Эннио Морриконе в Киеве: музыка на грани фантастики

1
Опубликовано 18 ноября 2013 г.

В этом месяце Киев своим визитом почтил Эннио Морриконе — легендарный создатель легендарной музыки к легендарным фильмам. Вечер волшебной музыки из сказочных миров с элементами сверхъестественного.


Приезд Эннио Морриконе в Киев — событие поистине не рядовое, и украинская публика отреагировала должным образом. Во дворце «Украина», где проходил концерт, не оказалось ни одного пустующего места, и даже дополнительные ряды стульев толком не спасали положения — желающих услышать и увидеть живого гения собралось необычайно много.

Концерт Эннио Морриконе был приурочен к 85-летию маэстро и проходил при поддержке посольства Италии в Украине. Перед началом на сцену вышел посол Фабрицио Романо и выступил с проникновенной речью о заслугах Морриконе, его достижениях и вкладе в искусство... То есть на самом деле — ни о чем. О заслугах этого композитора не нужно говорить: их нужно ценить и воспринимать на слух — а заодно и всеми остальными чувствами, доступными человеку. Это тот самый пресловутый памятник нерукотворный, о котором что ни скажи — все невпопад, не к месту и не по рангу.

Музыка Эннио Морриконе — она элементарно за гранью музыки. Это просто что-то сверхъестественное. Это бесконечная история о волшебных мирах и небывалых приключениях. Каждый эпизод, каждый аккорд, который я слышала на этом концерте, рассказывал какую-то историю так отчетливо, что ты словно бы видел ее на экране. И нет, это не потому, что музыка эта родом из кинофильмов — а потому, что вся она пропитана смыслом, значением и глубоким чувством. Что на девяносто девять с половиной процентов — бесспорно заслуга композитора.

Правда, нельзя упускать из виду исполнительную составляющую — музыкантов, которые воплощают искусно сплетенные композитором звуки в жизнь. С Эннио Морриконе в тот вечер выступал Академический симфонический оркестр Национальной филармонии Украины и группа итальянских солистов. Как минимум три из солирующих инструментов просто нельзя не выделить особо.

Во-первых — рояль, традиционно начинающий, завершающий и от композиции к композиции терпеливо ведущий за собой всю программу. За роялем выступал Леандро Пиччиони, один из любимейших пианистов итальянских композиторов.

Во-вторых — электрическая гитара (Рокко Сифарелли). Именно эта гитара весь вечер не давала мне окончательно потерять связь с реальностью. Вполне в духе произведений Морриконе, она время от времени полностью переключала внимание на себя, как будто выделяясь своим кажущимся несоответствием такой классической академической музыке. А на самом деле — просто поражала удивительной четкостью воспроизводимых образов и бьющей через край жизнерадостностью.

И, наконец, Сюзанна Ригаччи — сопрано. Вот уж от чьего голоса мурашки начинают бегать по коже с первой миллисекунды — и не прекращают, пока не выветрится само воспоминание.

Всего на сцене в этот вечер собралось порядка трех сотен (!) музыкантов, включая слаженный хор из восьмидесяти человек (Национальная заслуженная академическая капелла Украины «Думка»). И все они звучали как единое, неразделимое целое, не сбившись буквально ни разу — и я сейчас не преувеличиваю. Пожалуй, вот это абсолютное единство музыкантов в оркестре, достигаемое посредством точных партитур и высокой музыкальной грамотности, — именно то, в чем жанровая музыка сегодня так очевидно уступает академической.

Киевская публика — а в особенности та, что собирается во дворце «Украина» — обычно до скупости сдержана в проявлении эмоций. Но перед 85-летним гением (который, к слову, выглядит максимум лет на семьдесят) не устоит даже самый искушенный зал. Слушатели и плакали, и смеялись, и даже, кажется, — хвала небесам! — на время забывали, как пользоваться камерой своих смартфонов.

Но самое главное: известнейшие произведения слушатели узнавали с первых нот, отчаянно аплодировали, и вообще в основной своей массе радовались как дети. Например, композиции «The Ecstasy of Gold» из фильма «Хороший, плохой, злой» потребовалось около двух секунд, чтобы зал взорвался всеми теми эмоциями, которые испытывает человек, впервые услышавший любимую песню на живом концерте.

А еще на «The Ecstasy of Gold» можно было закрыть глаза и на секунду представить, что сейчас на сцену выйдет Metallica — так плотно уже эти звуки срослись в подсознании с концертами этой группы. Или вот еще основная тема из «Сицилийского клана», например, — ну, кто ее не узнает? Или тревожную «Chi Mai», которая у любого слушателя сразу ассоциируется с расставанием?

На «бис» маэстро вызвали ни много ни мало трижды. Каждый раз он уходил на минутку за кулисы, возвращался на свой дирижерский помост, проникновенно кланялся залу и снова брался за ноты. Меня всегда восхищало, как один дирижер умудряется управлять целым оркестром, как говорится, легким движением руки. Но в тот вечер я даже не задалась такой мыслью: глядя на Эннио Морриконе, не сомневаешься, что он способен управлять не только оркестром и хором, но и самим ходом событий и времени. Нашим сознанием он уж точно управляет вот уже около полувека. И не знаю как вы, а я лично совсем не против.

Влада Григорова
Фото: Дмитрий Куницкий

Больше фото — в наших альбомах на Facebook и «ВКонтакте»

Эннио Морриконе в Киеве. 3 ноября, НД «Украина». Сетлист:

  1. Varianti su un Segnale di Polizia
  2. Ostinato Ricercare per Un'Immagine
  3. H2S
  4. The Sicilian Clan
  5. Love Circle
  6. Uno Che Grida Amore
  7. Come Maddalena
  8. The Good, the Bad and the Ugly
  9. Once Upon a Time in the West
  10. A Fistful of Dynamite
  11.  The Ecstasy of Gold
  12.  Chi Mai
  13.  Sicilio e Altri Frammenti
  14.  Novecento
  15.  Gabriel's Oboe
  16.  Falls
  17.  On Earth as It Is in Heaven

Бис:

  1. Here's to You
  2. The Ecstasy of Gold
  3. On Earth as It Is in Heaven

Ennio Morricone

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 1 комментарий

Лучшие комментарии
18.11.13 19:54
2
цены были тоже из мира фантастики))