Ziggy Stardust: 40 лет величия

1
Опубликовано 3 июля 2012 г.

Новатор и экспериментатор, пришелец со своего собственного Марса, прошедший свой 50-летний музыкальный путь то босиком, то на каблуках. Один из самых важных людей XX века, проживший несколько жизней в одной, оставаясь при этом Дэвидом Боуи.

В этом году он празднует годовщину рождения своего альтер-эго Зигги Стардаста и великого музыкального творения «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars».


The Spiders from Mars

Мик Ронсон — гитары, фортепиано, бэк-вокал, струнные инструменты, аранжировки

Тревор Болдер — бас

Мик Вудмэнси — ударные

Зигги Стардаст

Звездное человекоподобное существо с Марса приходит на Землю. Оно видит вокруг себя опустошение и считает, что осталось пять лет до апокалипсиса. Зигги приходит с простым решением — отдать власть детям, поскольку только они способны спасти несчастную планету.

Но просто проповедовать свою идею не имело смысла, поэтому пришелец находит другой способ — стать рок-н-ролльной звездой. Он добивается этого, но со временем начинает терять контроль — становится алкоголиком и наркоманом, портит отношения со своими друзьями по группе, «пауками с Марса».

С суицидальным разочарованием Зигги  понимает, что ему не удалось завершить свою миссию успешно.  Что он стал старым и никому не нужным.

«До конца света осталось всего пять лет. Катаклизм произойдет из-за нехватки природных ресурсов. Зигги живет в мире, где взрослые потеряли ощущение реальности, дети предоставлены сами себе. Стардаст играл в рок-н-ролльной группе, но никому не нужен рок-н-ролл. Зигги решает петь о том, что происходит вокруг, информировать людей, но все новости ужасны».

Если опуститься с Марса на Землю, то Зигги Стардаст — это удивительно цельный образ, который придумал себе Дэвид Боуи более сорока лет назад. В то время требовался какой-то толчок вперед — рок-н-ролл 60-х уже не был так актуален, люди требовали чего-то нового.

Тщательно выбирая себе музыкальную нишу, в силу своей гениальности Боуи просто не мог ошибиться — все, от прически до двух альбомов, было цельным портретом Зигги Стардаста, пришельца, который пришел спасти музыку.

Боуи говорит, что при создании образа вдохновился историей рок-н-ролльщика Рона Винса Тейлора, который переехал из Англии в США, где имел некий успех благодаря синглу «I’ll Be Your Hero». Затем он отправился во Францию, где также стал известным, но со временем начал сходить с ума. Он уволил группу прямо во время выступления, а вскоре вышел на сцену в какой-то белой чертовщине вместо одежды, заявил, что он — Иисус Христос, и начал читать Библию. Он вернулся в Англию, где начал рисовать и раздавать карты, которые как будто показывали путь к месту, где приземлились и оставили сокровища пришельцы.

Все это безумие закончилось весьма логично — Тейлор попал в психиатрическую лечебницу (как и брат Боуи, Терри). После выписки он работал служащим в швейцарском аэропорту и через несколько лет умер.

Имя и имидж

Согласно некоторым источникам, имя Зигги пошло от Игги Попа, а Стардаст — от кантри певца The Legendary Stardust Cowboy. «З» плюс Игги плюс Стардаст — и готово прозвище одного из самых примечательных и влиятельных персонажей в музыкальной истории.

Главным вдохновением по стилю для Боуи стал фильм «Заводной апельсин» великого Стэнли Кубрика. Дэвид смягчил его, но оставил «пластиковым», что впоследствии характеризировало не только его одежду, но и музыку.

В создании образа музыканту помогала его жена Энджи, которая ходила по дешевым магазинам Лондона в поисках пестрых и нестандартных вещей, совершенно не соответствовавших моде. Во время семимесячного тура в 1972-ом известный японский дизайнер Кансай Ямамото преподнес Боуи концертный костюм своего производства, который стал визитной карточкой Зигги.

Однако одежды и прически было мало для полноценного образа, поэтому Боуи решился на откровенное заявление, что он — гей. Это стало настоящей сенсацией в мире СМИ, все недоумевали, как он может быть женатым геем-папашей? Со временем Боуи опроверг свою нетрадиционную ориентацию, однако это навсегда останется одним из самых важных признаний мира музыки, ведь до него никто из знаменитостей о подобном не говорил. А после Боуи заговорили многие, например, Элтон Джон.

Музыка Зигги

Одним из очень важных для Боуи музыкантов был Сид Барретт. Его по-своему восхищала история Сида — гениальность, которая его погубила. В альбоме «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» есть много отсылок к судьбе Баррета и звучанию ранних Pink Floyd.

