Знаки отличия в сочетании с манией величия. Новый переполох на рэп-Олимпе.
Удачно все сложилось: стоило поутихнуть разговорам о новых альбомах Jay Z и Канье Уэста, как масла в огонь подлил Эминем. Есть что-то последовательное в том, что рэп-год по сути закрывает самый маститый белый rap god. Не нужно быть расистом, чтобы получать удовольствие от его заочного спора с черными братьями.
Каждой песне, в принципе, можно посвятить отдельный абзац.
«The Marshall Mathers LP 2» — вторая часть, но никак не сиквел. Эминем попросил не искать здесь ремейков и прочих улик, связывающих этот диск с тем релизом, который сделал его мировой звездой 13 лет назад. И правда, из 2000 года здесь разве что микро-сэмпл из «The Real Slim Shady» в песне «So Far…». План Маршалла был в другом — он мысленно возвращался к истокам своей славы, когда писал новые песни. Похоже, он уже достаточно набрал в возрасте, чтобы оглядываться назад.
За каждым треком тут стоит грандиозный труд. Каждый номер сшит из множества звуковых лоскутов, которые прилажены так ловко, что ниток не разглядеть. Первый же запуск — «Bad Guy» — наглядный тому пример: не успеваешь охнуть, как мелодраматичная размеренная читка перерождается в захватывающий симфо-рэп-финал.
За спиной главного героя — целый эшелон помощников с именами такого масштаба, что из них можно было бы собрать небольшой зал славы рэп-н-ролла. Рик Рубин — саундпродюсер в четырех песнях, Dr. Dre — исполнительный по всему альбому. Рианна и Кендрик Ламар — на бэках, Beastie Boys и академические композиторы ХХ века — среди авторов в использованных сэмплах.
В искусстве брать в аренду чужие мелодии-ритмы Эминем и его саунд-боссы — натуральные гроссмейстеры. Местами сэмпл просто делает всю песню, как в «Rhyme Or Reason», за которую отдельный поклон группе The Zombies и ее песне «Time Of The Season» 1968 года. Вообще, список цитат в этом альбоме выше всяких похвал: пройдя по ссылкам на использованные опусы, можно составить себе отдельный недурственный плейлист. Эминем здесь как Тарантино, с той лишь разницей, что Квентин уже дает готовую коллекцию в виде саундтрека, а тут требуется ручная сборка.
Каждой песне, в принципе, можно посвятить отдельный абзац. Но если коротко о главном, то: «The Monster» с Рианной — это артиллерийский залп по чартам, который вполне может пойти по стопам знаменитой «Love The Way You Lie»; «Survival» и «Berzerk» — фронтальные атаки с гитарами, которые поднимут мертвого; «Asshole» — ловкое сочетание агрессии и нежности с удачным присутствием певицы Скайлар Грей; «Stronger Than I Was» — энергетический гимн с убийственно красивым фортепиано; «Legacy» — милая в своей сопливости баллада, где отметилась живущая в США российская певица Полина Гудиева.
Точно распределив на 77-минутном отрезке рэп-штурмы и мелодические сеансы, Эминем добился оптимального баланса: диск не проседает по ходу, в его ритмичном течении нет явно слабых мест. Скучать тут некогда, и ухо стоит держать востро, чтобы не пропустить перлы. Например, то, что творится с 4.26 по 4.41 в песне «Rap God». Дело не в том, что это почти сто слов за четверть минуты. Дело в безумной пластике, которая и является визиткой этого парня.
Важной частью этой визитки являются, конечно, тексты. И вот тут все очень странно. В Эминеме наметился очевидный сдвиг: если раньше он материл на чем свет окружающую действительность (и часто в точку), то теперь акцент уходит в сторону самовосхваления. Он по-прежнему умеет раздать на орехи (в «Evil Twin» кому только ни досталось — от Джастина Бибера до Backstreet Boys и LMFAO), он обезоруживающе обаятелен в откровениях (в «Headlights» признается в любви к маме — какая прелесть). Однако, когда дело доходит до слов о себе любимом, начинается патология. Понятно, законы жанра, необходимость меряться достоинствами. Но хочется вызвать ему доктора.
«Survival», «Berzerk» и «Rap God» — монологи, где Эминем выступает как герой старого анекдота, герой которого считал себя графом Монте-Кристо, а всех остальных людьми нетрадиционной ориентации. Все эти удары кулаком в грудь и страстное желание нарваться на комплимент смотрятся так себе. В худшем случае, это выглядит как элементарное занудство. В лучшем — как порывы человека, которому не хватает чужой ласки и внимания. Гештальт-психологам наверняка об этом есть что сказать.
Поэтому, чтобы не испортить впечатление от песен, лучше либо не вслушиваться, либо воспринимать Маршалла Мэзерса как ругливого плюшевого мишку, героя кукольного рэп-театра, и улыбаться в ответ на его тирады. 41-летний мальчик скандалит в рэп-песочнице, бывает.
Разумеется, как человек умный, он предусмотрел такую реакцию. «If you don't like me then fuck you!» — недвусмысленное заявление из песни «Survival». Не кипятись, Эм. Вот тебе лайк.
В плейлист: «Bad Guy», «So Much Better», «Rap God», «Stronger Than I Was».
Оценка: 8/10.
Напиши свою рецензию на новый альбом Эминема «The Marshall Mathers LP 2» в разделе Open Critics. Достойные рецензии читателей будут опубликованы на Open.ua.
Хорошая рецензия:) Альбом крутой, а тексты - по сути самовосхваление - это рэп-шаблон, так что Эминем просто отдаёт должное олд-скулу, которым он никогда не был:) Ну и упомянутые 15 секунд пулемёта - это три раза ку.