Серьезный и взрослый разговор в режиме хип-хопа. Самый смелый альбом в истории украинской поп-музыки.
В погоне за словами легко забыть о музыке, но это не о Шурове.
Умение не наступать на горло собственной песне — непростая наука для любого популярного артиста. Слышать свой голос, не поддаваясь на вибрации и ожидания, которым живет мир по другую сторону рампы. Если судить по второму альбому Дмитрия Шурова, он явно доктор в этой науке.
«Не прекращай мечтать» — поступок, близкий к подвигу. Показав дебютным альбомом «Простые вещи», что ему комфортно быть в поп-контексте и качественно расслаблять публику, теперь Шуров закладывает лихой вираж. По всем канонам построения карьеры популярного артиста в Украине, это поворот не туда. Выходя на уровень залов в одну-две тысячи человек, у нас принято не повышать планку, а занижать, поскольку кишка тонка. Pianoбой выбрал другой маршрут.
Безответная любовь к Родине, звериные оскалы социума, синдром массового оглупления — вот о чем поет теперь Шуров. Он многословен и обезоруживающе откровенен — слова прут из него, словно каша из волшебного горшка в сказке братьев Гримм. Не удивительно, что в альбоме тонны речитатива — это самый современный язык выражения для музыканта, которому есть что сказать.
Темы, которые тревожат Шурова, это, разумеется, не открытие Америки. Каждый второй рэпер XXI века официально заявляет, что жизнь — дерьмо. Но в лучшем случае, эти заявления похожи на выпуск оппозиционных новостей, поскольку внутренний мир декламатора убог, а уровень культуры катастрофичен. Рядом с такими авторами-исполнителями Шуров смотрится, как Каа на фоне бандерлогов.
Например, признаться в любви к Родине и не сфальшивить — не проще, чем признаться в любви к другому человеку. Но у него получилось. Выставив ключевое слово за скобки, в название (в тексте нет слова «родина»), Шуров написал одну из самых пронзительных песен о мистической связи человека и земли. Причем лишенный географических привязок текст «Родины» делает ее универсальной, она годится для всех — от чукчей до папуасов.
В погоне за словами легко забыть о музыке, но это не о Шурове. «Не прекращай мечтать» — это глубокий и насыщенный минимализм с инъекциями инструментальной роскоши только в нужных местах. Первые семь песен — классическая хип-хоп-пластинка, где весь звук, по сути, соткан по формуле «бас+бит+пианино». У кого-то другого могло бы выглядеть скудновато, но решающий фактор — кто сидит за пианино. Нет смысла раскладывать по полкам все, что тут демонстрирует Шуров — в этом плане как раз все ожидаемо прекрасно. Как и прежде, особенно захватывающе он звучит в нижнем регистре. Только из-за жанровых деформаций по ходу слушания теперь думается не о Джейми Каллуме, а о музицирующем Эминеме.
С помощниками ему тоже повезло. Песню «Ихтиандр» щемящей делают труба и флюгельгорн (Антон Бурыко). Щедрый на эмоции «Выходной» накачан безумным драйвом еще и потому, что там есть живые барабаны (Андрей Надольский). «Зомби» становятся очень личной песней благодаря скетчу — фрагменту фильма «День Независимости» Антонины Ноябревой («Дима, парень с головой на плечах»). Наконец, «Родина» пролезает беспардонно в душу во многом из-за того, что вторым вокалом там идет детский голос — сына Лёвы.
Даже если Шуров не равен своему лирическому герою, а носит в себе только половину тяжелых мыслей, озвученных в песнях, ему не позавидуешь. Потому что призыв не прекращать мечтать, при всем очевидном жизнелюбии, все-таки выглядит здесь как судорожное хватание за последнюю соломинку, которая, еще вопрос, вытянет ли. Небо, нависающее темно-серым сапогом, и неприкаянные недострои на обложке альбома больше резонируют с этими песнями, чем бодрый вертолетик на ДУ, который Шуров запускает в промо-ролике пластинки.
Но в том и фокус, что «в общем, все умерли» тоже не годится как слоган к «Не прекращай мечтать». Да, в последней песне «Поезд» состав катится по просторам Мордора к пропасти, но не слова тут важны. Клавиши под руками Шурова рассыпаются джазовыми знаками вопроса, оставляя финал открытым. «Что дальше?» — мы сами вправе искать ответ. Есть подозрение, что дальше не пропасть, а непонятно откуда взявшийся мост через нее.
В плейлист: «Родина», «Ихтиандр», «Выходной», «Поезд».
Оценка: 8/10.
Напиши свою рецензию на новый альбом группы Pianoбой «Не прекращай мечтать» в разделе Open Critics. Достойные рецензии читателей будут опубликованы на Open.ua.
Тим більше, Шурову не вперше робити нетрендові речі. Те, що він покинув Океан Ельзи на піку популярності групи - сильний вчинок. Як і те, що він не у більше не у складі Земфіри.