Sziget Festival 2013: город свободы и счастья

10
Опубликовано 30 сентября 2013 г.

В августе в сердце старинного Будапешта в 21-й раз прошел фестиваль Sziget. На остров в Обуде вновь съехались фаны совершенно разных стилей музыки, любители разнообразного отдыха и культур. Кто-то ехал ради выступлений Ника Кейва, Blur, Editors, Franz Ferdinand, Woodkid, Biffy Clyro или Empire of the Sun. Кому-то было абсолютно все равно, под что веселиться — лишь бы в компании друзей и новых знакомых. В итоге все получили сполна.

Лучшие, по нашему мнению, события феста, впечатления наших друзей-фестивальщиков (Андрей Уренев, Максим Васильев, Глеб Гончар, организаторы Sziget Kyiv и другие), фото, видео, а также мини-гид по Будапешту — в нашем отчете о Sziget Festival 2013.


Фестивалю Sziget уже 20 лет. У него есть многотысячная компания старых друзей и постоянно разрастающаяся армия новых. Это касается не только зрителей, но и участников феста. Организаторы стараются совершенствовать уже проверенные фишки и в умеренных дозах добавлять что-то новое.

Собственный Cirque du Sziget, Luminarium, Sziget Eye (привет, Лондон), зона для творчества, театры, кинозона, мини-библиотека, тент логических игр (тут проводился чемпионат по собиранию кубика, изобретенного знаменитым венгром Рубиком), «Magic Mirror» (специальный тент для встреч представителей ЛГБТ-сообщества), спортивные площадки — вот лишь небольшой перечень альтернативных музыкальной программе мест.

За четыре года с момента моего предыдущего визита на Sziget изменилось многое. Во-первых, на острове ввели удобную систему оплаты услуг (покупаете карточку, кладете на нее деньги и расплачиваетесь исключительно ею).

Во-вторых, важнейшая сцена «A38» теперь находится возле главной. Поэтому, к примеру, после Blur можно было продолжить пляски под Woodkid не теряя сил на прогулку. В-третьих, отныне на фесте есть официальный, хоть и небольшой, пляж. В-четвертых, увеличилось число палаток с едой на любой вкус (от «Mega Vega» до «Crazy Grill»). И это лишь часть нововведений.

Удивительно, территория одна и та же, а сцен и развлечений все больше и больше. Хотя в этом году лозунг феста и гласил, что Sziget — это «остров свободы», могу с уверенностью сказать, что это не просто остров в центре европейского города, а целый многонациональный город в городе.

Тут есть свои улицы и бульвары, национальные кварталы (палаточные городки часто делят по странам), собственная служба безопасности, транспорт (на прокат, но все же), личный Лас-Вегас (тент для бракосочетаний), сувенирные открытки и паспорт. Свои законы, в конце концов. Город Sziget живет своей насыщенной жизнью, а Будапешт — своей. Иногда казалось, что жителям и гостям венгерской столицы было все равно, что совсем неподалеку от них происходит одно из важнейших музыкальных событий Европы. Пока фестивальщики спешили в свою естественную среду обитания, в Будапеште жизнь шла своим томным летним чередом.

Кстати, приятно удивило решение городских властей сделать работу общественного транспорта круглосуточной. Если вы не хотите ночевать в палатке, то доехать до центра, кроме такси, вы сможете и электричкой, и метро. Гулять ночью по Будапешту даже приятнее, чем днем. Отсутствие 40-градусной жары, вечернее освещение венгерского парламента и работа многих клубов, ресторанчиков и фастфудов — основные причины таких симпатий.

Отмечу, что, к сожалению, этим летом удалось оценить только программу пятницы и субботы, а также вечерних концертов четверга. Но и этого хватило для ушей и души опытного меломана.

Одна из прелестей венгерского феста в том, что праздник музыки и свободы длится круглосуточно и практически везде. Вот на «Tribute»-сцене вторят кумирам парни из Foo Lighters, у «Afro-Latin-Reggae» ловят кайф от музыки — и не только — представители разных стран. В «Yeni Raki Roma Sator» без устали танцевали все, даже люди постарше. Джаз, обилие танцевальных вечеринок, традиционная сцена с венгерской музыкой. Это ли не рай?

Поп-рэпер Dizzee Rascal, выступал, слава Богу, в четверг на главной сцене вторым. Сет из 16 песен явно можно было сократить. Да и собравшийся народ расшевелился только на несколько композиций. Чуть ли не единственная радость — голос Флоренс Уэлш в записи «You've Got the Dirtee Love».

Испанские ска-панки Ska-P, по-моему, выступают на фесте чуть ли не каждый год, все больше превращая свои концерты в представления на злобу дня. Но на темы, понятные только команде и их соотечественникам. Ska-P — профи, но на главной сцене организаторы могли бы дать выступить и другим.

