Борис Гребенщиков в Киеве: праздник урожая или коллективная медитация

3
Опубликовано 20 декабря 2014 г.

Встреча поколений, пророчества, британский десант и молитва за мир на важном концерте легендарного БГ и группы «Аквариум» в Киеве.


Искусство способно творить чудеса, и некоторые из чудес происходят прямо сейчас, на наших глазах. Правильно описывать текущие события — такой талант дан многим, но предвидеть время — это необычный дар. В полной мере этими талантами обладает Борис Борисович Гребенщиков, представивший в этом году альбом «Соль», который многие критики и слушатели называют лучшим произведением в русскоязычной музыке с начала 21 века.

Казалось бы, русский рок, с его упором на тексты со смыслом, должен был хранить некий огонь свободолюбия, но, прямо скажем, очень немногие рок-музыканты оказались готовы к новым реалиям, и лишь единицы это предвидели. Удивительно точные  прозрения можно обнаружить совсем не у рокеров, а, например, у писателя Виктора Пелевина в книге «S.N.U.F.F.» или в клипе группы «Каста» «Вокруг шум».

И вот сейчас, 61-летний Борис Гребенщиков дал хирургически точный диагноз всему русскому року. «Сколько мы не пели — все равно, что молчали. Поэтому мертвой стала наша живая вода». С этих слов и начался концерт БГ в Киеве, с самой сильной во всех отношениях песни в новом альбоме — «Праздник урожая во дворце труда».

Начало концерта затянулось на час — из-за небывалого ажиотажа не все смогли попасть в Stereo Plaza вовремя. В 20:00 на улице оставалась внушительная толпа, которую пропускали через турникеты небольшими группами. Несмотря на это, настроение в очереди оставалось приподнятым, даже немного праздничным. Уже тогда стало ясно, что большинство пришедших — молодые люди 20-25 лет. Много было и людей в возрасте «за 40», по их разговорам было понятно, что это преданные поклонники: «О, где бы мы еще встретились!», — приветствовали они знакомых. «Ну, где же еще, как обычно!», — следовал ответ.

«Помнишь, в прошлый раз я говорил, что Боря в квартирнике какого-то восемьдесят мохнатого года спел чужую песню? Я говорил, что это “Крематорий”, а оказался Майк Науменко!» Молодежь слушает и улыбается, некоторые задают вопросы, разные поколения обсуждают вместе музыку и политику: «Ну, вот Макар и Гребень не прогнулись, молодцы, а Сукачева у Козырева в программе слышал? Эх, разочаровал, не даром фамилию такую Господь человеку дал…».

Политика вмешивалась в ход событий еще за месяц до концерта. Некоторые российские СМИ пророчили проблемы Гребенщикову из-за его намерения выступить в Киеве, и музыкант даже прервал свой «обет молчания в СМИ», объяснив свои намерения исключительно добрыми соображениями: «Наша музыка несет мир, и мы несем его в любом месте на планете».

В зале аншлаг. На боковых экранах светятся изображения Сарасвати — богини мудрости, знания и искусства. Выходят музыканты — и еще одно изображение богини загорается на заднем большом экране. На сцене музыканты «Аквариума» и английские музыканты, с которыми БГ ездит в этом туре — Пол и Джереми Стэйси, гитарист и барабанщик, известные по работе с Oasis и другими мировыми звездами.

Без всякого предисловия Гребенщиков начинает играть «Праздник урожая…». Зрители в восторге, группа звучит мощно, несмотря на недостатки ангарной акустики помещения. В клипе на эту песню, среди прочего, использованы кадры противостояния омоновцев и демонстрантов, песня наполнена образами и символами хаоса и революции. Артемий Троицкий в своей недавней статье на сайте «Эхо Москвы» делится историей из города Шадринска — в депрессивном регионе России, где женщины, несмотря ни на какие лишения, покупают в кредит билеты на концерт Стаса Михайлова. Гребенщиков поет:

«А Роза Леспромхоза и Мария Подвенечная Птица /
Готовы отдать все, что есть, за билет / На Праздник урожая во Дворце Труда».

Следующая песня, прямо касающаяся текущих событий — «Любовь во время войны». Песню представили 3 марта 2014 года, когда еще никакой войны и не было. БГ поет: «Я чувствую спиной, как вокруг нас сгущаются тени / Река пылает, и мосты над нею разведены». По стилистике — нескрываемое влияние военного цикла Высоцкого, даже в голос добавлена характерная «хрипотца». Никаких дополнительных комментариев и не нужно.

Третья песня — «Пришел пить воду» — очередное откровение. «Будешь в Москве — остерегайся говорить о святом» — на этих строчках, посредине куплета, весь зал взрывается аплодисментами и громким одобрительным гулом. Музыканты переглядываются и улыбаются. Дальше — песня «Губернатор», своеобразное продолжение «Древнерусской тоски». В 1996 году была безысходность, сейчас — предупреждение: «Губернатор, играй отбой полкам / Из Центра, губернатор, пришел сигнал скормить тебя волкам». Все описанное идеально подходит под украинскую политику и события прошлых лет в Украине, хотя и не остается сомнений, что пишет БГ о России.

«Некоторые мои песни сейчас более актуальны, чем на момент их написания. И я даже не знаю радоваться ли этому?..», — так высказался на тему собственного пророчества сам БГ.

