Рецензия на альбом Patti Smith «Banga»

3
Опубликовано 20 июля 2012 г.
Автор: Сергей Кейн

Интеллектуалка от панка признается в любви Булгакову, Гоголю, Тарковскому, посвящает песни Эми Уайнхаус и Джонни Деппу, вдохновляется картиной Пьеро делла Франчески в своей привычной поэтической манере. Подробный разбор нового альбома Патти Смит.


Бабушка-огонь Патти, у которой мужской твердости и напора по жизни было больше, чем у большинства альфа-самцов, с годами звучит все прилежнее. В новом альбоме «Banga» 65-летняя крестная мать панка сперва кажется нежной и умиротворенной, будто в сочельник. Но переходя от песни к песне, она делится своими волнениями, а напоследок входит в суровый и нервный раж.

Это ее первый полноценный студийник за восемь лет (сборник каверов не в счет). Здесь все взвешенно, глубоко, мудро — в общем, настоящий праздник души и для меломанов, и для самой Патти.

…2008 год стал для Патти Смит годом Михаила Булгакова. Друг подарил ей книгу «Мастер и Маргарита», завернутую в эфиопское одеяло. Артистка настолько восхитилась романом, что слету прочитала все основные труды Булгакова, а затем переключилась на «Мертвые Души» Гоголя.

В том же году Патти пригласили с концертами в Россию — пользуясь случаем, она устроила себе тур по местам обитания своих новых литературных героев. Заодно прошлась по жизнеописанию Тарковского и попутно сочинила песню «Tarkovsky (The Second Stop Is Jupiter)». В общем, часть материала для альбома буквально вырвалась наружу из подсознания артистки именно тогда.

Следующий прилив вдохновения случился в марте 2009: Патти Смит и ее верный соратник-гитарист Ленни Кей отправились в 10-дневный круиз на лайнере «Коста Конкордия», где давали концерты для Жана-Люка Годара и съемок его нового фильма «Социализм».

На борту парохода, созерцая море, творческий тандем сочинил вступительную песню альбома «Amerigo» — оду Америго Веспуччи, путешествиям, рассвету нового мира (злая ирония судьбы: «Конкордия» затонул двумя годами позже). «Проснись, проснись», — нежно говорит здесь Патти.

Такая же легкая и следующая песня «April Fool’s»: первый сингл к альбому, представленный, разумеется, 1 апреля — в День дураков и День рождения Николая Гоголя. Все эти истории и подоплеки очень важны для полного понимания драматургии альбома.

Стоические и пафосные интонации «Fuji-san» — молитва за весь японский народ после землетрясений 2011 года. «This Is The Girl» — дань молодому артистизму покойной Эми Уайнхаус, одни из самых простых и красивых стихов в альбоме: «это девушка, ради которой падали все слезы, это девушка, у которой был бал».

Заглавная песня «Banga» — о преданности, одном из самых сильных и важных чувств по мнению автора. Так звали собаку Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите». Пилат доверял только Банге, а Банга была безоговорочно верна хозяину. Потому песня и звучит враждебно, будто собачий рык. Джонни Депп, близкий друг Патти, подыграл здесь на гитаре и барабанах.

Кстати, здешнюю композицию «Nine» артистка сочинила в честь Дня роджения Деппа. Патти навещала актера в Пуэрто Рико на съемках «Ромового дневника», но приехала без подарка — пришлось выдумать и презентовать песню. Том Верлен из Television, еще один товарищ, довершил студийную версию дзеном витиеватого гитарного соло.

Когда в январе 2011 Патти Смит узнала о смерти французской актрисы Марии Шнайдер, то стала вспоминать, как они познакомились в 76-ом во время тура «Horses», потом в голове всплыл образ ее безымянной героини в фильме «Пассажир» Антониони и эстетика 70-ых в целом — так родилась песня «Maria».

По-прежнему мало высокопарности? Тогда вот вам напоследок 10-минутная психоделика «Constantine’s Dream». В одну из ночей итальянского тура, в Ареццо, Патти приснился конец света и плач святых. В холодном поту, артистку потянуло в церковь на молитву. Там она увидела полотно «Сон Константина» Пьеро делла Франчески 1455 года.

«Constantine’s Dream» — это словесно совершенный поток сознания, полный фантасмагорических образов в лучших традициях Патти Смит, одновременно уносящий разум и выносящий мозг, тревожный, нарастающий до инфернальной бури и исчезающий в никуда.

Многие увидели в этой композиции атмосферу альбома «Horses», но здесь нет необузданной прыти 75-го года, которая стремится вперед тонкой стрелой, — скорее пожилой отчаянный натиск, который валит единым массивным фронтом.

Напоследок остается кавер на «After The Gold Rush» Нила Янга с голосами маленьких детей на подпевке — жизнь, мол, продолжается, после любого мрачного апокалипсиса следует свежее начало. Сквозь скитания, переживания и вопросы Патти прорвалась к этому новому миру, о котором пела в первой песне диска.

Творчество Патти Смит — это, прежде всего, поэмы. Свободные и свободолюбивые, сочные, вязкие, увлекающие в эмоциональный трип. Затем их облачает в музыку одаренное окружение артистки. Вот почему «Banga» требует особого отношения. Сами по себе, многие здешние песни могут показаться громоздкими и неповоротливыми, но ведь это не альбом в чистом виде, а сборник поэзии, усовершенствованный музыкальными аранжировками и весомым буклетом.

Оценка: 7/10

В плейлист: «Amerigo», «This Is The Girl», «Constantine’s Dream».

Patti Smith

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 3 комментария
  • Анонимный пользователь 26 июля 2012 г. 15:03
    Последний абзац ярко характеризует душу альбома. Все остальное - неуместно. Зря потраченое время. И не только читателей.
  • Анонимный пользователь 23 июля 2012 г. 8:09
    Патти прекрасна! По поводу сборника поэзии - точно. Альбом же, кажется, и продается не в привычном квадратном кейсе, а в прямоугольном, как книга.
  • Анонимный пользователь 22 июля 2012 г. 20:09
    патти скучна так же, как и рецензии кейна. не дочитал, но осуждаю.