Камбэк The Fratellis на деле оказался скучным. Команда из Глазго выглядела на главной сцене, как кавер-бэнд, исполняющий кантри и блюз. Исключение — хиты «Chelsea Dagger», «Flathead» и «Henrietta».

На улице было +40 °С, однако это не помешало нашей «ДахеБрахе» надеть свои теплые костюмы. Основная часть аудитории этно-мастеров была родом из Украины, зато все остальные зрители, не обращая внимания на непонятный язык, честно отдавались услышанному. В какой-то момент иностранцы слились в танцевальных па с украинским десантом, что в очередной раз доказывает значение настоящей музыки.

Местные жители, или как называли их организаторы — «szitizens», знали: если хочешь попасть на сеты более-менее известных личностей на «Party Arena» или «A38», нужно приходить заранее. Очень заранее. Но даже при большом желании это не всегда получалось. Из-за насыщенного расписания мне, да и многим другим, пришлось танцевать под Nero, Booka Shade и Parov Stelar Band за пределами тента. Но один плюс в этом был: на улице места больше и воздух свежее.

И еще о свободе. На острове, кроме фриков из разных стран, можно было спокойно наткнуться на американцев из группы !!!, которые прогуливались после душа, и участников Enter Shikari. Вокалист последних нарисовал для нас автопортрет своей банды.  

Первой масштабной радостью фестиваля для меня стали шотландцы Biffy Clyro. Одно дело пересматривать концертные записи, слушать альбомы, которых у парней уже шесть, но совершенно другое — видеть группу в нескольких метрах от себя, следить за искренним сумасшествием на сцене и чувствовать ту дикую энергию и мощь, которая исходит от ребят.

Удачно выбранная первая песня выступления («Different People»), открывающая и двойной студийник «Opposites», блоки из наиболее взрывных композиций («Who's Got a Match?», «Sounds Like Balloons», «Biblical», «The Joke's Оn Us», «Bubbles»), несколько менее громких номеров, дабы перевести дух. О пиротехнических дополнениях программы я уже молчу.

Выступление Biffy Clyro хоть и было продумано до мелочей, но заставляло как минимум подпрыгивать и аплодировать с высоко поднятыми руками. Да и стыдно было просто стоять и смотреть, когда с бородачей Саймона Нила и братьев Джонстонов водопадом лился пот. К слову, из-за этого фронтмену несколько раз меняли микрофон.    

Многие из присутствующих наверняка хвастались своим друзьям после возвращения, что они вживую слышали уже почти легендарную фразу «We are Biffy fucking Clyro!».

Biffy Clyro чувствуют себя на большой сцене естественно. Преодолев сложности во время записи «Opposites», набравшись сил для еще более масштабных гастролей, чем предыдущие, шотланды абсолютно заслуженно в этом году собрали полный лондонский зал O2 Arena на 20 тысяч зрителей, стали одними из хэдлайнеров главных британских фестов Reading и Leeds, а также нескольких европейских фестов.

Звуки волынки в предпоследней «Stingin' Belle» ничего, кроме счастливой улыбки, у зрителей не вызывали. Финальные строчки из «Mountains» многонациональный хор «Сигета» пел из последних сил. Первое выступление Biffy Clyro в Венгрии прошло более чем успешно.

Начало концерта британцев Editors затягивалось. Фаны покорно ждали, смотря на увеличенную версию обложки альбома «The Weight of Your Love», украшавшую задник сцены. Выйдя из-за кулис, наиболее скромно и сдержанно выглядел фронтмен Том Смит. Но уже после первой песни, дремучей «Sugar», Том стал совсем другим. Он пел так, будто делал это только для кого-то одного,  переживал каждую строчку так, словно снова и снова признавался в любви даме сердца.

В этот вечер он носился по сцене, менял гитары, следил за крауд-серфингом в толпе и при этом продолжал выступать.

Парни чередовали новый материал («A Ton of Love», «Two Hearted Spider», «Formaldehyde», «The Phone Book») с заслуженными хитами («Bones», «Munich», «Smokers Outside the Hospital Doors», «Bullets»). Новые «редакторы» Джастин Локи и Эллиотт Уилльямс выполняли свои функции с неменьшим энтузиазмом, чем основатели группы. Превратившись в квинтет, Editors позволили себе играть еще громче, собраннее и вдумчивее.

Кроме того, появились незначительные, но удачные дополнения к аранжировкам старых песен. Коллектив выступал в свое удовольствие, не забывая отдавать частицу своих душ зрителям. Правда, ответная реакция могла бы быть и лучше. Посетители «Сигета», видимо, не успели хорошенько послушать июньский альбом, так как безумствовали только на известных композициях.     

