Одиннадцать песен и обыкновенное чудо. Концерт года, которого никто не ждал.
Человек предполагает, а известно кто — располагает. Группа «Океан Ельзи» очень хотела нас потешить необычным концертом 21.06.14 на НСК «Олимпийский». Из прозрачных намеков Святослава Вакарчука было ясно, что в тот день на сцене появятся люди, которые имели отношение к группе и ковали ее славу в прошлом. Летние планы в силе, но пришлось собираться раньше. Не под июньским небом, а под декабрьским. И не по такому безобидному поводу, как юбилей-двадцатилетие группы.
Во всей полноте значение того факта, что Вакарчук, Шуров, Хусточка, Гудимов и Глинин снова оказались вместе, сложно объяснить словами. Это не красивый жест, не сеанс ностальгии. Это поступок, смысл которого выходит далеко за пределы искусства как такового.
Это большой и важный наглядный урок всей стране, от Луганска до Мукачево: оказывается, можно в какой-то момент взять и поставить общее дело выше личного интереса. Можно отложить в сторону прошлое, долгую память с ее наростами из амбиций и мелких обид («долгая память хуже, чем сифилис», согласно БГ), с бытовым пониманием того, что каждый живет своей жизнью, — и быть заодно.
Это очень сложный урок с очень простым условием задачи: если мы оказались вместе в одной лодке, значит, это кому-нибудь нужно. Не Януковичу, не Кличко, не Путину, не Европе и не Америке. Берите выше. Вместе в одной квартире, на одной лестничной клетке, в одном доме, городе, области, стране. И мы отвечаем — один за всех и все за одного, — друг за друга, как каждый музыкант на сцене. Вот один из ключевых сигналов, который отправили нам «ОЕ» даже не вчерашним выходом на Майдан, а самим заявлением о нем. Что делать с этим сигналом — уже наша работа.
Есть железобетонная логика в том, что именно «Океаны» в нужный момент посылают стране такие импульсы. В XXI веке в Украине, если вы хотели увидеть по-настоящему массовое скопление людей, объединенных не агрессией и ненавистью, а вдохновением и любовью, то первым делом нужно было идти на концерт «ОЕ». Меломаны, как люди с обостренным чутьем, тянулись к группе, словно все металлическое к магниту. Korn, Garbage, Jamiroquai и Кристина Агилера не могли собрать аншлаг в киевском Дворце спорта, а «ОЕ», появляясь там, делали это всякий раз буквально как по щелчку пальцами.
Тур, который они откатали в этом году, обрисовал новые контуры их масштаба. 400 тысяч зрителей в 28 украинских городах — это их персональный Майдан. Его размеры — опять же, от Луганска до Мукачево.
Именно такие люди, съехавшиеся со всех концов страны, встретили их на площади. Вакарчук, видимо в силу магии места события, по ходу концерта кричал: «Киев! Киев!», хотя имел полное право кричать «Украина». Говорящие на разных языках, включая смесь полтавского с черкасским, все они находились в его распоряжении.
Было заметно, что необычность момента вызывает у «Океанов» какое-то особое волнение. Сдержанные приветствия, некоторая скованность в движениях. Вакарчук постарался сгладить ситуацию вступительным спичем и остроумным замечанием, что по части размеров аудитории это рекорд «ОЕ» (а как же иначе?). Но первый блин, «Вставай», казалось, вышел комом: это было уникальное ощущение андеграундного выступления перед аудиторией в несколько полных стадионов.
Ощущение не растворилось до самого конца: даже войдя в раж, Вакарчук, метавшийся по микроскопической сцене Майдана, выглядел как зверь, упрятанный в клетку. Несколько метров вправо-влево — это все, что имелось в его распоряжении. Звук, скажем так, средней руки. Полное отсутствие световых решений. Но именно в таких полевых условиях и можно по-настоящему выяснить, как работают песни сами по себе.