На этом политика заканчивается и начинается драйвовый рок — песня «Если я уйду». Тут обращают на себя внимание приглашенные английские музыканты — братья Стэйси дают такого жару, что звучание коллектива становится чем-то средним между Arctic Monkeys и AC/DC. Дальше следует лирическая «Не было такой», после которой впервые звучит песня из старого репертуара — «Аделаида», наиболее близкая по звучанию к новому материалу. В текущей вариации композиция звучит в духе психоделического рока. После этого «Ветка» — из новых, «Фикус религиозный» — привет из 90-х, и далее следует задушевное инструментальное произведение в исполнении клавишных, скрипки и флейты.

Первый раз за вечер Гребенщиков обращается к залу: «Добрый вечер, любимые! Мы вам сыграли психодраму, но к счастью любая психодрама рано или поздно заканчивается».

Затем, до конца первого отделения звучат композиции с вставками из латиноамериканской музыки и регги, перед антрактом настроение переходит в праздничное — старые хиты «Вавилон» и «Аристократ» раскачивают публику, начинаются танцы.

Антракт длится 15 минут, во время которого из динамиков играет мантра «Харе Кришна», переходящая в старинный госпел «Amazing Grace».

После антракта музыканты отыгрывают программу для старых поклонников.

«Чай»
«Движение в сторону весны»
«Ангел дождя»
«Джунгли»
«Небо цвета дождя»
«Моей звезде»
«Дарья» (переход по тексту в «Сердце, тебе не хочется покоя»)
«Звездочка»
«Песня для нового быта»
«Небо становится ближе»
«Священная корова»
«Желтая луна (USB)»
«Стаканы»
«На ход ноги»
На бис:
«Рок-н-ролл мертв»
«Лебединая сталь»
«День Радости»

Многие песни зал знает наизусть, бесспорные любимцы публики — «Стаканы» и, конечно же, «Рок-н-ролл мертв». По музыкальному сопровождению вся вторая часть — классический русский рок, и очевидно, что молодому поколению это нравится меньше, но преданные фанаты поддерживают накал страстей, обмен энергией происходит грандиозный. Еще несколько раз БГ обращается к залу, который три минуты подряд скандировал слова благодарности. Артист низко кланяется публике, говорит «Спасибо вам, у нас здесь получается не концерт, а общая молитва за мир».

Действительно, именно так и чувствуется, и киевляне очень рады, что из России наконец-то кто-то прибыл с реальным миром. Здесь можно добавить много банальных слов о том, что Гребенщиков для мира между нашими народами делает больше, чем все наши политики, но завершить отчет об этом прекрасном концерте хочется другим выводом: мы стали свидетелями потрясающего позднего ренессанса 61-летнего артиста.

Это была коллективная медитация, где нет разницы между учителем и учениками, артистами и зрителями, представителями разных стран. Живые пророки и легенды находятся среди нас, и остается лишь благодарить всех богов за встречи с ними.

Фото: Дарья Синельникова

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 3 комментария
  • Светлана 25 декабря 2014 г. 23:08
    Им хочется поддержки, и они думают, что находят её, например, в БГ. Но как они глупы, тупы и слепы! БГ сам по себе, у него свой мир, а свою грязь политическую смешивать с ним - омерзительно.

    "Макар и БГ не погнулись...". Во - первых, где Макакукар, и где Гребенщиков, а во - вторых, зачем смотреть на кого - то - прогнулся он, или нет, если нужно посмотреть на себя! Как вы прогнулись и под кем - все знают, соседи.
  • Боб 23 декабря 2014 г. 4:32
    и не пытайтесь втянуть в свои ограниченные рамки политики Аквариум! политика-смерть любовь-жизнь,трактовать песни взялись? послушайте самого БГ,что он говорил по поводу трактовок и обьяснений,это тупик,это похоже как песню Цоя "перемен" когда-то умудрились сделать гимном перестройки,хотя Цой написал эту песню совсем в другое время и совсем о другом,о чем сам тысячу раз говорил в интервью,если Вы в политике,,если Вы в телевизоре,если Вы в матрице, Аквариум не с Вами...
  • Dmitry Butok   22 декабря 2014 г. 13:30
    Хорошо написано. Не думал, что про «Соль» кто-то напишет не хуже, чем написал я: http://vk.com/topic-19865176_30793968

Лучшие комментарии
23.12.14 4:32
3
Боб
и не пытайтесь втянуть в свои ограниченные рамки политики Аквариум! политика-смерть любовь-жизнь,трактовать песни взялись? послушайте самого БГ,что он говорил по поводу трактовок и обьяснений,это тупик,это похоже как песню Цоя "перемен" когда-то умудрились сделать гимном перестройки,хотя Цой написал эту песню совсем в другое время и совсем о другом,о чем сам тысячу раз говорил в интервью,если Вы в политике,,если Вы в телевизоре,если Вы в матрице, Аквариум не с Вами...
25.12.14 23:08
2
Светлана
Им хочется поддержки, и они думают, что находят её, например, в БГ. Но как они глупы, тупы и слепы! БГ сам по себе, у него свой мир, а свою грязь политическую смешивать с ним - омерзительно. "Макар и БГ не погнулись...". Во - первых, где Макакукар, и где Гребенщиков, а во - вторых, зачем смотреть на кого - то - прогнулся он, или нет, если нужно посмотреть на себя! Как вы прогнулись и под кем - все знают, соседи.