасибо
Комментарий добавлен!
Если вам интересно быть в курсе обсуждений этого поста подпишитесь на комментарии введя свой электронный адрес.Комментарий будет опубликован после проверки
Для того, чтобы подписаться на комментарии этого поста введите свой электронный адрес.Спасибо! Комментарий добавлен!
Спасибо! Ваш камментарий будет добавлен после модерации!
Спасибо! Вы успешно подписались на комментарии!