Арт-хаус и мейнстрим, креатив и шаблоны, парижский чердак и нью-йоркская студия. Два гиганта американского хип-хопа посреди лета. Кто из них — первый парень на деревне? Чей релиз в 2013 году оказался круче?
Два года назад форварды американского хип-хопа Канье Уэст и Jay Z узаконили свою давнюю творческую дружбу, выпустив совместный альбом. Пластинка «Watch the Throne» оказалась чем-то вроде тяжелого танка, инкрустированного бриллиантами. От всего в ней, включая обложку, рябило в глазах. Невыносимая крутость бытия, которую демонстрировали старые приятели, поражала воображение и одновременно нагоняла тоску.
Теперь табачок врозь, теперь снова каждый идет своим путем, и это к лучшему. Потому что, как бы ни были сопоставимы по яркости оба героя, им все-таки далеко не по пути. Новые альбомы Уэста и Jay Z, которые вышли с интервалом в две недели, — ясное тому подтверждение.
Конечно, людей, которые приложили руку к обеим этим записям, хватает — Фрэнк Оушен и Трэвис Скотт, к примеру. А как иначе — от одной кровеносной системы питаются. К тому же, оба названных помощников — молодая шоу-биз-поросль, а наши герои падки на свеженькое.
Однако, ровно отсюда начинаются кардинальные отличия. Уэст придумывал материал, базируясь на парижском чердаке, а Jay Z — в нью-йоркской студии. Первый искал сырость и жесткость в звуке, второй — стерилизовал его до предела. Наконец, первый взял в саунд-советники Daft Punk, второй — Тимбаленда. Тоже, скажем прямо, разного поля ягоды. Но это все закадровые детали, а теперь по сути.
Уэст изначально пришел в хип-хоп как революционер. С первых же его альбомов было понятно, что явился человек, который любит порубать на куски все штампы, перемешать останки, поперчить, посолить, протушить — и выдать нечто, не сразу напяливающееся на голову. Плюс-минус этого маршрута он придерживается уже десять лет.
Jay Z на сегодня — эталон хип-хоп-респектабельности, делец от рэпа, чуткий инвестор. Человек, понимающий, что потенциальный шлягер должен ровным слоем укладываться на радиоволну. Мастер, который мыслит не столько композициями, сколько песнями, и знает, что лучше далеко не уходить от r'n'b-поля — это помогает покрывать аудиторию оптом.
С новыми альбомами все именно так. «Yeezus» — это творение, «Magna Carta… Holy Grail» — продукт. Уэст сконструировал новую маленькую вселенную с людьми и роботами, сшил платье из лоскутов, единственное в своем роде. Jay Z качественно обслужил целевую аудиторию и грамотно разрисовал упаковку, чтобы околдовать потребителя. Говоря языком брендов мужского печатного глянца, Уэст — это Esquire, а его визави — GQ.
В «Yeezus» у каждого трека пар креатива валит из ушей. В «Magna Carta… Holy Grail» чувствуется идеально выверенная работа по проверенным лекалам. Уэст добывает дух музыки прямо из воздуха, а Jay Z конструирует ее тело из подручных материалов. Уэст вкручивает сэмпл допотопной венгерской рок-группы Omega так, что это звучит как привет с того света, а у Jay Z даже фрагменты нетленки Nirvana выглядят словно еще одна толстая цепь на шее.
«Yeezus» — коллекция хип-хоп-симфоний, меломанский триллер, в котором из угла в угол шарахаются призраки фанка, хауса и дабстепа. «Magna Carta… Holy Grail» — добротная презентация свадебной вечеринки хип-хопа и r'n'b, где на фото мелькают Бейонс и Джастин Тимберлейк. При всем уважении к последним, призраки вставляют больше.
Альбом Уэста для хип-хопа — это крупнобюджетный арт-хаус в лучшем смысле этого слова, живая комбинация незаурядных ходов. Диск Jay Z — высококлассный мейнстрим, после знакомства с которым, в общем, нечего сказать, кроме как «ну, там спецэффекты классные».
И вот эти, такие разные, пластинки с интервалом в две недели покорили вершину чарта Billboard. У каждой из них своя минута славы, своя отметина на высшей ступени подиума. Пожалуй, это одна из лучших иллюстраций к лозунгу «Америка — страна возможностей».
В плейлист:
West — «I am a God», «New Slaves», «Guilt Trip».
Jay-Z — «F.U.T.W.», «Heaven», «Jay Z Blue».
Оценка:
West — 9/10
Jay-Z — 6/10
Напиши свои рецензии на новые альбомы Jay Z и Канье Уэста в разделе Open Critics. Достойные рецензии читателей будут опубликованы на Open.ua.
P.S. Выбрасывайте свои смартфоны и MP3-плееры, ищите динамики побольше! Такое нужно слушать исключительно на колонках, да погромче!
P.P.S. Впервые за о-о-очень долгое время мурашки по коже после первого прослушивания (а именно: On Sight, Black Skinhead, I Am a God и Hold My Liquor), причем музыки жанра не совсем близкого моему уху.
В «Yeezus» у каждого трека пар креатива валит из ушей. В «Magna Carta… Holy Grail» чувствуется идеально выверенная работа по проверенным лекалам. Уэст добывает дух музыки прямо из воздуха, а Jay Z конструирует ее тело из подручных материалов. Уэст вкручивает сэмпл допотопной венгерской рок-группы Omega так, что это звучит как привет с того света, а у Jay Z даже фрагменты нетленки Nirvana выглядят словно еще одна толстая цепь на шее'
Дядя Игорь, я Вас люблю. Йоооомайо. Это ж надо так. Браво. Особенно первый абзац. Правда, последнее предложение, конечно, крутой ход),
П.С. Так-так, Бейонсі і Лінкін Парк мені теж не дуже подобаються.
p.s. jay z на втором месте в мире по количеству альбомов возглавлявших billboard top-200. выше только beatles.
у Каньє найсильнішим треком виявився по-моєму "Black Skinhead".