Рецензия на альбом группы «Ляпис Трубецкой» «Матрёшка»

4
Опубликовано 8 марта 2014 г.

Запах революций в новых песнях белорусских рубак. Шутки в сторону, забрала открыты, цирк уехал и клоуны вместе с ним.


В цистерне едкой и саркастической жидкости, которую выплескивает на слушателя новый альбом, самое изящное — это его обложка.

«Есть у революции начало», — пелось в старой песне. С группой «Ляпис Трубецкой» это случилось где-то в районе альбома «Капитал». С тех пор возмущенный разум белорусов кипит с нарастющим эффектом. Будет ли у этой революции конец, не известно. Но то, что альбом «Матрёшка» — стадия, близкая к апофеозу, это почти наверняка.

В Украине «Ляписов» любят давно и неистово. Но еще никогда их новые песни не попадали в такой резонанс с событиями, которые касаются всех до единого украинцев. Материал «Матрёшки» написан полтора-два года назад, а выглядит так, будто сочинялся этой зимой прямо на улицах Киева, Харькова и других городов. Живи мы в мире победившего легального контента, сложно даже представить, какие сказочные тиражи продаж сейчас имел бы «Ляпис» в нашей стране.

Группа официально открещивается от ярлыков «агитка» и «пропаганда». Но когда в твоих песнях вырастают баррикады, а ты занимаешь четкую позицию по одну из сторон от них, то агитпроп почти неизбежен. Изрядная часть «Матрёшки» держится на прямых призывах, предостережениях и восклицательных знаках. По припеву одной только песни «Телевизор» можно изучать в школе повелительное наклонение глаголов.

Собственно, а почему бы и не пропаганда? Тоже жанр, тоже имеет место быть. Тем более что в исполнении Сергея Михалка и команды это скорее антипропаганда — звонкая инъекция против тупости, трусости и косности. К старой ляписовской формуле «не будь скотом» после «Матрёшки» можно добавить еще и «не будь дураком». В эпоху глобального процесса превращения мозгов в майонез очень даже нужный лозунг.

Другое дело, что при таких настроениях особо не до искусства. И не до искусности. В цистерне едкой и саркастической жидкости, которую выплескивает на слушателя новый альбом, самое изящное — это его обложка. Гири-матрёшки рядом с названием-шифровкой-выкриком в адрес соседнего восточного государства — произведение искусства, которому вполне место на выставках. Но в большей своей части пластинка — это прямолинейные удары молотом, лобовой поп-панк с дерзким хип-хоповым сердцем. И все явно именно так и задумывалось.

Ослепительная ирония, которая много лет была фирменным знаком «Ляписов», почти сошла на нет. В «Матрёшке» почти нечему улыбаться в ответ. Оно и понятно — темы такие, что не до шуток. Но отчего-то грустно, что группа отказывается от такого мощного оружия в угоду напряженно-серьезному выражению лица. Причем иногда вопрос не в текстах, а в интонации. Вот на бумаге песня «Танк» — вполне себе фонтан остроумия, а поется так, что тоскливо до жути.

Есть версия, почему так. Увязнув по горло в революционном менталитете, «Ляписы» перекрыли себе доступ каких-то музыкальных витаминов, которые ранее (в том же «Капитале») помогали им сверкать всеми цветами радуги и при дефиците каковых их музыка превращается в подобие рубки дров. Увлекательный и полезный процесс.

Но по-настоящему глубоко дышится там, где белорусам удается хотя бы на шаг отступить в сторону с этой территории. Например, в «Клоуна нет», куда здорово вписалась мандолина. Или в «Котловане», где спрятаны самые изящные уколы в альбоме: «Перероем Землю,/Перероем Марс,/Потом возьмемся за Солнце,/Подправим ему анфас».

Очевидно, что все эти нюансы утонут в запале живого концерта «Ляписов». Очевидно, что так сейчас им и хочется — больше благородного угара, меньше тонкостей. В мартовско-апрельском украинском туре — от Львова до Луганска — будут килотонны драйва и литры пота.

Бог даст — дураки поумнеют и пьяные протрезвеют. Это важно и нужно. А вопросы эстетики можно обсуждать потом. Но обсуждать тоже будет нужно. Потому что пластмассово-героические метания «коктейлей Молотова» и лучники-шлемоносцы вперемешку с Христом в клипе «Воины света» — это такая же бездна вкуса, как и золотой батон в Межигорье.

И еще важно, чтобы «Государство» Егора Летова, которое «Ляписы» перепели, продрало всех до самого нутра. Чтобы под звон тромбонно-трубных фанфар и солнечный регги между вторым и третьим куплетом не показалось, что убить в себе государство — это такой щелчок двумя пальцами.

Летов не зря пел голосом, подобным наждачной бумаге: чтобы все понимали, как это трудно. Чтобы из двух строчек из песни «Ляписов» «Чайка» — «Дурак всегда знает ответы,/Мудрец всегда знает вопросы», — мы чаще находили себя во второй, а не в первой.

В плейлист: «Матрёшка», «Котлован», «Клоуна нет».

Оценка: 6/10.


Напиши свою рецензию на альбом «Ляписа Трубецкого» «Матрёшка» в разделе Open Critics. Достойные рецензии читателей будут опубликованы на Open.ua.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 4 комментария
  • Виктория 6 мая 2015 г. 18:42
    "Ляпис Трубецкой" – едва ли не главное культурное достояние постсоветской Беларуси. Пройдя путь от минского околотеатрального андеграунда до попсовых стадионных солянок, Сергей Михалок и компания неожиданно для многих вернулись к своим альтернативным корням. Только на смену декларативному пьянству пришел столь же декларативный бокс, а на смену абсурдистским пародиям на поп-шлягеры – хлесткая социальная сатира.

    Истинным ценителям - http://zvonkey.com/artist-lyapis-trubeckoi
  • Вадим Коваленко   13 марта 2014 г. 16:28
    суть рока - протест и просвещение.

    на постсовке сегодня для меня это Ляпис и ОЕ
  • Артем Гольцов   2 июня 2015 г. 9:56
    Прям таки суть) Рок бывает очень разный, а Ляпис с новым проектом вообще скатился в говно
  • popcorm 12 марта 2014 г. 10:54
    Хороший альбом, но короткий + Государство Летова, в исполении Ляписа, уже было в 2002 г на Трибьюте

Лучшие комментарии
суть рока - протест и просвещение. на постсовке сегодня для меня это Ляпис и ОЕ
06.05.15 18:42
2
Виктория
"Ляпис Трубецкой" – едва ли не главное культурное достояние постсоветской Беларуси. Пройдя путь от минского околотеатрального андеграунда до попсовых стадионных солянок, Сергей Михалок и компания неожиданно для многих вернулись к своим альтернативным корням. Только на смену декларативному пьянству пришел столь же декларативный бокс, а на смену абсурдистским пародиям на поп-шлягеры – хлесткая социальная сатира. Истинным ценителям - http://zvonkey.com/artist-lyapis-trubeckoi
12.03.14 10:54
2
popcorm
Хороший альбом, но короткий + Государство Летова, в исполении Ляписа, уже было в 2002 г на Трибьюте