Начав выступать еще при свете, концерт Editors заканчивался уже в темноте, когда фигуры музыкантов хаотично мелькали в дыму и лучах прожекторов. Идеальное сочетание с их музыкой. Зрителям Sziget Festival 2013 повезло услышать «Nothing» в исполнении одного лишь Тома с гитарой и 9-минутную версию боевика «Papillon». Всегда бы так.

Редким фестивальным сетом порадовал пятничной ночью Woodkid. Несколько тысяч хипстеров и простых меломанов забили тент «A38» до отказа, изменив всем остальным сценам и вечеринкам. Дружный визг и аплодисменты начались с первых звуков «Baltimore's Fireflies» и не прекращались до последних аккордов концерта. Зрители, как никогда на «Сигете», стали одним целым с артистом и его командой. Зал поддерживал практически каждый удар по барабанам, реагировал на движения Йоанна Лемуана, наблюдая при этом и за видеорядом.

Да, талантливый француз — известный клипмейкер, но аплодисменты он заслужил и за то, что все песни сопровождались отдельными роликами, а не просто клипами. Особенно запомнились «Iron» и «Run Boy Run».

Несмотря на выступление в сокращенном составе и без огромного оркестра, Woodkid влюбил в себя всех пришедших. Грустные песни превращались в нечто теплое и приятное, заставляя сердце биться чаще, а ноги двигаться под ритм барабанных ударов. Йоанн прыгал, руководил своим ансамблем и толпой, а также без устали благодарил всех пришедших. Woodkid признался, изменив текст песни «Brooklyn», что «My heart belongs to Budapest». Случайные посетители стали фанами, а постоянные поклонники талантливого француза, немного похожего на хоббита, даже плакали от переизбытка чувств. Под занавес Woodkid разошелся до того, что приветствовал всех, забравшись перед этим на спину одного из своих музыкантов.

Если вы уже были или еще побываете на шоу Йоанна, то 2013 год точно будет прожит не зря. Его концерт — определенно то, что стоит увидеть и прочувствовать. Как минимум один раз.

Хэдлайнерский выход Blur в пятницу был, пожалуй, самым ожидаемым на фесте. На поле было настолько многолюдно, что тем, кто оказался вдали от сцены, приходилось залазить на стулья, становиться на цыпочки и внимательно следить за происходящим.

Именно Blur смогли собрать максимальное, на мой взгляд, количество зрителей на фестивале. Ну а как же еще встречать легенд нашего времени? Если честно, то я и не думал, что когда-нибудь увижу Blur вживую.

Концерт начался, как и полагается, с подрывной и беззаботной песни «Girls & Boys», которой вот-вот стукнет 20 лет. «Ah ah ah ah ah ah!» — дразнился Дэймон Албарн. «Ah ah ah ah ah ah!» — сливались в единый хор несколько десятков тысяч голосов. Вслед за своим первым хитом «There's No Other Way» британцы напомнили, что они известны не одними лишь громкими и шумными вещами. Все собравшиеся покорно приняли приглашение в сумбурный и невеселый мир переживаний под «Out of Time» и «Caramel». Дэймон и компания умело чередовали минорные песни с мажорными. Они, впрочем, играли то, что хотели, умудрившись при этом исполнить хотя бы по одной песне из всех своих альбомов.

Толпа слетала с катушек, услышав первые аккорды знакомых песен. А уж когда живчик Албарн подбегал к людям ближе, а то и вовсе стоял впритык к заведенным фанам, то гул вокруг стоял серьезнее, чем на футбольном матче. Вечно молодой Дэймон, которому будто не 45, а от силы 25 лет, с каждой песней расцветал и двигался более раскованно. Особым моментом стало перемещение Албарна к одному из микрофонов бэк-вокалисток, когда основную вокальную партию в «Coffee & TV» исполнял гитарист Грэм Коксон. Кроме того, он щедро поливал первые ряды фанов водой из бутылок, благодарил за невероятный прием, ведь это было первое выступление Blur в Венгрии. Чувствуя отдачу «Сигета», свободнее вели себя и остальные участники команды.

«Tender is the day
The demons go away
Lord I need to find
Someone who can heal my mind»

В этот вечер исцеление прошло с песнями, которые любишь и знаешь более 15 лет. После массовых танцев и объятий с фанами из разных стран под «Country House» и «Parklife», зазвучала вечная «End of a Century», намекая на приближающийся финиш. Ничего не поделаешь — «This Is a Low». На бис Blur исполнили очередной лирический блок («Under the Westway», «For Tomorrow» и «The Universal»), чтобы вечер запомнился даже отъявленным скептикам и снобам. Завершилось самое, пожалуй, главное и незабываемое выступление фестиваля, гимном бритпопа «Song 2». На концерте Blur можно помять бока и немного пострадать в давке, однако это не помешает стать счастливее. А все благодаря химии между Дэймоном, Дэйвом, Грэмом и Алексом, и тому, что они творят с поклонниками.

