Два часа неразбавленной радости. Встреча с песнями, которые не стыдно ставить даже детям и котам.
За час до начала концерта Brainstorm на подходах к залу Stereo Plaza собралась кучка заговорщиков. С полсотни человек, может, чуть больше. Преимущественно девушки. У некоторых в руках были букеты с красными и белыми розами. Собравшиеся возбужденно переговаривались: было очевидно, что они все что-то задумали. По улыбкам можно было догадаться — что-то хорошее.
На одной из первых песен клумба из роз вырастет прямо над головами зрителей фан-зоны. Красно-белые цветы красиво зарифмуются с флажками Латвии, которых в партере тоже хватало. Когда розы доплывут до сцены, чтобы собраться в один большой букет, уже будет звучать песня «Миллион минут», и солист Ренарс Кауперс ловко сыграет на этом, напевая древний шлягер Пугачевой о миллионе алых роз.
Brainstorm — это музыка тотального добродушия. Грусть в их песнях никогда не перерастает в тоску, а веселье подобно теплой улыбке близкого друга или любимого человека. Не удивительно, что и на концертах латыши ведут себя так, словно они со зрителями сто лет знакомы и только вчера виделись. Что не отменяет волнения по поводу встречи: говоря об украинском туре группы, Кауперс сказал, что он еще предстоит, и только потом вспомнил, что Киев-то как раз закрывает эти мини-гастроли.
За два часа равномерного и неспешного обмена теплом в Stereo Plaza было несколько особенно пронзительных моментов. На песне «На заре», в которой Кауперс прилежно проговорил все куплеты вместо Евгения Гришковца (чьим голосом они начитаны в студийной версии), было предложено попеть залу. Фан-зона настолько точно и с нюансировками исполняла рефрен, что это звучало не хуже, чем у самого Ренарса, которого, кажется, это даже растрогало.
«Colder» выделилась атмосферной концовкой, которая под занавес перешла в какой-то совсем уж магнетический эмбиент с намеками на реггей. Но самый эффектный фул-контакт вечера состоялся за пять минут до этого. На «Ветре» десятки человек подняли над собой листы с изображением кинопленки и принялись раскачивать их. В сочетании с этим зрелищем слова песни, особенно строчка «и я кричу — остановите пленку», били прямо в яблочко.
Само собой, флэшмоб с листками был затеей все тех же заговорщиков. Киевское фан-сообщество Brainstorm тщательно готовилось к 15 ноября. Это надо было видеть, с каким вдохновением на странице «ВКонтакте» обсуждалось, как стоит оформить акцию под «Рамочку», пока кто-то не заметил, что этой песни в сетлистах украинского тура нет. Представляю себе разочарование активистов, когда они услышали первые ноты «Рамочки». Именно для Киева латыши и приберегли этот номер.
Середина концерта была отмечена тройным выстрелом из песен на английском — «Colder», «Latern», «Thunder Without Rain», — и этот переход от серии вещей на русском языке в который раз обозначил уникальность Brainstorm. Со времен триумфа песни «Maybe» и по сей день они не теряют своего совершенно британского обаяния, но при этом удивительно плавно вписываются в контекст постсоветского поп-рока.
На английском они звучат как инди, записанный где-то под Оксфордом, а на русском — как адепты лирического рокапопса (неспроста они так органично сошлись с «Би-2» на «Скользких улицах»). Причем в обоих проявлениях они одинаково обаятельны и притягательны. Если уж где и есть продуктивный симбиоз музыкальных акцентов Западной и Восточной Европы, так это у них.
Кстати, что касается «Скользких улиц», то, пожалуй, именно с них на киевском концерте началось финальное победное шествие Brainstorm. Песня о том, как целуются иномарки, прозвучала более сочно и пышно, чем все, что было до нее, но, как оказалось, это была только репетиция апофеоза.
Включившись в режим «Online», группа отправилась под эту песню в небольшую космическую одиссею. На сцену вывалили одиннадцать (сразу вспомнилось о матче сборных Украины и Франции, который начинался в это время на НСК «Олимпийский») девушек в белых комбинезонах, похожих на зимнее обмундирование военных разведчиков.
Барышни причудливо и хаотично двигались, напоминая то ли пациентов после странных уколов, то ли оживших сомнабул. Ритм, между тем, преобразился в техно-бит, сцена утонула в световых эффектах. Кауперс умудрился втиснуть по ходу дела несколько строчек из «Выходных», и все же пару минут казалось, что на сцене не группа Brainstorm, а какой-то спиритический музыкальный театр в стиле проекта Juno Reactor.
После такого выброса энергии выход на «бис» смотрелся как расслабляющий массаж ушей. Пластика и нежность хрестоматийной «Maybe», безобидное дурачество «Выходных». Ну, и, конечно, «Чайки на крышах» — лирическая ода из последнего альбома, которая является убедительным доказательством того, в какой прекрасной форме сейчас Brainstorm и выражает саму суть этой группы. Такую песню не стыдно поставить ни детям, ни котам.
Игорь Панасов
Фото: Анастасия Драган
Больше фото — в наших альбомах на Facebook и «ВКонтакте»
Видео: YouTube-юзер E1MP3
Brainstorm в Киеве. 15 ноября, Stereo Plaza. Сетлист:
1. Только бы ты на меня посмотрела
2. Queen of England's Treasure
3. Europa
4. Гори, гори ясно
5. Миллион минут
6. Волны
7. Ветер
8. Colder
9. Latern
10. Thunder Without Rain
11. Ты не один
12. Рамочка
13. На заре
14. Что ты тянешь?
15. Скользкие улицы
16. Online
Бис:
17. Maybe
18. Чайки на крышах
19. Выходные
И напоследок — несколько фото и отзывов фанов группы из соц. сетей.
«Сегодня был самый отрывной концерт в моей жизни) Спасибо Brainstorm». (@nastya_133)
Кстати, англоязычная версия тоже существует.