Хиросима, Фибоначчи, самоубийцы и другие иллюзии смысла, удачные и не очень — в новом студийнике одной из главных российских групп.
Разбираем песни, которые «Сплин» привезет в Киев в последний день осени.
Периодически кто-то подводит электроды к мифическому жанру «русский рок», и жанр слегка подергивает мышцами, хотя одни представители этой породы навсегда зависли сознанием в 80-ых, а другие, в том числе «Сплин», — в 90-ых.
Группе «Сплин» пожизненно приписывают родство с бритпопом в его расцвете, но не тут то было — лирика Александра Васильева куда пронзительнее. Так было раньше, давно. А диск «Обман зрения» — это еще и обман содержания, графомания от скуки, усталое словоблудие, прикрытое отговоркой «песни не должны быть понятными» (в самом деле, причем здесь Фибоначчи?).
Васильев — не художник-примитивист (пусть даже несколько здешних треков, согласно легенде, сочинялись на iPad), а один из самых искусных и ценных рок-музыкантов страны. Оттого и обидно, что композиции, насыщенные значением, уступили место карандашным наброскам.
Цепкие строки, все же, встречаются: припев «возьми себя в руки, дочь самурая» уже вовсю цитируют сильные и одинокие девочки в соц.сетях. Сама песня «Дочь самурая» посвящена жертве облучения после бомбардировки Хиросимы — неслабая претензия на подтекст.
«Праздник» — трек, уже знакомый по альбому «Раздвоение личности», но там, где был сырой гранж, теперь электронная оболочка и новое настроение. Приобретенная лиричность «Празднику» больше к лицу.
Особой отметиной выделяется «Петербургская свадьба». В ее основе — мощные стихи совсем другого уровня. Это и понятно, ведь автор песни — незабвенный Александр Башлачев, русский представитель «клуба 27». Пусть здесь напрашивается болезненный надрыв, а не фирменная чеканная ипохондрия «Сплина», все равно эта вещь дышит более живо, чем остальные. Возможно потому, что записана еще пару лет назад.
Если же говорить о васильевских песнях, есть здесь одно безусловное попадание в цель — «Страшная тайна». И это пугает: лучшие вещи в альбоме связаны с самоубийствами (Башлачев покончил с собой, а «Страшная тайна» посвящена американской поэтессе Сильвии Платт, тоже закончившей суицидом).
Несмотря на черную угнетенность, альбом завершается словами «жизнь — это самое волшебное слово». В этом особенность васильевского сплина — даже за самым навязчивым отчаянием обязательно следует свет.
Жаль, что «Пепел», записанный недавно кавер на «Аквариум», не вошел в треклист. Пусть песня не так хороша, как оригинал БГ, но она придала бы «Обману зрения» силы.
Как японцы различают 100 оттенков черного, так и Васильев воспевает сотни полутонов одного и того же настроения. Вот только от сплина до уныния — меньше, чем шаг.
Оценка: 5/10
В плейлист: «Страшная тайна», «Петербургская свадьба».
Старое и новое — на большом сольном концерте «Сплин» в Киеве в последний день осени. 30 ноября, Stereo Plaza. Заказ билетов
А вот Саша Васильев - действительно ГЕНИЙ!