Оказалось, еще как работают. «Вiльний» — смелее. «Майже весна» — уже в полный рост. На «Кавачай» случилась первая кульминация: можно делать ставки на то, что на репетиции накануне именно эта песня снесла им головы. На Майдане это был уход за облака, импровизация, которая выдает музыкантов с потрохами. Песня играла ими, а не они ее исполняли.
Перед концертом я составил себе сетлист, который ожидал услышать. Там были «Коли тобi важко», «Dolce Vita», «Ордени» — все, что в первую очередь годится для площадного протеста. Они порвали шаблон, не моргнув глазом, и сыграли «Квiтку». Вот она, простая разгадка ребуса «ОЕ» — щемящая песня о любви эффективнее любого лозунга.
«Фiалки» — это не лозунги, но это одна из главных их вещей, которая ставит социальные вопросы ребром. Ставит их с такой беспощадностью, что уже не отвертеться: «Де ми є?», «Хто ми є?» Было бы очень странно, если бы они ее не взяли с собой на сцену в этот вечер.
К этому моменту дело было сделано. Шуров рассыпал несколько своих запредельных пассажей, Гудимов отстрочил пару пронзительных слайдовых соло, Хусточка отпечатал басовые партии. Нет, было заметно, что люди играют с листа, что это по сути джем-сейшн. Но не ради же чистого искусства все затевалось.
Они могли уйти после шестой песни, после восьмой, или сыграть еще восемнадцать. Это ничего бы не изменило. Главное, что состоялась встреча — их между собой и с десятками тысяч человек. Это было как звонок другу, который остро нуждается в том, чтобы о нем просто помнили. Момент, когда все впятером, взявшись за плечи, отбили поклон, — эти несколько секунд были, возможно, важнее всех песен, вместе взятых.
И тогда, когда, подумалось, все, финал — казалось бы, какой тут бис, зачем? — произошло самое удивительное. Они вернулись на позиции, и начали играть «Друга». Майдан озарился тысячами огней — мобильных телефонов, фонарей, что там еще. Вакарчук не выдержал: «Це неймовiрно, що зараз вiдбувається». Это и правда выглядело завораживающе до сумасшествия.
Минут за пятнадцать до их выхода на сцену такую же громадную гирлянду хотел зажечь ведущий концерта. Кто-то откликнулся на предложение, но это было не то, совсем другое. А когда песня попала сразу в тысячи сердец, звезды на Майдане зажглись сами собой. Наверно, когда горит просто так, потому что не может не гореть, — это и есть история.
Главное не забыть об этом, когда опустеет площадь.
Игорь Панасов
Фото: Дмитрий Куницкий
Больше фото — в наших альбомах на Facebook и «ВКонтакте»
«Океан Ельзи» в Киеве. 14.12.2013, Майдан Независимости. Сетлист:
1. Вставай
2. Вiльний
3. Майже весна
4. Кавачай
5. Квiтка
6. Фiалки
7. Той день
8. Вулиця
9. Там, де нас нема
10. 911
Бис:
11. Друг
однако. музыка вакарчука и ОЭ - сущее говно. не видеть этого за приятной глазоуху позой - странно, как минимум.
P.S. у каждого свое мнение, ничего доказывать не буду
Будьте толерантними до слабкостей і суб'єктивізму інших людей і пишіть у коментарях про музику будь ласка.
Мы признаем, что про ведущего автор отчета переборщил.
Эмоции после концерта и написание статьи в 5 утра дали о себе знать. Но в любом случае, ведущий таких слов не заслуживал.
Приносим свои извинения за абзац, который многим показался хамским. Удалили его.
Ведущий нормально справлялся со своими задачами. Учитывая, что на Майдане он уже три недели, сумасшедшей энергетики ждать от него было бы лишним. Так же как и лишним было ждать хорошего качества звука от революционной аппаратуры.
В любом случае, парням из ОЭ респкет огромный. То что они вчера сделали... Это выше музыки и шоубизнеса.
p.s. а с ведущим сделаем интервью, надеюсь это искупит нашу вину)
Андрей Гайдут, издатель open.ua
Я бы с большим интересом прочла
В месте про ведущее, согласен с автором. Вот, диссонировали его речи с происходящим...