Отметился на Sziget Feastival 2013 и Мика. Вот уж не думал, что о нем еще помнит такое количество людей. Хиты хитами, а главным оружием Мики была его команда. Вместе музыканты устроили красочное поп-рок-шоу, и дело тут не в конфетти и оформлении сцены.

Мика превращался то в лирического героя, то в беззаботного балагура, то в руководителя своего музыкального цирка. Безумный праздник. Хвала организаторам за то, что догадались сделать Мику хэдлайнером субботнего вечера.

Это, пожалуй, то, чем запомнился Sziget 2013 больше всего. Далее — порция впечатлений о фесте и Будапеште друзей Open.ua.

Максим Васильев (организатор Stare Misto Festival, директор по маркетингу пивоваренной компании «Перша приватна броварня»)

«Если честно, то был я не на “Сигете”, а просто в Будапеште, и на фестиваль выбрался очень целенаправленно — на Ника Кейва. Для меня и моего поколения он легенда, и, несмотря на жару и невероятное количество мошкары над сценой (в лучах приборов было видно), Кейв был отличный (людей было не очень много, что радовало:)). К сожалению, не смог поехать на Рашида Таху.

В целом мое личное впечатление: слишком много всего, в поисках источника роста фестиваль перерастает самого себя, становясь огромным, бесконечным, для всех и вся. Мне по душе более уютные и менее массовые события.

Хотя для молодежи лет 18-22 это, наверное, именно то, что нужно. В Будапеште стоит посмотреть: Ruin bars (лучше Fogas, чем Szimpla Kert — последний стал слишком туристическим), любые панорамные виды (можно с дворца и замка в Буде, а можно и с Цитадели и холма Геллерта), внутренние дворики (просто бродить по Пешту и заглядывать наугад). И еще: в Венгрии отличное розовое вино (не “Токай”). Не для гурманов, а просто как напиток. Можно пить много, стоит недорого, и голова не болит. Минус: температура под сорок градусов в течение двух недель — это слишком».

Андрей Уренев (бывший программный директор радиостанции «Просто Радио» и бывший генеральный директор «MTV-Украина»)

«Это был мой третий “Сигет”. Предыдущие посетил в 2006 и 2010 годах. Мои менее консервативные друзья сто раз говорили: “Да поедь на нормальный фестиваль типа Primavera, что ты на этом “Сигете” зациклился!”. В этом году мне очень приглянулся лайн-ап Primavera Sound в Барселоне, поэтому я заехал и туда. Совсем разные вещи. Это как выбрать между выпить с женой в хорошем ресторане вина под каннелони с кроликом или оторваться в “Фазенде” с друзьями, сидром-боярскими-огородами-человечками...

Когда я хочу именно оторваться, альтернативы “Сигету” я не знаю. Полное погружение, при котором лайн-ап иногда отходит на второй план. (Но не в случае Дэвида Гетты. Его шоу на закрытии — это полный фейл. Такой жирной точки от “Лучшего фестиваля Европы” я не ожидал.)

Приятным открытием стал Szimpla Kert. Гигантский многоуровневый и многокомнатный бар в Будапеште, куда мы отправились в нулевой день фестиваля и где встретили Тима Бертона (между нами состоялся один из самых незабываемых диалогов) и Skin из Skunk Anansie.

Полноценная фестивальная жизнь начинается в первый день — среду. На прошлом фесте в среду меня поразили Bonaparte, а в этом году — Everything Everything. А вот Alex Clare — унылое говно, ноль энергетики как у него самого, так и у музыкантов. Bat for Lashes хороши, напомнили мне The Hardkiss, но мелодичнее.

Dizzee Rascal и его свора — умницы, на одном дыхании, хотя в записи их не слушал, не слушаю и не буду. Такое же впечатление от немцев Seeed. Никогда бы не подумал, что мне может понравиться такое, но тем не менее.

Franz Ferdinand устали играть свои песни до того, как они смогли мне понравиться. Не мое, плюс ничего нового с 2006-го я не увидел. Концерт Tame Impala я ждал сильно, так как в Барселоне они произвели на меня очень хорошее впечатление. Но почему-то во второй раз колдовство не сработало. Посмотрел половину и пошел дальше. Альбом продолжаю слушать и теперь, он гениальный.

Невероятный ажиотаж на Woodkid был для меня сюрпризом, так как только в сочетании с невероятными музыкальными видео я вижу ценность в его песнях. Ладно бы не было Энтони Хегарти, но он же есть! Ожидаемым праздником стали Empire of the Sun. Никаких эстетских откровений, но красивый песенный материал плюс фрик-шоу — хорошо зашло.

