Сочная гитарная дискотека с переменным успехом. Прощание со знаком вопроса.
Было что-то похоронное в ожидании этой встречи. За последний месяц из стана «Мумий Тролля» поступали только тревожные вести. И если уход гитариста Юрия Цалера воспринимался как крупная, но локальная неприятность, то заявление Ильи Лагутенко о сворачивании гастрольной деятельности выглядело как жирный крест на будущем «МТ». В связи с этим концерт в Киеве преподносился как, вероятно, последний выход группы на украинскую площадку.
Имелась какая-то логика в том, что пазл складывается именно так. Цалер еще в начале октября, до разрыва, говорил в интервью, что отношения с группой у него на сегодня «прохладные». Еще ранее, в августе, вышел альбом «SOS матросу», — очень странная работа, которая выглядела как пример того, когда талантливые люди толком не поймут, чем им заняться. Сказать, что «МТ» переживает не лучшие дни, — это, пожалуй, было бы слишком мягко.
Тем приятнее было увидеть бешеного Лагутенко, который с порога устроил кордебалет: приплясывая вокруг своего волшебного пульта, издающего самые разные звуки, он выглядел как Голлум, добывший «мою прелесть». Казалось, что если бы с этим аппаратом можно было заняться сексом, он бы непременно это сделал. Это добавляло остроты вкуса новым песням, с которых все и началось, но зал Stereo Plaza, пестрящий тельняшками, довольно вяло покачивался в такт.
Уже песне к третьей все стало на свои места. Лагутенко успокоился, вошел в более уравновешенный режим ручного управления концертом и все пошло гладко, ровно, но без фейерверков. В последние годы в глазах лидера «МТ» все реже наблюдается тот атомный блеск, который в конце 90-х и принес ему славу инопланетного гостя российской сцены. Все чаще в них заметен профессиональный расчет. Обычные дела: у всего есть свой срок годности, и у творческого сумасшествия тоже.
На «Королеве рока» «МТ» вскочил на того коня, на котором гарцевал перед публикой почти весь вечер — плотное, высокоточное гитарное диско без особых отступлений вправо-влево (за полтора часа только «Невеста» удостоилась развернутой импровизации). В этом компактном и сочном саунде будут сыграны и «Утекай», и «Федорино горе», и еще много чего. Выигрышный вариант и, как показал опыт, именно то, что больше всего требовалось для контакта со зрителем: как минимум, половину концерта оба этажа Stereo Plaza отработали в виброрежиме.
Что касается нового гитариста Артема Крицина, то, если не считать нюансов звукоизвлечения (в чем Цалер, конечно, смотрелся на порядок тоньше), человек на своем месте. Соло в «Утекай» было достойное и, вообще, наверно, очень важно, что Крицин — давний приятель Цалера, им же и рекомендованный в группу. Это явно помогло сделать замену предельно безболезненной.
Для «Акулы и паука» Лагутенко придумал забаву, которую нужно было разучить публике: сложить распевку из букв «а» и «я». Занятное упражнение, которое выглядело как издевка над залом — все выглядело так, будто умудренный опытом учитель общается с аудиторией из умственно отсталых людей. На 99% шоу такая классическая вокальная игра со зрителем выглядит как момент особого единения, но у «МТ» это смотрится как урок пения у педагога-зануды.
Куда более увлекательный спецэффект — огромный монитор, который в глубине сцены все время показывает видео. Не только клипы, но и сделанные специально для шоу визуальные номера. «МТ» со времен первых своих роликов, снятых Михаилом Хлебородовым, щепетильно относится к образному ряду, и в этом деле, конечно, они одни из лучших артистов в России.
Это не отменяет того, что иногда с ними хочется жутко спорить о вкусах: заставки к «Королеве рока», где на фоне буйного пламени изгибаются девушки-модели, — это трэш уровня макулатуры вроде дешевых помойных детективов. Другое дело — завораживающий арт с участием женской груди и отваливающейся головы, который сопровождает «Колыму». А история развития зародыша в утробе под медитативный «Малек», — и вовсе самостоятельное произведение искусства.
В общем, можно было прыгать, беситься или думать об увиденном, но печалиться было не к месту. И тут, под самый занавес, случились «Дельфины». Их предвестниками были появившиеся в зале надувные копии героев песни — их становилось все больше, и местами фан-зона выглядела как дельфинарий. Когда грянули первые аккорды, стало понятно — все происходившее до этого было лишь прелюдией к пятиминутке счастья.
Впервые за вечер стало грустно. Не столько из-за песни — одной из лучших, написанных когда-либо Лагутенко, — сколько из-за всплывшей мысли о том, что это может никогда не повториться. Вот сейчас эти надувные твари отплавают по залу, и все — больше никогда. «Мне уже не важно» звучало при этом как форменное издевательство. Ну, конечно, ему-то, наверно, уже все равно, он все решил.
И это была бы, наверно, последняя сильная эмоция вечера, если бы не один штрих. Доигрывая песню, Лагутенко переиначил припев и с каким-то особенным акцентом выдал: «Все, конечно, важно». Они торопливо помахали руками и сбежали за кулисы. Так прощаться на последнем концерте могут только очень невоспитанные или безнадежно черствые люди. Лагутенко на такого не похож, и значит, это был не последний раз. Само собой, они вернутся, но, видимо, уже другими.
Игорь Панасов
Фото: Дарья Синельникова
Больше фото — скоро в наших альбомах на Facebook и «ВКонтакте»
Видео: YouTube-юзер VnukDarvina
«Мумий Тролль» в Киеве. 23 ноября, Stereo Plaza. Сетлист:
1. SOS матросу
2. Четвертый троллейбус
3. Королева рока
4. Утекай
5. Акулы или паука
6. Колыма
7. Странные игры
8. Космический десант
9. Федорино горе
10. Фантастика
11. Невеста
12. Кот кота (Вот и вся любовь)
13. Контрабанды
14. Владивосток 2000
Бис:
15. Малек
16. Брат Три
17. Дельфины
И напоследок — несколько фото и отзывов фанов группы из соц. сетей.
Мумий Тролль закончился на Точно ртуть алоэ. Меамуры и пара песен на Похитителях книг (Такие девченки и Где такой я) - это были последние вздохи, конвульсии и клиническая смерть. После этого нам уже 9 лет показывают зомби, ходячий и поющий труп приводимый в действие подключенными к нему электродами коммерческой выгоды и зеленых бумажек. Пора уже наконец предать тело земле.
А, когда это была моя самая любимая группа