Грандиозный саунд, чистая рок-порода, олдскул без нафталина. Альбом, который стоило ждать 35 лет.
Когда люди собираются в студии после паузы в тридцать с лишним лет, это не шутки. Кажется, будто то, что было между ними раньше, — может, вовсе и не с ними случилось. Альбом «13» Black Sabbath убеждает, что можно реанимировать отношения и после такой безумно долгой разлуки.
С тех пор как в 1978 году Оззи Осборна выгнали из группы за пьянство, утекло столько воды, что рассказов хватит на целую книгу. Вкратце: команда жила, пластинки выходили, микрофон кочевал из одних надежных рук в другие (от Иэна Гиллана до Ронни Джеймса Дио), а в конце 90-х материализовались слухи о реанимации «золотого» состава. Притеревшись снова друг к другу на концертных записях, Осборн, гитарист Тони Айомми и басист Гизер Батлер к 2012 году добрались, наконец, до студии. Несговорчивого барабанщика Билла Уорда заменили Брэдом Уилком (Rage Against the Machine, Audioslave). Брэд, к слову, не подкачал.
Для многих Black Sabbath за эти годы превратились в «группу, где солист — чувак из сериала “Осборны”». Для кого-то — в застывшую в граните прошлого рок-легенду. Но важнее другое: все музыканты разной степени тяжести (от Metallica и Iron Maiden до Foo Fighters, список огромен) почитают их за отцов родных и не устают бить поклоны. Для дум-метала, трэша, гранджа, ню-метала и прочей музыки суровых риффов Black Sabbath — все равно, что Пушкин и Шевченко для русской и украинской культур. Дело «Cаббат» никогда не умирало и продолжает стабильно побеждать.
Выпуск альбома музыкантами с таким статусом — как десантирование рок-богов с небес. Само собой, пока они собирались с силами, на земле много чего изменилось. При таких раскладах очень легко оказаться посмешищем, пришельцем из каменного века. Но нет, обошлось. «13» — образцовый пример апгрейженного олдскула, рок-классики, которая не отдает нафталином, а благоухает, как майская роза.
Студийный Black Sabbath еще никогда звучал так грандиозно и сокрушительно. Бас Батлера не был таким оглушительным, партии Айомми такими скульптурными. Дело не в том, что дедушки научились чему-то, чего не умели раньше — просто XXI век на дворе, новые технологии, а они все еще в форме. Это вообще увлекательное занятие — представлять себе, как звучали бы в наше время люди, безвозвратно отгремевшие в 60-70-е. Black Sabbath, к счастью, пока с нами.
Есть какая-то высшая справедливость в том, что писал «13» Рик Рубин — продюсер, с 80-х создающий звук той «тяжести», которую породили Black Sabbath (программные записи Slayer и System of a Down, в первую очередь). Таким образом, рок-история завершила еще один виток своей спирали – человек, вдохновлявшийся когда-то записями этих музыкантов, адаптировал их в новом времени (так же, как пять лет назад Рик обеспечил Metallica отличный трэш-камбэк на примере Death Magnetic). Два из девяти баллов, отпущенных альбому, — персонально Рубину. Звук тут такой, что понятно — люди в студии горы двигали.
Так и не разберешь, что тут разносит вдребезги мозг надежнее всего. Штурмовой рифф и лучшее на альбоме соло Айомми в «Age of Reason»? Или словно уплывающая за горизонт акустическая гитара в «Zeitgeist»? Или молодецкая губная гармоника Оззи в «Damaged Soul»? Или тяжелая медвежья поступь финальной «Dear Father»?
Да, стартовый кусок «End of Beginning» жутко смахивает на начало «Black Sabbath» — песни, с которой у них все начиналось. Да, в «Loner» мотив подозрительно похож на «N.I.B.», четвертый трек с того же дебютника. Но, во-первых, откапывать самоповторы в деталях — это мелочно, а во-вторых, никто и не предполагал открывать Америку. Очевидно, что Оззи и его друзья проверяли, как ложатся наработки их первых четырех альбомов на свежий материал в неслыханном доселе для них саунде. Как выяснилось, безупречно ложатся.
А то, что им просто нравится играть на аллюзиях со своим классическим материалом, понятно хотя бы по колоколу в концовке пластинки. Это же тот самый колокол, который звонил в начале их самого первого альбома.
Так что установки прежние: выворачиваем кишки блюзу, поем о смерти, Боге и запущенности души, отсекаем гитарами куски скал. Сносным, в общем-то, сольным дискам Оззи последних лет двадцати страшно не хватало именно этого бескомпромиссного величия и чистоты породы, которые ему могут обеспечить, наверно, только Айомми и Батлер.
И вообще, чувствуется, как они, несмотря на склоки, соскучились друг по другу.
В плейлист: «End of the Beginning», «God Is Dead?», «Age of Reason».
Оценка: 9/10.
Автор такого бреда, когда вдруг Оззи выгнали, ожет он сам свалил, а?
Прочел бы хоть автор книгу, где Айомми рассказал как Оззи слился тупо.
Книга в помощь, автобиографию под названием «Железный человек. Мой путь через Небеса и Ад с Black Sabbath»
Звук безумно сильный.
P.s. альбом настольком суров и мрачен, что ночью даже страшно слушать =)))
А старички Саббаты порадовали.
Последние рецензии Сергея очень поверхностные и безэмоциональные. Не хотелось бы, чтобы Кейн вместо анализа этого интересного альбома просто рассказал чем Канье занимается последние годы и озвучил избитые слова про Deah Grips.