После знакомства с Лу Ридом и The Velvet Underground, Боуи был поражен их экспрессией и ни на что не похожим стилем. Особенно его восхищал саунд, в котором гармонично переплетался рок и авангард. Лу Рида он считал лучшим, одним из самых влиятельных музыкантов в мире. Под влиянием The Velvet Underground Боуи создал группу Hype. Они играли нечто более роковое, чем сам Дэвид раньше, но не просуществовали долго.

После провала с группой, Боуи решает сделать нечто абсолютно другое и приходит в Trident Studios с идеей альбома, обещая, что он станет успешным.  Это была очень странная для 72-го года пластинка, которая в результате получила название «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars».

Один из немногих альбомов-историй, где каждая песня по смыслу и звучанию продолжает предыдущую. В истории музыки таких работ мало, а меняющих реальность во время прослушивания — и вовсе единицы. Боуи сумел стереть грань между художником и творением, направил рок-музыку в новую, цветную эпоху. Никто после Дэвида Боуи не сумел создать нечто настолько эпатажное и одновременно важное.

«Я постоянно чувствую, что в моей жизни не хватает какого-то существенно важного звена, но какого именно — понять не могу. Ясно одно: я — игрушка в руках судьбы, а значит и сам имею право на эксперименты с собственным окружением.

Основной метод прост: необходимо довести людей до такого состояния, когда они просто вынуждены на меня реагировать. Обожаю тактику шока. По-моему, творчество, которое не шокирует, лишено всякого смысла. Мои эксперименты не всегда приятны; некоторые из них мне самому кажутся оскорбительными и даже опасными. Но слышать о собственном «разлагающем влиянии» на молодежь мне просто смешно. Чувства «высокой ответственности» я, должно быть, лишен с самого детства».

«Five Years»

Первая песня альбома, повествующая о том, что Земле осталось пять лет до уничтожения. На постоянный вопрос, почему именно такая цифра, Боуи как-то ответил: «Потому что тогда был плохой день». Но существует еще несколько фактов, которые в 72-ом году знаменовались пятилетним сроком для Боуи.

Первое — Боуи тогда было 25, то есть без пяти лет 30. Второе — история о сне музыканта, где он увидел своего больного отца, который сказал, что Дэвиду осталось жить пять лет. А однажды Боуи признался, что думал о своем брате Терри, когда писал «Five Years».

«Soul Love»

Песня о трех видах любви: «каменной» (к умершим близким), романтической и духовной (к Богу). Критики находят в ней глубокий религиозный подтекст, как и во всем альбоме.

Если говорить о любви, то у Боуи в то время был своеобразный подход к этому понятию. В интервью с Уильямом Берроузом в 1994 году он говорил, что не понимает значения слова «любовь» и уверен, что другие также думают неправильно.

«Я уверен, вы неправильно понимаете любовь. Любовь для вас — это люди, говорящие друг о друге: Мы любим друг друга. Согласен, на них приятно смотреть, но ими движет страх одиночества, желание найти человека, с которым можно прожить несколько лет. Но это нельзя назвать любовью. Для этого есть другое слово. Жаль, я не знаю, какое».

«Moonage Daydream»

Одна из самых важных композиций альбома, повесть о том, как появился Зигги: «I'm the space invader, I'll be a rock 'n' rollin' bitch for you». Создание Зигги — комбинация веры, бунта, сексуальной свободы и страсти.

Впервые песня вышла в 1971 году как сингл проекта Боуи Arnold Corns. Это были некие эскизы образа Зигги Стардаста. Под влиянием песни The Hollywood Argyles «Sure Know a Lot About Love», Боуи добавил соло саксофона и пикколо. В звучании чувствуется значительный вклад Мика Ронсона и его космической гитары.

Участники «The Spiders from Mars» Тревор Болдер и Мик Вудмэнси, а также продюсер и звукорежиссер альбома Кен Скотт,  называют «Moonage Daydream» своей любимой у Боуи периода Зигги Стардаста.

В 2002 году Дэвид Боуи издал книгу об эре Зигги под названием «Moonage Daydream: The Life & Times of Ziggy Stardust».

«Starman»

Самая хитовая композиция альбома, которую Боуи долго не решался включать в треклист. Вместо нее должен был числиться кавер на «Round Round» Чака Берри. Однако Дэвида убедили записать свою песню и выпустить синглом, что стало новой эпохой в творчестве Боуи — «Starman» повторил и даже переплюнул успех единственного на то время хита «Space Oddity».

Это история о том, как Зигги контактирует с молодежью с помощью радио. Боуи: «Starman — песня, которую Зигги написал, чтобы вдохновить людей следовать за ним. Все это было враньем, но он продолжал. И тогда он был раздавлен собственным эго».

