Молодость бьет фонтаном, как нефть из новой скважины. Рок-н-ролл жив. Правильной дорогой идут товарищи из Глазго. «Scotland!»
Два года назад Алекс Капранос хотел уничтожить Franz Ferdinand. Случись это, вряд ли бы началась еще одна мировая война, как после убийства одноименного эрцгерцога в 1914 году. Но, как минимум, мир не услышал бы альбом «Right Thoughts, Right Words, Right Action». Спасибо, Алекс, что передумал.
Два года назад Капранос поймал себя на том, что FF превращается в одну из его предыдущих работ (там было много чего — от повара до водителя). Слишком много обязательств, механики, рутины. Слишком мало полета души и вдохновения. Раньше он сломя голову бежал от таких ситуаций. Но тогда он отвечал только за себя, а здесь группа. Они зашли в студию, сыграли и поняли, что по-прежнему молоды и полны сил.
Логично, что новый альбом они продюсировали сами, без помощников — впервые в карьере. Чтобы FF жили дальше, им надо было остаться наедине с собой. Вспомнить, зачем они вообще здесь. И это сработало. В «Right Thoughts, Right Words, Right Action» есть та свежесть и святая простота, которая поражала в их дебюте. Они будто вернулись в те дни, когда только-только вылезли под свет софитов из своего заброшенного здания-«замка» в Глазго. Сделали свое «right action».
Правильное действие в новых песнях FF сочетается с соответствующими «thoughts» и «words». Тексты навеяны чтением романа «Ланарк» их знаменитого земляка Аласдера Грея и воспоминаниями Капраноса о периоде своей юности. Тема общая: поиск молодым растущим организмом своего места во вселенной. Молодость прет из этих песен, словно нефть из только что вскрытой скважины. По паспорту Алекс уже пятый десяток разменял, но, судя по творчеству, документ врет, и ему едва перевалило за двадцать.
Хотя формально FF, в общем, вписываются в реставрацию пост-панка, сердцевина их музыки — все-таки 60-е. Игрушечные винтажные клавишные, технологически выверенная сырость саунда — все это отсылки к пионерской эпохе рок-н-ролла и его переплавки в психоделию. В общей фактуре звука слышна бешеная энергетика The Kinks, во «Fresh Strawberries» слишком очевидны отголоски пресловутых «земляничных полян», воспетых Ленноном/Маккартни, в «Right Action» и «Treason! Animals» красноречивые заходы в карнавальные заговоры The Doors и нотки моррисоновских камланий.
Все описанное разнообразие легко вливается в единый поток и ритм пластинки. Не только скромный хронометраж (35 минут), но и монолитность треклиста делают этот альбом одним из тех редких примеров, когда десять песен проносятся экспрессом на одном лишь вдохе, не оставляя времени для выдоха. Понятно, что у каждого тут будут свои хиты, но выкорчевывать их — все равно, что слушать первую и четвертую часть симфонии, перепрыгивая через вторую и третью.
Рок-н-ролльная симфония FF заканчивается иронично-грустным опусом «Goodbye Lovers & Friends», где Капранос признается в ненависти к поп-музыке и всем, кто не разделяет его чувств, говорит «давай, до свидания». Это красивое кокетство, учитывая, что Алекс однажды сказал: «Мы играем поп-музыку. Если ты покачиваешь ножкой — это уже поп». Потому что за годы существования FF ничего не изменилось — это одна из лучших рок-н-ролльных дискотек XXI века, органичный гитарный фэнтези-поп. Эта музыка не просто приглашает покачать ножкой, она предлагает тебе от души дурачиться, делать милые глупости и скакать зайчиком вокруг елки. Ну, или что там у них в Глазго растет.
В плейлист: весь альбом.
Оценка: 9/10.
Напиши свою рецензию на новый альбом Franz Ferdinand «Right Thoughts, Right Words, Right Action» в разделе Open Critics. Достойные рецензии читателей будут опубликованы на Open.ua.
Альбом откровенно скучный.
Хейтеры сосут.
А вы не привередливый.