Илье Лагутенко скучно быть серьезным, он хочет резвиться. Цирк вернулся.
«Хочется и то, и это, и пятое-десятое», — эти слова Лагутенко хорошо объясняют его нынешний творческий метод.
«Мумий Тролль» — первый и последний (не считая Земфиры, конечно) российский проект, который успел застолбить за собой статус священной коровы. В те времена, когда еще всемирная сеть не была площадкой для музыкального конвейера с запредельными мощностями. Когда еще можно было выглядеть монументом на фоне относительного безрыбья. И потому, на правах ветерана среднего возраста, «МТ» заслуживает того, чтобы присматриваться к каждому его шагу.
Пять-шесть лет назад казалось, что карнавала больше не будет. Период очаровательных и порядком надоевших ужимок Лагутенко сменился новой серьезностью. Альбомы «Амба» и «8» ввели группу в режим поджарого инди, который оказался ей очень к лицу. На контрасте с предшествующими мяуканьями (особенно в «Меамурах») суровый и аскетичный «МТ» смотрелся очень элегантно и по-взрослому.
«SOS матросу» — стремление отвесить поклоны прошлому. Цирк вернулся. Лагутенко открыто говорит, что это некая игра в ретро: с реверансами в адрес русского рока, с использованием винтажной аппаратуры и отдельных партий, записанных кустарным demo-методом.
Легко поверить, что за кулисами этого цирка шумно и весело — чего стоит только 14-месячное кругосветное плавание «МТ» на барке «Седов». Но знакомство с пластинкой похоже на перелистывание чужого фотоальбома, в котором не хватает ни подписей к снимкам, ни логики подачи материала. «Хочется и то, и это, и пятое-десятое», — эти слова Лагутенко из недавнего интервью хорошо объясняют его нынешний творческий метод.
В «SOS матросу» много обрывков музыкальных мыслей и симпатичных выдумок. Очевидно, что это труд талантливых людей, увлеченных своим делом. Одного лишь соло на поплывшей гитаре в «Федорином горе» или синтезаторного хлюпанья в «Десертах» достаточно, чтобы понять — идей у них был полный вагон.
Но что делать с этим разноцветием звуков и как отделаться от странного аромата затхлости, который они источают, — не понятно. Если понимать неофициальный термин «говнорок» не как оскорбление, а как специфический жанр, то первые пять песен диска — говнорок XXI века.
По всему видно, что Лагутенко скучно быть таким же серьезным, как пять лет назад, ему хочется резвиться. Но все эти сосы-матросы выглядят как музыка для роскошного корпоратива в честь юбилея владивостокского рок-клуба. В особенности песня «Четвертый троллейбус».
Со второй половиной альбома интереснее — тут наблюдаются признаки и другой жизни. «Космический десант» хочется запомнить хотя бы за фортепиано, «Акулы или паука» — за строчку «мечты распались, а пришли мечтатели». Окончательное пробуждение наступает на «Колыме» — семиминутной простыне, авангардно-эмбиентная кода из которой дороже всех остальных фокусов пластинки.
И совсем уж хорош финал. Пасмурный, дремучий «Малёк» и, вместо занавеса, «Странные игры» — песня-ключ ко всему альбому, где всплывает четкий визуальный ряд 80-х: жвачки, джинсы-варенки, музыка на бобинах, Эммануэль из одноименного фильма. На этом тексте можно снова проверить то, что отлично работало в упомянутой выше «Амбе»: оказывается, когда Лагутенко изъясняется не на языке абырвалга Полиграфа Полиграфыча Шарикова, а на вменяемом русском, он не менее — и даже более — интересен.
Скорее всего, эта пятиминутка внятности — лишь остановка на пути «МТ» к новым экспериментам. Но, если это неизбежно, было бы здорово, если бы они в будущем упражнялись в арт-идеях, как в клипе «Брат три», снятом китайской художницей Лу Ян, а не пучили глаза, как Лагутенко в видео на «Акулы или паука».
В плейлист: «Колыма», «Малёк», «Странные игры».
Оценка: 6/10.
Напиши свою рецензию на новый альбом группы «Мумий Тролль» «SOS матросу» в разделе Open Critics. Достойные рецензии читателей будут опубликованы на Open.ua.
Будет ли рецензия на Editors?
Альбом они взрослый и интересный выпустили, ИМХО.