Резкие изменения. Внезапная агрессия. Словно все вулканы в холодной и пустынной Исландии вдруг проснулись и в одночасье раскалили землю.
Испокон веков музыка Sigur Rós считалась неземной, тонкой материей. От альбома к альбому они все больше растворялись в космосе, «Valtari» в 2012-ом стал вершиной этого духовного просветления, бесплотным эмбиентом. Теперь же, всего год спустя, они выпускают новый, седьмой студийник, который сами называют «агрессивным анти-Valtari». Тяжелый, беспокойный «Kveikur» (дословно — «фитиль», «разжигание»).
После музыки, напоминавшей спасительную молитву, этот альбом — эпичный удар метеорита по нашей безнадежно грешной Земле. После стольких лет меланхолии, внутри музыкантов проснулись и вырвались наружу озлобленные монстры. Взмахи ангельских крыльев, которые ранее слышались в скрипках, клавишах, ксилофонах, уступили место увесистым громыханиям из недр демонических шахт.
Фанов, которые следят за группой на расстоянии, такие перемены ошарашили, словно удар смычком по голове (хотя жесткий звук намечался в ранних альбомах). «Sounds like fucking Muse» — гласит один из комментов на YouTube. Но те, кто в последние годы видел Sigur Rós вживую, не сильно удивились. Когда идешь на их концерт, ждешь, как и в альбомах, чего-то легче и прозрачнее воздуха, но вместо этого попадаешь на бойню, с первой минуты получаешь мощный звуковой удар молота Тора по грудной клетке. Барабанщик лупит просто монументально, а фронтмен Йонси может, как я убедился в Кракове, в порыве эмоций разломать смычок об гитару и резко швырнуть его в толпу. «Kveikur» красочно передает нынешнее настроение Sigur Ros, их концертную атмосферу.
Sigur Rós во сне и наяву: отчет о концерте в Кракове
Кроме понятного желания развиваться, сказался уход Кьяртана Свейнссона (мульти-инструменталиста, но, в основном, клавишника) после 14 лет в составе. А еще смена лейбла — EMI и Parlophone больше не имеют власти, теперь делами заведует XL Recordings. Это означает новые перспективы развития в США (чего стоит одно триумфальное появление на шоу Джимми Фэллона с заглавной песней — вообще их первое появление на американском ТВ за 10 лет). Для расширения аудитории в Штатах новая, напористая концепция Sigur Rós как раз кстати.
Альбом открывает раскатистая, грозная, рычащая «Brenninsteinn» (дословно — «сера»). Почти нойз-рок, почти индастриал. Словно все вулканы в холодной и пустынной Исландии вдруг проснулись и в одночасье раскалили землю. Неслучайно следующая песня названа в честь магматической горной породы («Hrafntinna» — «обсидиан»), и похожа она на опасное ритуальное шествие с факелами. Вместо былых нежных колокольчиков — зловещий перезвон больших колоколов и всяких железяк.
В «Ísjaki» появляется надежда на свет, некоторые другие песни пропитаны стремлением к покою, но все это тщетно и блекло по сравнению с очередной боевой единицей «Stormur» («Шторм») и высшей точкой напряжения — заглавным треком «Kveikur». Даже вокал много где зашумлен. Но там, где Йонси остался прежним, эти высокие, нечеловеческие звуки из его уст будто противостоят пост-апокалиптическому мраку музыки.
Как и прежде, Sigur Rós — это музыка, которую не способны сочинять люди. Но как получилось, что эти сверхсущества, дарившие умиротворенность и сказку, вдруг настолько разгневались? Наверное, боги сошли с ума.
Оценка: 8/10
В плейлист: «Brenninsteinn», «Kveikur», «Ísjaki», «Stormur».
Получила удовольствие от прочтения, спасибо)