Про Blur и Ника Кейва все писали и так — ничего не добавлю. Хорошо, крепко, но хватит. Хочу хороших новых песен у Blur и старых у Кейва. В жизни — все ровно наоборот. Сильно-сильно понравились !!!. Настоящие рок-звезды. “Сегодня музыка звучит так”.

В общем, через год я точно там буду опять. Но если снова все закончится чем-то типа того, чем закончилось в этом — я даже не знаю...»

Антон Дегтярев (digital copywriter, Peppermint Interactive)

«Изначально целью поездки в Будапешт был вовсе не Sziget, а город сам по себе. Потому пребывание на фестивале рассматривалось в качестве приятного бонуса. Последний фестивальный день был выбран не случайно, так как для меня именно тогда лайн-ап был наиболее уместным и компактным. Empire of The Sun, Erol Alkan, Boys Noize — такая вечеринка меня более чем устроила.

К тому же, вопреки моим пророчествам печальной инди-жвачки с парой хитов, австралийцы были очень веселы и качовы, ну а с Эролом и Boys Noize была уже моя третья встреча за последние годы, потому, чего друг от друга ждать, мы представляли. Техно и угар в толпе товарищей по счастью из других стран. В общем, круто, с организацией все отлично, а великолепная система с недорогой и бесперебойной службой такси на выходе совсем порадовала под занавес.

Может, теперь как-нибудь и выберусь непосредственно на фестиваль. Видно, что на полный осмотр его достопримечательностей нужно куда больше времени. Сам Будапешт великолепен. Нам несказанно повезло с жильем — еврейский квартал, соседний подъезд от Симплы, главной точки сбора местной и неместной молодежи. Именно это место, а также весь квартал, я бы и посоветовал гостям венгерской столицы для начала».

Оксана Мамченкова (редактор раздела «Культура» журнала «Корреспондент»)

«Личный топ-3:

1. Blur. Во-первых, Дэймон Албарн — потрясающий музыкант, очень харизматичный и обаятельный фронтмен, человек-легенда. Во-вторых, нет ничего лучше, чем когда десятки тысяч людей хором поют любимые песни. В-третьих, это как прикоснуться к истории, причем очень красивой ее части.

2. Dub FX. За те четыре года, что прошли с его первого приезда в Киев, он не растратил ни капли очарования и на “Сигете” в который раз доказал, что умеет раскачивать как небольшое скопление уличных зевак, так и многотысячную толпу. Он устроил неожиданный и невероятный по своей интенсивности рейв, с первого и до последнего звука которого публика чутко реагировала на все просьбы, все песни и все басы.

3. Mika. Опять же невероятно обаятелен и артистичен, с кристально чистым и мощным голосом, с полным радости шоу.  И плевать, что половина его аудитории — подростки, а другая половина — геи. Он все равно самый крутой поп-исполнитель своего поколения.

Что касается музыки, то фестиваль, по-моему, не для придирчивых меломанов, а для публики чуть попроще и пожизнерадостней, умеющей получать удовольствие от хорошей, но не слишком экспериментальной музыки. На “Сигете”, конечно, миллион всего, но, если не считать музыки, моей главной любовью был цирковой шатер. Акробаты, эквилибристы и прочие показывают номера очень высокого уровня и счастье это длится по несколько часов каждый день. С едой и напитками на фесте все хорошо, разнообразно и недорого. Это тоже большой плюс.

Времени посмотреть Будапешт у меня почти не было, но сработало мое универсальное в таких случаях правило — если времени в обрез, нет смысла бежать и смотреть достопримечательности, нужно выйти из гостиницы и просто идти. Я несколько часов пробродила по центральным, но не самым туристическим районам. Все это очень напоминало то ли Прагу, то ли Львов, но при этом очень четко чувствовалась своеобразность этих красивых старых фасадов и странной планировки. Этого, в общем, оказалось вполне достаточно, чтобы полюбить город и захотеть туда вернуться».

Олег «Фагот» Михайлюта («ТНМК»)

«Фест мені весь подобається. На цьому багато хорошого було, але мені зайшло наступне: Нiк Кейв, Woodkid, Rangleklods, Рашид Таха, ну і Blur, звісно. “ДахаБраха”, як завжди, були неперевершені та гідні більш вдалого часу для виступу. На “Сігеті” все круто, атмосфера нереально чарівна».

Глеб Гончар (ветеран «Сигета»)

«На “Сигет” я езжу уже 8 лет, и с первых заездов он как минимум сократился до 5 дней. Если же говорить про топ-артистов нынешнего феста, то первым, безусловно, будет Ник Кейв, которого я на “Сигете” вижу во второй раз — и в обоих случаях это был разрыв. Вторым музыкантом для меня идет темнокожая принцесса Скин из Skunk Anansie. Это настоящая первородная дикость с изяществом соул-вокала. Ну и третий — подпухший, но все такой же гениальный Дэймон Албарн и Blur. Хотя я бы подчеркнул, что “Сигет” прекрасен не концертами, а своей мультикультурностью, когда с каждым новым шагом встречаешь новые сюрпризы. Для более крутых лайн-апов есть масса других еврофестов, но такого буйства красок и настроений нет нигде.

