Sziget 2019: Celebrate Diversity

Опубликовано 19 августа 2019 г.
Автор: Юрий Береза

Почему слоган европейского музыкального конкурса для домохозяек подходит больше 27-му сезону Sziget Festival.


Два года назад слова «Celebrate Diversity» в честь «Евровидения» украшали Киев то тут, то там. Кто мог подумать, что в 2019 году эта фраза будет идти Sziget Festival больше, чем кому-либо? Знал бы прикуп — жил бы в Сочи, как говорится.

Если посмотреть на лайн-апы Sziget, начиная с года эдак 2012-го, то можно заметить, что слова СЕО фестиваля, Тамаша Кадара, верны, как никогда. Он рассказывал, что они всегда прислушиваются к мнениям и желаниям посетителей.

Говорят, что всех денег не заработаешь. На Sziget всей музыки не послушаешь.

Тут стоит сделать отступление. Венгрия в плане музыкальных пристрастий — странное место. Батя-рок на афишах соседствует с фаворитами Pitchfork. Экспериментальная музыка — с однообразной долбежкой от диджеев. Концептуальная поп-музыка — с синтетической жвачкой.

У венгров есть фестиваль Volt, где собрана невероятная солянка артистов — от Лауры Перголицци и Армина ван Бюрена до Slipknot.

Есть фестивали, где собираются только всякие Стивы Аоки и The Chainsmokers. Еще существует элитарный поп-движ Strand Festival, где в этом году главенствовать будут Bastille, Энн-Мари и Джейсон Деруло.

По какой-то причине, восточная Европа сильнее всех прикипела к ненавязчивой музыке. Спрос колоссальный. И это сказалось на количестве мероприятий, которые проходят в стране в год.

С одной стороны, наблюдается проблема с насыщенностью, как и в Украине. Хочется везде, а денег нет... С другой, такое количество сторонних фестов существенно снижает нагрузку на основной, а значит есть пространство для маневра.

Если посмотреть на лайн-апы Sziget примерно с 2012-го, то гитарной и инди-музыки там можно пересчитать по пальцам, а в хедлайнерах — диджеи вроде Hardwell, безвременного ушедшего Avicii или Dimitri Vegas & Like Mike.

Ситуация 2017-2018 годов показала, что Sziget готов меняться. 2019-й подтвердил — намерения более, чем серьезные.

***

В мерчевой лавке Sziget можно найти майку, на которой был обыгран мем с двумя красными кнопками и мужчиной, который не может выбрать, на какую нажать.

Над одной кнопкой написано Main Stage, над другой — А38. Если в прошлом году для меня особо не стоял вопрос, куда нужно идти — А38, конечно — то в этом пришлось действительно разрываться.

Во-первых, хедлайнеры. Помимо поп-звезд, которые заведомо соберут, появились неожиданные группы вроде The 1975 и The National, а также Foo Fighters.

Если последние — проверенный вариант во всем мире, то первые — своеобразный риск для феста, где выступление Эда Ширана собрало почти сто тысяч человек.

Однако, соотношение «попса/не попса» в случае с «гвоздями» главной сцены в этот раз получилось примерно 60 процентов на 40.

И это — отличная цифра для мероприятия, которое стремится быть коммерчески успешным.

За 7 дней Sziget принял более 530 000 человек из более чем 100 стран, которые увидели более 1000 артистов, перформеров и активистов. 

Во-вторых, главная сцена стала более «гитарной», чем обычно. Майкл Киванука, Franz Ferdinand, Ричард Эшкрофт из The Verve, Фрэнк Картер, Джонни Марр, Catfish and the Bottlemen. И как вишенка на торте — камерный инди-рок квартет Big Thief, которому из-за кулис с электронной сигаретой подпевал Том Оделл.

В-третьих, просто сумасшедший набор нетипичной музыки на А38 в этом году. Норвежцы Boy Pablo, панки IDLES, эксцентричный оркестр Superorganism, барокко-поп от Son Lux, монотонные ритмы из джунглей от Maribou State, дикий мрачняк от Дэвида Огаста, пустынный инструментал от Khruangbin, абсолютно всратые анимации от Yeasayer, прог-рэгги от Protoje & The Indiggnation. И это не считая очевидных хедлайнеров А38 в этом году — Джеймса Блейка, Jungle, Parcels и The Blaze.

Если бы Маховика времени в книгах о Гарри Поттере не существовало, то его однозначно стоило придумать в реальной жизни. Безусловно, фестивали в общем всегда были музыкальной выставкой достижений, чем полноценными выступлениями.

Если не считать хедлайнеров, конечно. Но Sziget из года в год дает всем коллективам максимальное время, чтобы артист или группа могли проявить себя во всей красе.

Даже ради установки продакшена Foo Fighters, Twenty One Pilots, которые считались ко-хедами, вышли на сцену в непривычно светлые для них 18:00.

Этот максимум как раз является ложкой дегтя в бочке меда. Полная выкладка может заставить жертвовать другими концертами. Говорят, что всех денег не заработаешь. На Sziget всей музыки не послушаешь.

***

В 2020-м фестиваль ждут перемены. Переработают все зоны, включая сцены. Но это хороший знак. 

Стоит событие невероятных денег. Бюджет Sziget этого года — 35 миллионов евро. 45 процентов из них ушли гонорары, 45 процентов — на технику, а 10 — на кейтеринг.

Самое интересное, что стоимость последнего дня главной сцены составила стоимость всех артистов главной сцены за неделю в 2016 году.

Эти 35 миллионов, потраченные организаторами — лучшее вложение в культуру страны, которое только можно представить.

Но самое интересное — не цифры, а то, что на них было сделано. Sziget успешно прошел в 27-й раз. Вдобавок, он показал, что музыка, которая может находиться на разных полюсах индустрии, вполне органично будет выглядеть в одном большом списке участников, несмотря на противоположные принципы. Там, где многие фестивали расхлябаны, Sziget сконцентрирован и точен.

Теперь осталось узнать, как это проявится в 2020-м. Грядут перемены. Тамаш Кадар анонсировал большую реструктуризацию фестиваля. Переработают все зоны. Возможно, и сцены будут не на своих местах. Но это хороший знак. Если менять, то все и полностью.

Юрий Береза

Фото: Koncz Márton, László Mudra (Rockstar Photographers), Benedek Varga

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 0 комментариев