Тонны вдохновения, сотни студийных трудодней, армия маститых помощников от Трента Резнора до Элтона Джона, завораживающий кровавый клип на «I Appear Missing» — атрибуты новой жизни приосанившихся и заматеревших Queens of the Stone Age.
Со времени выхода предыдущего альбома Queens of the Stone Age прошло шесть лет. Джош Хомми никогда не брал таких затяжных пауз. Теперь, после знакомства с «…Like Clockwork», понятно, зачем она была ему нужна: чтобы набрать побольше воздуха в грудь и уйти на еще большую глубину.
Ключевой нюанс: эти годы не были периодом протирания штанов или какого-то там творческого кризиса. Проект Them Crooked Vultures, реализованный с лидером Foo Fighters Дэйвом Гролом и экс-басистом Led Zeppelin Джоном Полом Джонсом, — новая веха в развитии Хомми как музыканта. При любом отношении к тому, что сотворило трио, сложно не заметить, насколько явно это рикошетом отразилось на QOTSA: они словно перешли из категории доцентов в профессоры.
Наверняка, одним из решающих моментов было общение с Джоном Полом Джонсом. Старый конь по-прежнему борозды не портит: все, что изредка выходит из рук этого человека, штучный товар с удивительной глубиной саунда и редкой композиционной гибкостью (особый деликатес — альбом «Zooma»). Готов поставить сто гривен на то, что мудрый «цеппелин» заходил в студию и делился советами, когда прописывали бас-гитару для песен «Keep Your Eyes Peeled» и «Smooth Sailing». Как минимум, консультировал на расстоянии.
Переход на другой, более интригующий уровень музыкального мышления – то прекрасное, что случилось с QOTSA. Напор, подкрепленный обилием непредсказуемых ходов. Переключение от песен-пробежек к песням-высказываниям: при этом изменилась не средняя длина треков, а их начинка, весомость каждого звука. Тут даже не рост качества – с этим у бригады Хомми всегда было в порядке. Тут, скорее, талантливая реструктуризация того, что было. Как встряска игрушечного калейдоскопа. Попытка чего-то подобного ощущалась уже и в рваной структуре песен «Era Vulgaris», но та пластинка была, пожалуй, сыроватой в этом плане. Новая — самый сок.
«I Sat By The Ocean», которая из рок-н-рольных куплетов разлива группы Creedence выкручивается в сложносочиненные припевы-ребусы. «If I Had Tail» с дэвидбоуиевским неврозом в вокале вечного друга QOTSA Марка Лэнегана и гитарным тембром, поросшим сорняками. «My God Is The Sun» — фидбэк в стоунерскую эпоху с ювелирной перкуссией и триллер-кодой в духе саундтрека к сериалу Lost. «Kalopsia» — бутерброд из психотропной лирики и вероломных рефренов, в которых гитара скрипит, как открытый спустя десять лет задраянный люк танка (в этом треке Трент Резнор ковырялся — так, к слову). В общем, не соскучишься.
Разумеется, творить все это безобразие Хомми помогала очередная версия музыкальной сборной мира. Джейк Ширз из Scissor Sisters на вокале в «Smooth Sailing». Алекс Тернер из Arctic Monkeys на бэке и на гитаре в «If I Had Tail». Элтон Джон на пианино и подпевках в «Fairweather Friends» (сэр Элтон сам позвонил Хомми и сказал: «Чего не хватает вашей группе, так это настоящей королевы». «Душечка, так будь же ею!» — ответил Джош). О Лэнегане и Резноре было сказано выше. В списке коллабораторов есть даже Джеймс Лавелль, который UNKLE, но не так уж просто выяснить, чем именно он пригодился.
Имея такую группу поддержки, Хомм не поленился провести и ротацию штатного состава. Ушедший в прошлом году барабанщик Джои Кастильо успел сыграть в четырех песнях, остальное отстучал Грол, который официально не присоединялся к группе, но фактически является сейчас ее пятым участником (Хомм не без гордости делился в твиттере фото студийного пульта, на соответствующем месте которого красовалась наклейка «барабаны Дэйва»). Кроме того, давно официально введены в состав клавишник Дин Фертита, игравший до этого с Джеком Уайтом, и басист Майкл Шуман (экс-Wires On Fire). На блудного сына Ника Оливери, изгнанного из группы семь лет назад, Хомм зла уже не держит, но и обратно не зовет — на «…Like Clockwork» он лишь подпел в двух песнях.
Вся эта братия пахала в студии, как на каторге — Джош не скрывает, что дерет с каждого по семь шкур, не взирая на имена. Потраченные литры пота дают о себе знать: альбом затягивает, как трехмерная воронка, на нем сто одежек — и все с застежками. Кто не любит возиться с застежками, тому и достанется меньше других.
Оценка: 9/10
В плейлист: «Keep Your Eyes Peeled», «The Vampyre Of Time And Memory», «Kalopsia».
З.ы. где там Элтон Джон правда непонятно, както упустил его, да и без Алекса Тернера можно было обойтись имхо
Сама написала рецензию на альбом, но пока еще не выпускаю ее в мир, потому что при первом прослушивании была в диком восторге от альбома, чем больше слушаю - тем осторожней отношусь. Не "распробуешь" его так просто, надо свыкнуться. Но то, что это знак качества - определенно! Один из самых значимых альбомов для меня в этом году!
спасибо!