Будапешт давно стал для меня почти родным. Глянуть стоит знаменитый “Лабиринт” (но только если открыта полная экспозиция), клуб “А38”, что находится на украинской барже (к тому же фестивальщики поймут, откуда такое название у одной из сцен). Ну и конечно знаменитые купальни, но не известную всем купальню Сечени, а нечто более личное. Хотя бы Лукач или Рудаш.

Мне лично очень интересно разыскивать по городу маленькие кафешки и трактиры, куда сознательно могут добраться лишь местные жители, где время идет медленно и ты чувствуешь город порами кожи».

Габор Феер (друг редакции)

«В Венгрии в этот период царит невыносимая жара и в рамках феста она делает столицу еще несноснее. Конечно, организаторы всеми возможными и невозможными методами борются с этим пеклом, но ни паровые ворота, ни своеобразное аэрозольное решение не особо помогало. К сожалению, мне не удалось провести на фесте все 5 дней, но самые интересные события я постарался посетить.

Blur. Невероятно, но факт: чтобы встретиться со своими любимцами и одной из главных групп в истории Британии, венгерским поклонникам пришлось ждать едва ли не двадцать лет, не говоря уже о том, что все громкие имена целой эпохи (Oasis, Radiohead, Suede, Pulp, The Stone Roses) уже успели отыграть на большой сцене “Сигета”.

Вопреки тому факту, что Албарну и компании уже далеко за сорок, в них присутствовало больше энергии и драйва, чем у большинства сегодняшних команд: за Албарна вышли бы замуж даже те девушки, которые впервые услышали его только в Gorillaz. Оказалось, что он один из самых крутых фронтменов современности: Дэймон с легкостью подавал руку фанам, расположившихся в первых рядах, был общителен, поливал водой ударника Раунтри и даже успел поздравить кого-то со свадьбой.

Дэймон относится к тому числу музыкантов, с которым хотелось бы дернуть пивка. Песни прозвучали почти из всех альбомов, новейшие остались на заднем плане, но, зная их историю, это где-то и понятно. Стартанули чуваки сразу же с “new wave disco” “Girls & Boys”, в конце прозвучала самая популярная композиция группы, гранж-пародия “Song 2”, во время исполнения которой публика испытала настоящий катарсис. “Popscene” в сетлист не включили, а “Caramel” лучше бы вообще не играли.

В целом же имело место все: футбольный гимн (“Parklife”), квинтэссенция английского попа (“Country House”), госпельная любовная песня (“Tender”) и сдержанный гитарный поп (“Coffee & TV”). Покажите мне еще один такой коллектив, который за последние двадцать лет написал столько же классных хитов, причем в столь различных стилях — задачка не из простых.

Woodkid был одним из самых актуальных музыкантов летнего фестa. На самом деле, было довольно странно наблюдать за тем, что кто-то настолько популярен в Венгрии. Как правило, тот или иной исполнитель здесь приобретает признание после выпуска двух или трех альбомов. Было любопытно услышать, как будут звучать вживую его грандиозные номера, но, к счастью, рядом с французом оказалось много музыкантов.

Довольно медлительное “Baltimore's Fireflies” — не самое подходящее сочинение для исходной точки, но как только по очереди зазвучали “I Love You” и “Run Boy Run”, я все больше попадал под очарование простоты и широты исполнения главного героя того вечера. Думаю, и сам Лемуан был слегка удивлен, что его музыка до такой степени востребована в этой части Европы.

“Сигет” в этом году действительно начал топать по ухабистой дороге, и, бесспорно, от лайн-апа у меня не закружилась голова, но если человек с открытой душой и сердцем провел бы пальцем по программке, то мог заполучить несколько приятных часов.

На фесте вы можете встретиться с половиной населения Старого Света, за две минуты подружиться с незнакомцами или просто веселиться до рассвета с друзьями. Естественно, в независимости от положительных эмоций, я тоже не раз стоял с кислым фейсом и крыл матом звукачей локации под названием “А38”, не считаю дешевым пиво за 640 форинтов (около 24 гривен) и был бы безгранично рад, если бы на “Сигете” вновь появилась метал-сцена.

Мне удалось сбежать от серых будней повседневной жизни и побродить по лабиринтам мини-городка. Уникальная атмосфера единства, творчества и всеобщей эйфории коснулась меня сполна. Уже жду 22-го этапа.

