Рецензия на альбом Primal Scream «More Light»

8
Опубликовано 13 декабря 2013 г.

Наверстываем упущенное за год. Майский релиз, один из самых насыщенных альбомов года, психоделическое путешествие VIP-уровня.


Гиллеспи явно профессор не только в угаре, но и в борьбе с похмельем.

Пару лет назад портал Gigwise задался целью определить «самый наркоманский альбом в истории музыки». Фаворита не пришлось долго искать — им стал диск «Screamadelica» шотландцев из Primal Scream.

Их психоделик-даунтемпо-хаус-рок в 90-е заметно влиял на тональность британских клубов. Их «Trainspotting» — одна из главных музыкальных точек в одноименном фильме Дэнни Бойла. Лишне уточнять, что Primal Scream по части контактов с разнообразной дурью мало чем отличались от героев этой ленты.

Теперь оцените масштаб революции: несколько лет назад лидер группы Бобби Гиллеспи завязал с алкоголем и наркотиками. Ну, он так говорит. И якобы именно поэтому «More Light». Мол, в голове просветлело.

Бог его знает, что в аптечке у Бобби сейчас, но даже если там один цитрамон, на степени дурмана в музыке его группы это не отразилось. Primal Scream по-прежнему среди главных претендентов на победу в номинации «Лучший трип года». И новый альбом, пожалуй, самое эффектное их путешествие в XXI веке.

Путь, которым идет команда Гиллеспи, это езда по встречной полосе. В то время когда мир осваивает новые технологии, Primal Scream старательно и методично от альбома к альбому вычищают из своих песен синтетику, модерн и движутся к первобытной ясности звука. Чистота шестиструнного баса и ситара им на сегодня дороже любой электронной петли. На сессиях «More Light» в студии работало шесть разных саксофонистов, и, надо сказать, оно того стоило.

В кресле саундпродюсера оказался Дэвид Холмс, и это важная деталь. Кто следил за творчеством этого человека (хотя бы по саундтрекам к трилогии Стивена Содерберга о друзьях Оушена), знает — мистер Холмс умеет превратить любой опус в праздник души. В «More Light» чувствуется широта его натуры: каждая секунда здесь утрамбована по максимуму. Саксофон звучит так, словно это инструмент размером с дом. Флейта трепещет, как пойманная птица.

Primal Scream не церемонятся с самого старта — для затравки здесь девятиминутный монумент с названием «2013». Бас добивает сразу до костного мозга, гитара расплывается огромной вязкой лужей, саксофоны, как положено, ревут, и возбужденный вокал — как приглашение на вечеринку. Если слушать «2013» вместе с клипом на нее, впечатление усилится многократно — в этом ролике для себя много интересного нашли бы и доктор Фрейд, и его коллега доктор Юнг.

От песни к песне события развиваются по логике медленно съезжающей крыши. Через чистокровный арт-рок («River Pain») и драйвовую шизофрению с хип-хоп-уклоном («Culturecide») они выходят к идиллической психоделии высшего сорта («Tenement Kid») и духоподъемному фанку («Invisible City»).

Короткий перерыв на балладу в ритме афтепати («Goodbye Johnny»), и все по новой с удвоенной дозой — вывернутый наизнанку панк-фанк в стиле «упоролся в хлам» («Sideman»), кислотная блюз-медитация с Робертом Плантом на бэк-вокале («Elimination Blues»), пост-панковое безумие («Turn Each Other Inside Out»).

Потом еще будет афте-афтепати, колыбельная для самых стойких бойцов и финальная «It's Alright, It's OK» — лучшее средство для пробуждения пополудни, когда пора вставать и поправлять здоровье. Гиллеспи явно профессор не только в угаре, но и в борьбе с похмельем.

Весь описанный спектакль — это филигранное сочетание винтажности стиля и убойной актуальной подачи. Primal Scream слишком плотно увязли ногами в психоделическом прошлом, чтобы не замечать этого, The Velvet Underground и The Doors у них уже давно в крови, но смотрят они при этом только вперед.

Это рок-н-ролл без возраста, опиумные песни выдающегося качества, которые могут унести на седьмое небо, если им довериться. И не так уж важно, как изменился рацион употребляемых веществ Бобби Гиллеспи, если музыка Primal Scream, как и прежде, чистый неразбавленный товар. Лишь бы был здоров.

В плейлист: «2013», «River of Pain», «Сulturecide», «Tenement Kid».

Оценка: 9/10.


Напиши свою рецензию на альбом Primal Scream «More Light» в разделе Open Critics. Достойные рецензии читателей будут опубликованы на Open.ua.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 8 комментариев
  • Р 17 декабря 2013 г. 17:08
    Понравился альбом. Почти как их фирма 1991, только взрослее.
  • Yury Bereza   14 декабря 2013 г. 17:49
    неожиданно отличный альбом. теперь вплотную надо заняться прослушиванием Гиллеспи и Ко. кстати, духовые в начале "Invisible City" напоминают партию из "The Undefeated" других прекрасных сумасшедших, Super Furry Animals.
  • Maxim Komlev   14 декабря 2013 г. 17:10
    Поздновато дали рецензию на один из лучших альбомов года. Все лето слушал без перерыва. Советую еще послушать CD 2, там есть крутые вещи. Однозначно охеренный альбом.
  • deen 14 декабря 2013 г. 15:30
    вовремя же пздц просто
  • cornelius 14 декабря 2013 г. 17:01
    многие даже группы такой не знают и тем более не следят за ее альбомами. для них это отличный повод познакомиться с PS.
  • й 16 декабря 2013 г. 21:24
    Если бы не написали и не узнал бы, просто супер группа.
  • zhanna 14 декабря 2013 г. 18:09
    депешисты точно должны знать)
  • Alex Dmitriev   18 декабря 2013 г. 16:27
    задротам дивоушинала на заметку :)

Лучшие комментарии
16.12.13 21:24
6
й
Если бы не написали и не узнал бы, просто супер группа.
14.12.13 17:01
6
cornelius
многие даже группы такой не знают и тем более не следят за ее альбомами. для них это отличный повод познакомиться с PS.
14.12.13 17:49
3
неожиданно отличный альбом. теперь вплотную надо заняться прослушиванием Гиллеспи и Ко. кстати, духовые в начале "Invisible City" напоминают партию из "The Undefeated" других прекрасных сумасшедших, Super Furry Animals.
17.12.13 17:08
2
Р
Понравился альбом. Почти как их фирма 1991, только взрослее.
14.12.13 18:09
2
zhanna
депешисты точно должны знать)