Композиция написана под влиянием классической «Over The Rainbow», которую Джуди Гарленд исполняла в «Волшебнике страны Оз».

Безусловно, «Starman» одна из самых ироничных, сюрреалистичных и влиятельных песен всего творчества Дэвида Боуи.

«It Ain’t Easy»

Единственная песня «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars», не написанная Дэвидом Боуи. Это кавер на композицию американского блюзмена Рона Дэвиса, повествующую о сложностях пути к славе. Многие удивляются, почему музыкант включил ее в пластинку, имея огромный запас собственного материала.

«Вначале это должен был быть полностью концептуальный альбом, но затем я как бы немного сдался, потому что нашел песни, которые захотел включить в альбом, хотя они и не полностью соответствовали истории Зигги… Поэтому он немного «сломан» и немного фрагментирован… Я всего лишь закурил сигарету… Все равно, все на этом альбом соприкасается с историей, которой на само деле не было».

«Lady Stardust»

Баллада, написанная Боуи для давнего друга — Марка Болана, фронтмена глэм-рок группы T.Rex. Зигги исполняет песню в женском облике и все глазеют на него.

«Мне кажется, это очень милая песня. Она даже сегодня звучит очень хорошо. Мне она нравится — удачный пример написания песен», — говорил Боуи в 1997 году.

В композиции присутствует прекрасное звучание клавиш, а образ Зигги здесь — ярчайший пример андрогинности, бисексуальности и глэма.

«Star» и «Hang On To Yourself»

Зигги мечтает быть рок-н-ролльной звездой. Это всего лишь амбиции, он не понимает всех сторон популярности. Как The Byrds решили стать рок-звездами после просмотра «A Hard Day’s Night», так и Зигги в один прекрасный день понимает, что это его единственный путь. Позже Дэвид признался, что немного позаимствовал бэк-вокал и принцип звучания из «Lovely Rita» The Beatles.

Если «Lady Stardust» — это то, как Зигги выглядит на сцене, а «Star» — его амбиции и планы, то «Hang On To Yourself» — то, что он, собственно, исполняет.

Боуи написал «Hang On To Yourself» под впечатлением от поездки в США. Оскар Уайльд говорил: «Америка — самая шумная страна из всех существующих». Боуи сумел передать этот американский «шум» в песне — она самая громкая в альбоме, противоречивая и игривая: «We can't dance, we don't talk much, we just ball and play. But then we move like tigers on vaseline».

«Ziggy Stardust»

Объемная история Зигги, в которой его поглощает собственное эго, начинается деградация, и он решает покинуть группу «пауков с Марса». Вторая по успешности композиция альбома, после «Starman».

Боуи говорит, что посвятил эту песню Винсу Тейлору, но многие находят в тексте отсылки к Джимми Хедриксу: «играет левой рукой», «патлатый чудак». Это история о неком рок-н-ролльном Боге. Также отмечают, что здесь Зигги Стардаст — собирательный образ падшей рок-звезды.

«Suffragette City»

Зигги распутил группу и пустился во все тяжкие — его интересуют наркотики и секс. В этой композиции особенно чувствуется влияние «Заводного апельсина» и образа Малкольма МакДауэлла — взгляд и поведение «террориста, готового действовать».

«Suffragette City» — гимн глэм-рока и одна из величайших песен Боуи, полная метафор и намеков. Звучанием напоминает работы Литл Ричарда и первые рок-н-ролльные риффы вообще. Особенно четко звучит гитара Ронсона.

«Rock ‘N’ Roll Suicide»

Последняя и одна из самых театральных композиций альбома. Зигги стал старым и никому не нужным, аудитория убила его. Боуи как бы продолжает идею The Who «I Hope I Die Before I Get Old».

По стихотворной композиции песня напоминает «Время берет сигарету…» Мануэля Мачадо, а суицидальное окончание истории Зигги Стардаста — «Трубку» Шарля Бодлера: «Мне сладко сердце в нем согреть. И дух, измученный тоскою, вернуть к блаженству и покою».

Выдуманная история Зигги Стардаста, один из величайших альбомов одного из величайших музыкантов  —  сплетение лучших примеров в создании музыки, в созидании происходящего и попытках его изменить, в сохранении целостности творения и творца.

Все это вызывает сотни глубоких ассоциаций — от вранья в новостях,  псевдо-проповедников, биографий великих и падших рок-звезд до рок-н-ролльной составляющей и вымышленной жизни каждого из нас.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 1 комментарий
  • Анонимный пользователь 3 июля 2012 г. 19:15
    Спасибо, что написали, об одном из величайших и любимейших альбомов!

Лучшие комментарии
03.07.12 19:15
5
Анонимный пользователь
Спасибо, что написали, об одном из величайших и любимейших альбомов!