Будапешт — город, который надо изучать ногами. Он нереально красив! Остров Маргит с его огромнейшим парком, проспект Андраши и площадь Ференца Листа, будайская сторона и гора Геллерт. Прогулка по Дунаю на корабле, замок Вайдахуняд, площадь Героев, улица Ваци. Основные достопримечательности указаны в любом путеводителе, но обязательно нужно посмотреть парламент, музей изобразительных искусств, зоопарк и Тропикариум».

Олег Иванов (друг редакции; отпраздновал День рождения на концерте Blur)

«Удалось посмотреть только Blur и Woodkid. В целом выступлением Blur я доволен, хотя в сетлист можно было зарядил и больше хитов. Он получился такой не совсем цельный, что ли. Да и некоторые альбомные версии как-то не так ярко звучали вживую. Woodkid мне понравился. Пусть и несколько однообразно, но музыка очень интересная и была выгодно представлена визуально световым сопровождением.

Сам фест очень концентрированный разными ивентами, которые происходят вокрут тебя и на каждом углу. В Будапеште лучше всего в полночь прогуляться по набережной и, сидя потом на лавочке с видом на противоположный берег, откупорить токайское и неспешно осушить бутылку».

Валерий Мирочник (маркетинг-директор Sziget Ukraine)

«Sziget был моим третьим фестивалем за это лето, и с точки зрения комфорта, уровня сервиса, безопасности и насыщенности программы — это лучший фестиваль на котором я когда-либо был. Немаловажная составляющая успеха «Сигета» — это атмосфера, которая царит на “острове свободы”, непередаваемый дух единения, братства и любви.

Кроме музыки тут каждый может найти что-то свое. Можно прыгнуть с банджи, покататься на колесе обозрения, научиться вышивать крестиком, посмотреть кино, позагорать на пляже, посетить цирк, стать участником театрализованного шествия, спеть в караоке, послушать лекции от Amnesty International или Greenpeace. Одним словом, скучать тут некогда.

В музыкальном плане, несмотря на далеко не мегакрутой лайн-ап, тоже было очень неплохо. Даже несмотря на то, что я приехал на Sziget по работе, отрывался я в течение пяти дней до самого рассвета. Фестиваль находится буквально в получасе езды от центра Будапешта, в котором, помимо уймы памятников архитектуры, я бы посоветовал обязательно посетить городские термальные купальни — Сечени и Геллерт, парочку ресторанов венгерской кухни, обязательно попробовать гуляш, паприкаш и фуа-гра.

Личный топ-3 музыкальных выступлений на Sziget 2013:

1. Nick Cave & The Bad Seeds. Это было нечто неимоверное, культурный шок в хорошем смысле. Изначально я себе просто не мог представить Кейва в формате фестивального оупен-эйра, но то, что он Творил (именно с большой буквы) на сцене — это было волшебно! Я, как и многотысячная толпа возле главной сцены, был словно в трансе, иногда я даже ощущал, как по коже бегут мурашки. Одним словом, это был реальный музыкальный оргазм.

2. Открытием фестиваля для меня стал Woodkid. До фестиваля я слышал всего пару треков, но его выступление на сцене “А38” — это мастерство во всех планах. Музыка, визуальный ряд, перформанс. После фестиваля он стал первым, кто попал в мой плейлист. Даже сейчас, отвечая на эти вопросы, у меня в iTunes звучит альбом “The Golden Age”.

3. Третье место в моем импровизированном рейтинге разделили Editors и “Ленинград”. Первые — за очень качественный продукт, представленный на фестивале. Их выступление было в разы круче, чем у хэдлайнеров Blur, которые меня лично очень сильно разочаровали. “Ленинград” — за то что, устроили настоящее безумие. Шнур и компания так завели толпу, что лично я потом в течение минут 15-ти просто лежал на траве переводя дух».

Максим Потимков (директор Sziget Ukraine)

«В этом году на “Сигете” было особо не до концертов. Успел попасть на закрытие с Дэвидом Геттой и мельком забежать и послушать того, кого хотел: Nero, Enter Shikari, Bad Religion, Noisia. Правда полного впечатления не получил, так как ни на одном выступлении не пробыл более 20 минут. Как по мне, в этом году фест был еще более дружелюбный, красочный и позитивный.

По версии ЮНЕСКО набережная в Будапеште считается самой красивой в мире. Советую надеть ролики, или взять велик, и прокатиться через весь город по набережным Пешта и Буды. И в дневное, и вечернее время.

Подготовка к Sziget Kyiv 2014 идет полным ходом. С венгерской стороной общаемся практически каждый день, а в ближайшее время планируется рабочий визит руководства феста Sziget в Киев».

Мы будет держать вас в курсе подготовки к фесту в Киеве и, надеемся, что первый блин будет удачным. До встречи на Sziget Kyiv 2014 и Sziget Festival 2014!

Текст и фото: Алексей Подчашинский

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 10 комментариев
  • Ситизен 25 июня 2014 г. 14:05
    Кстати, фестиваль по-прежнему 7ми дневный, просто некоторые дни теперь называются -1, 0, отчего последний день становится пятым, и у многих складывается иллюзия сокращения феста ))

    Ночной общественный транспорт в БП уже довольно давно...
  • Юлия Приймак   2 октября 2013 г. 18:45
    Пишите про Open'er, думаю: "Обязательно туда в следующем году!", пишите про Sziget, - "И это нельзя пропустить!" Оупен, остановитесь :) И приглашайте Андрея Уренева в open.people.
  • Kyrylo Shepetko   2 октября 2013 г. 11:40
    мне показалось или это единственная фраза, которая была сказана о Franz Ferdinand из этого отчета:
    "Franz Ferdinand устали играть свои песни до того, как они смогли мне понравиться. Не мое, плюс ничего нового с 2006-го я не увидел"

    Сомневаюсь, что они были так уж плохи, чтоб совсем о них ничего не написать :-\
  • cornelius 2 октября 2013 г. 13:29
    вы не поверите насколько могут быть плохи группы в которых вы не сомневаетесь)
  • Мила Грановская   1 октября 2013 г. 15:14
    Enter Shikari не американцы, а англичане
  • Oleksa Podchashynsky   1 октября 2013 г. 15:19
    Да, а американцы - это группа !!!.
  • Николя 1 октября 2013 г. 14:02
    Да уж, попасть на несколько дней фестиваля маловато, чтобы составить топ выступлений из 10 артистов. Крутых, интересных и ярких команд было гораздо больше, чем здесь озвучено. Конечно, каждому свое, но на том же Parov Stelar или на панке от Bad Religion было народа больше, чем на Вудкиде (и который, наоборот, сверхразочаровал). Мика в качестве хедлайнера субботы - это слишком странно. Электронная сцена зато в этом году - очень и очень. Booka Shade, Nero, Chase&Status, Rangleklods, Daily Bread, Guy J, Digweed, Noisia. Классные свежие имена, не сильно намозолившие язык и уши - хватало и таких. Инфрастуктура - вне конкуренции, жара - в любом случае лучше дождя или прошлогоднего холода к концу фестиваля, прогулки по Будапешту и отлеживание в купальнях - очень приятный бонус к самому Sziget'у. Почти никогда не знаешь, на какой площадке ты застрянешь, идя по пути к своим любимцам - слишком много приятного и необычного затягивает - и уличные представления, и барные знакомства, и.. магазинчик, где за гораздо меньшую цену (при этом, за наличные!), чем на всей территори острова можно перекусить и выпить пива.
  • Валера Никольский   1 октября 2013 г. 12:51
    прекраснейший отчет. как будто снова там побывал
  • Надя Прокопьева   1 октября 2013 г. 12:40
    главное разочарование Sziget'a - Woodkid. и Biffy Clyro - не впечатлили. На Нике Кейве удивило, как легко было пробраться в первый ряд))) И жаль, что в отчете нет ни слова о Wax Tailor, Skip&Die, Daily Bread и Trigger Finger. А FF и Blur - мои самые ожидаемые группы - не подкачали! ради них уже стоило ехать на Sziget. ps и порадовало, что души работали исправно. только они и сангрия из ашана спасали от безумной жары ;D
  • Barc 1 октября 2013 г. 9:20
    хороший отчет, классный фестивальный состав. у меня Будапешт один из любимых городов, если не самый любимый, идеальный город для жизни:) а на Сигете еще не бывал - надо будет восполнить пробел, розовое венгерское вино, теплый вечер или ночь, к этому еще фестиваль добавить - почти счастье:)

Лучшие комментарии
прекраснейший отчет. как будто снова там побывал
02.10.13 13:29
8
cornelius
вы не поверите насколько могут быть плохи группы в которых вы не сомневаетесь)
01.10.13 9:20
7
Barc
хороший отчет, классный фестивальный состав. у меня Будапешт один из любимых городов, если не самый любимый, идеальный город для жизни:) а на Сигете еще не бывал - надо будет восполнить пробел, розовое венгерское вино, теплый вечер или ночь, к этому еще фестиваль добавить - почти счастье:)
Да, а американцы - это группа !!!.
главное разочарование Sziget'a - Woodkid. и Biffy Clyro - не впечатлили. На Нике Кейве удивило, как легко было пробраться в первый ряд))) И жаль, что в отчете нет ни слова о Wax Tailor, Skip&Die, Daily Bread и Trigger Finger. А FF и Blur - мои самые ожидаемые группы - не подкачали! ради них уже стоило ехать на Sziget. ps и порадовало, что души работали исправно. только они и сангрия из ашана спасали от безумной жары ;D